Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кончина Патриарха Никона. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Совершенно изможденный, принявший незадолго до кончины схиму, “Никон, распростершись на одре и сложив крестообразно руки, вздохнул и отошел 17 августа 1681 года с миром”. Своим душеприказчиком он назначил Царя Феодора Алексеевича. Государь с умилением воспринял это и сказал: “если так святейший Никон Патриарх возложил на меня всю надежду, воля Господня да будет, и я его в забвение не положу”. Он велел везти тело в Новый Иерусалим, но патриарх Иоаким не желал воздать усопшему почестей святительских, как лишенному сана восточными Патриархами. Государь же убедил Митрополита Новгородского Корнилия действовать при погребении подобающе, и сам, участвуя в обряде, нес на ременах своих гроб. Государь последовал за Никоном к Господу уже через 9 месяцев - 27 апреля (10 мая) 1682 года. Так мало (1676-1682) Царствовавший Феодор Алексеевич, незадолго до своей светлой кончины, свершил великую милость - испросил усопшему Никону разрешительные грамоты четырех Патриархов. Предстоятели Восточной Церкви признавали церковные заслуги Никона и грамотами своими разрешили имя его заново включить в священный лик Патриархов, ибо этот великий муж Русской Православной Церкви всегда был достоин своего высокого сана, хотя временно испытывал искушения и скорби. Вся полнота трагедии низвержения из сана патриарха Никона открылась позднее. Уже 21 декабря (3 января) 1666 года, некоторые из русских Архиереев при чтении свитка восточных Патриархов о низложении Никона, в одном из мест смутились. Они поняли, что здесь унижена неправильно Патриаршая власть пред Царской. Возникли споры. Особенно возражали главные противники Никона; Митрополит Крутицкий Павел, блюститель Патриаршества, и Митрополит Рязанский Илларион. В записке, представленной ими Патриархам Восточной Церкви, в объяснении своих сомнений были высказаны следующие пророческие для России слова: “вы находитесь под властью неверных агарян, и если страдаете, то за ваше терпение и скорби да воздаст вам Господь. А мы, которых вы считаете счастливыми, как живущих в Православном Царстве, мы трикратно злополучны; мытерпимвсвоихепархияхвсякогородапритесненияинесправедливостиотбояр, и хотя большую частию стараемся скрывать и терпеливо переносить эти неправды, но мы ужасаемся при мысли, что зло, с течением времени, может увеличиваться и возрастать, особенно если будет утверждено за настоящее правило, что государство выше Церкви. Мы вполне доверяем нашему доброму и благочестивейшему Царю Алексею Михайловичу, но мы опасаемся за будущее” (Митрополит Макарий (Булгаков)). И хотя после обсуждения этого вопроса Патриархи Антиохийский Макарий и Александрийский Паисий сказали: “пусть будет заключением и результатом всего нашего спора мысль, что царь имеет преимущество в политических делах, а патриарх в церковных”, так, что все рукоплескали и взывали: “многая лета нашему победоносному Государю, многая лета и вам, Святейшие Патриархи!”, мы знаем из истории Отечества нашего, что опасения Патриарха Никона и Митрополитов были не напрасными. Устранил Патриарший Престол и учредил вместо оного мирской Правительствующий Синод - младший сын Царя Алексея Михайловича Петр I Алексеевич (1689-1725). Из слов последнего мы знаем, как памятно ему было дело Патриарх Никона. Так, во время розысков, последовавших за казнью его сына несчастного Алексея Петровича, Государь Петр Алексеевич находился в страшном гневе и раздражении, говоря буквально следующее: “О бородачи! Отец мой имел дело с одним, а мне приходится иметь дело с тысячами. Как бы не монахиня (Евдокия) и не монахи, не дерзнул бы Алексей на такое неслыханное дело”. На этом мы прервем рассказ о Государе Алексее Михайловиче и его времени, ибо наступало другое – лихолетье, попущенное Богом за разрушение столь великой Симфонии властей Божественной и Царской. Не об устранении ли смуты и прискорбного разделения молится ныне Россия Великая, Белая и Малая? Не о том ли сказаны были некогда пророчества? О того нам есть и теперь о чем вспоминать и молиться на панихидах по усопшему 29 января (11 февраля) 1676 года Государю Алексию I Михайловичу.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы