Олег Фёдоров от 19 сентября 2016 в 20:45
запись закреплена
О происхождении слова «лан». Оно возникло как противопоставление слову «ор». Напомню, что изначально ор означает вопль, вопение, а позже им начали обозначать также пашню, пахотное поле. Эта дополнительная смысловая нагрузка возникла оттого, что процесс посевных работ был сопряжён с проведением неких магических ритуалов,
благодаря которым урожайность засеянных полей значительно повышалась – при проведении этих ритуалов орали какие-то свои магические формулы, и в результате всё данное действо со временем вкратце назвали ором, а сами такие поля получили название орных полей.
Словом же «лан» начали называть остальные, не орные поля. Одним из основных значений слова «ла» было «разговор, говорильня, базар (в смысле разговора)», а окончание «-н» указывало на изменение изначального смысла слова, поэтому «лан» так и расшифровывается, как «неразговорность», то есть, как «молчаливость, молчание». Что, в общем-то, вполне естественно для проведения полевых работ, при которых было не до разговоров (за исключением особых случаев магического ора, разумеется).
И в этом своём значении слово «лан» сохранилось и доныне как устаревшее обозначение пашни, обрабатываемого поля. Именно у нас сохранилось, в старорусском языке. Ну, а во многих других языках оно сохранилось как обобщённое обозначение территории, занимаемых земель. Все эти окончания «-ланд», «-ленд», «-лянд» (от ШотЛАНДии до ФинЛЯНДии) означают ни что иное, как занимаемые земли, земли обитания.
Не исключено, что это «-ланд» произошло как искажение слова «-лант». Лант, собственно, и означает земли обитания как обобщение занимаемых полей, территорий. И в этом смысле оно сохранилось, например, в слове «АтЛАНТида».
У нас же лан в смысле не поля, а просто места, сохранилось, например, в слове «чулан». Чулан это кладовка, отделённая от основного помещения тонкой перегородкой (во всяком случае, более тонкой, чем основные стены помещения), иногда такая перегородка даже не доходит до потолка. А слово «чу», как мы знаем, означало «слух, слышимость». То есть, чулан это место, из которого всё хорошо прослушивается.
Возможно, уже впоследствии данная смысловая конструкция – лан – приобрела обобщённый смысл и начала использоваться как синоним слова «молчание», начала обозначать молчание как таковое. Вероятный тому пример – название животного лань. Не исключено, что ланью его назвали именно по причине его молчаливости – все животные издают какие-то свои звуки, а от лани этого и не дождёшься, не любит лань себя выявлять.
В английском языке сохранилось интересное слово «ланч». Так они называют второй завтрак, употребляемый ими после полудня. Вполне естественно произвести это слово от «лан» в смысле перекусона во время полевых работ. Скорей всего, именно так оно и произошло.
И наверняка немало других слов вполне естественно было бы от такого изначального «лан» произвести. Пока что это так… навскидку несколько пришедших на ум слов.
Дмитрий Ларечкин от 19 сентября 2016 в 22:15
ЛАНиты, Хуа МуЛАНь (женщина, которая вышла на войну вместо своего слишком старого отца – возможно, личность мифическая, а не реальная), ЛАНдшафт, баЛАНс, кЛАН, пЛАН, таЛАНт, фЛАНг, посЛАНие, горЛАНить, дЛАНь, воЛАН (тот, кто воландает), ЛАНцет, меЛАНхолик, меЛАНж, пЛАНета, шаЛАНда, каЛАНча, паЛАНтир, пЛАНктон, пЛАНтация, ТайЛАНд, ЛАНдыш. Думаю, хватит :)
Олег Фёдоров от 19 сентября 2016 в 23:20
Дмитрий, к чему Вы всех этих ландышей от Хуа Мулань накидали? Со списками слов я тоже обращаться умею. Вопрос ведь в правильной их интерпретации, а не в общем перечне – а с этим уже сложнее.
Впрочем, слово "ланиты" расшифровать не так уж сложно, пожалуй. Напомню, что слово "ланиты" обозначает "щёки" в старорусском языке. Слово "ит" в СТМ я раскрывал уже как "совмещённость", но оно также может толковаться как "подобность", и здесь это его второе значение более уместно. В связи с этим значением "лан-ит" может быть истолковано как "полеподобный" в смысле "плоский", что вполне естественно для образного обозначения щёк, представляющих среди всех выпуклостей лица единственное относительно плоское место (ну, если не считать лба, конечно).
А вот как расшифровать Хуа Мулань.... Теряюсь в догадках.... Впрочем, женщины они всегда такие – поди их расшифруй... замучаешься :)
Олег Фёдоров от 19 сентября 2016 в 23:57
Кстати, «ландыш» просто напрашивается истолковать его как «полевое дыхание». Ландыши обычно разрастаются и образуют собой целые поляны или даже поля, и, когда они цветут, то в этих местах их нежный аромат вполне отчётливо можно уловить. Он, конечно, уступает по силе запаху черёмухи и даже подмаренника, но тоже вполне ощутим. Нежное дыхание весеннего поля – ландыш.
Павел Харюк от 20 сентября 2016 в 0:40
Дмитрий, нужно хотя бы этимологию слов проверить. Да, выдвинуть гипотетические варианты часто весьма несложно, но это не отменяет необходимости проверки этих гипотез.
Я не лингвист, но вот что мне предложил поисковик:
1. Каланча. Этимология указывает на родственность с турецким словом kala, "крепость":
http://diclist.ru/slovar/fasmera/k/kalancha.html
2. Ландшафт, Тайланд – здесь тот самый land (лэнд, ланд, лянд):
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ландшафт
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тайланд
А с другими словами интереснее. Баланс – заимствование из французского balance через итальянское bilancio (весы, равновесие), произошедшее от латинского bilanx «из двух чаш». У весов чаши ведь плоские были?.. – впрочем, нужно копать дальше.
https://ru.wiktionary.org/wiki/баланс
Шаланда – "плоскодонное судно", южн. укр., (Даль). Заимств. из франц. сhаlаnd "грузовое судно", которое происходит от ср.-лат. chelandium, позднегреч. χελάνδιον. "То, что плоское"? – тоже нужно проверять, сейчас это не более чем предположение.
http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-..
Но эти проверки, вообще-то, нужно делать самому, даже если версия впоследствии подтверждается. И тщательность в этом вопросе вряд ли повредит.
Олег Фёдоров от 22 апреля 2018 в 22:11
Хотел бы затронуть подробней тему Мнемосины и зевсовых муз, поскольку ранее она затрагивалась вкратце и это, кажется, вызвало некое её непонимание.
Мнемосина – одна из богинь в древнегреческой мифологии. Она является производным Урана и Геи, находится в статусе их дочери. Принадлежит к старшему поколению богов, то есть заведомо старше Зевса, с которым позже образовала некие творческие потенции, именуемые музами. Мнемосина мало упоминается в древнегреческой мифологии (верней, о ней дошло мало сведений), поэтому может создаться впечатление, что она является некой второстепенной богиней. На самом деле она принадлежит к одним из главных старших божеств – к титанам, и находится в одном ряду с Кроносом, Реей, Океаном и другими титанами.
Её имя мало что говорит о ней самой. Это вообще не имя, это один из эпитетов некой богини (титаниды), оставшейся для нас в неизвестности. Слово "мнемосина" является составным и происходит от сочетания слов "мнемос", означающего "память", и "син", означающего "умаление силы, лишение силы". Таким образом, Мнемосина это богиня, умаляющая память, ослабляющая её, или даже лишающая памяти. Можно сказать, что это богиня, насылающая забвение, а можно сказать и так, что это богиня, дарующая забвение. Из самого имени сложно сделать достаточно определённые выводы о характере этой богини, но зная то, как формировались подобные имена-эпитеты у некоторых из древнегреческих богов, можно утверждать, что эпитет Мнемосина не отображает главных свойств этой богини, это всего лишь один из штрихов, как-то её характеризующий по одному из её качеств (и вполне возможно, что речь идёт о качестве далеко не самом важном). Подобные эпитеты часто становились дополнительными именами и превращались в наиболее употребительные имена богов в том случае, когда главное, настоящее имя желательно было произносить пореже или даже сделать его тайным – так было во многих культурах, и греки здесь всего лишь не являются исключением.
Итак, у Зевса от Мнемосины появились дочери-музы. Зевс в соединении с Мнемосиной произвёл на свет некие потенции, которые Зевса характеризовали и определяли его возможности воздействия на окружающий мир. Какими были эти потенции? Согласно сохранившихся их описаний, это были творческие потенции артистического искусства – от драмы до комедии, в том числе музыка, танец, песня и вообще стихотворчество в самых разных своих формах. Поскольку стихи, равно как и драмы с комедиями, надо было не только исполнять, но и сочинять вначале, то мы можем сказать, что это были потенции не только лишь непосредственно артистические, а в более широком смысле гуманитарные. Хотя изначально там многое было замешено именно на артистизме, на отображающей реальность игре.
Согласно сохранившихся сведений, всего муз было девять. Вряд ли это был исчерпывающий перечень муз, но древние греки насчитали вроде как девять, согласно тогдашних их представлений об искусстве. Не будем всех этих муз перечислять – их список вместе с их характеристиками несложно найти в Интернете (в той же Википедии, например), остановимся только на тех из них, которым приписывают явно не те качества, которые им изначально соответствовали.
1. Клио. Само имя этой музы переводят как "Дарующая славу", и изначально она была музой героической песни. К этим песням относили даже не столько призывающие к героизму марши, сколько песни, восхвалявшие уже совершённые подвиги, так же как и самих героев, эти подвиги совершивших. То есть по ведению этой музы проходили героические баллады, дарующие славу воспевавшимся в этих балладах героям. Ну, а баллада это песня-история, это разновидность исторического рассказа. Из такой вот связки, по всей видимости, музу Клио и начали со временем считать также и богиней истории как таковой, истории как науки. И из музы превратили её в учёную даму. Быть может, хотели как лучше, но саму музу такая метаморфоза вряд ли обрадовала.
2. Каллиопа. Её имя переводят как "Красноречивая", и изначальное её предназначение – быть музой эпической поэзии. Каллиопа вдохновляла на эпосы. И не более того. Но потом её нагрузили также философией, а позже, как перекинутый от философии мостик, даже начали считать музой науки как таковой. Муза и наука – они вообще хоть как-то рядом находятся? Но кому-то очень хотелось... а когда очень хочется, то и до абсурда недолго дойти. Хотя, почему её начали считать "музой" философии, догадаться несложно – эпосы полны пространных рассуждений обобщённого свойства, так что кому и писать философские трактаты, как не Каллиопе.... В общем, кто любит жареную картошку? Ты, Каллиопа? Марш на кухню картошку чистить!
3. Полигимния – муза торжественных гимнов и... сельского хозяйства как такового. Нет, как эта связка образовалась, понять можно... но зачем? Зачем они заставили музу свиней пасти? Не понимаю....
4. Но интересней всего судьба Урании. Изначально она вдохновляла устремлявшихся к небу ("уранос" это "небо" у древних греков). Что за этим стоит, понять так несложно. Но это ж надо хотеть понять.... А когда хочется чего-то другого? Что до того, что устремление вверх, к возвышенному, к небесному, к духовному явно должно проходить по ведению некой вдохновляющей на такое несуетное музы? Не нужна нам такая муза! Так что давай-ка ты, Урания... что, не хочешь чистить картошку? Хорошо, будешь звёзды считать. И музу Уранию зачислили в астрономы. Вручили ей в руки небесный глобус и циркуль, и с тех пор она покровительствует науке астрономии. Но смутно тяготеющие к истокам, от которых всё пошло, знают, что астрономия выросла из астрологии, и начинают молиться Урании как главной астрологине. И потом выдают такое.... Нет, ребята, астрология проходит по ведению долготерпеливого Иисуса – ибо другие такого не вытерпели бы – так что вы не тому молитесь. А муза Урания... ну, она всего лишь муза, она может только вдохновить, и вдохновить явно не на то, к чему вы устремлены – возвышенное и тщеславное это разного поля ягоды...
И, увы, за всем этим проглядывает даже не столько глупость человеческая, сколько чья-то вполне определённая намеренность. И чья бы это? А вот давайте мы к истокам и копнём. В истоках же у нас стоит музов папа, в истоках у нас находится сам создатель муз Зевс. Некогда он был творческой и вдохновлявшей всех на всё хорошее силой, и дочки его были большими ему в этом помощницами, потом же.... Потом он стал Главным. И ему захотелось большего. И он начал создавать совсем другие вдохновляющие потенции. И вдохновлённый ими народ начал на все лады гадать: "Неспроста ж эти музы такие вдохновительные... а на что ещё они вдохновляют?... и какую бы с них ещё пользу можно было поиметь?... Не иначе, как всем наукам они голова...." И молчит их папа, скромно потупя очи долу – "ну, вот вы и сами догадались...."
Впрочем, это что.... позже Зевса начали считать и небесным царём, и даже Отцом мира. Но всё же желательно бы понимать, что у Зевса-Юпитера есть свои изначальные функции. И в пределах этих функций он вполне хорош. Но когда он берётся за большее... там просто функции такие, что не очень позволяют ему это большее качественно делать. На это большее он просто не тянет – вместо внятной науки и достойного правления начинаются понты поэта – и не более того. И даже изначальные его функции начинают приобретать искажённый вид в угоду одолевшего им тщеславия.
А чтобы в этот театр абсурда не втягиваться, надо бы понимать пределы его функций и относиться к ним с должным уважением. Это и без того очень значимые функции – создающие самого человека функции. Просто к науке и делам управления они имеют довольно опосредованное значение, и не стоит их грузить тем, что им мало свойственно. Мне так кажется.
Олег Фёдоров от 26 апреля 2018 в 10:58
Как пример эпитета, заменившего настоящее имя у древнегреческих богов, можно привести, например, имя Аполлона.
Это имя, кстати, считается одним из самых непонятных – никто до сих пор не может взять в толк, откуда оно пошло и что означает. Роберт Грейвс, известный британский писатель и автор книги "Мифы Древней Греции", как-то так напрямую и сетовал – мол, народ, от которого у греков сохранилось это имя, остаётся неизвестным, ибо ни от одного из известных тогдашних языков это имя не производится. Именно так считает вся западная наука. Мы же, в нашем ирреальном очаровании Западом, послушно плетёмся у этой их науки в хвосте. И ни у кого даже мысль не шевельнётся в направлении пеласгов и родственных им славянских племён, заселивших некогда греческие земли, в направлении родства нашего праславянского языка и санскрита, и так далее – в направлении того, что многое мы можем расшифровать очень просто, поскольку оно изначально наше. У Запада есть своё ирреальное очарование – очарование невосприятия всего славянского, мы же... плетёмся у них в хвосте.
Точно так же, кстати, некогда долго не могли расшифровать язык хеттов, соседей древних греков, пока некий поляк, не мудрствуя лукаво, не примерил к нему свой польский – и дело удивительно быстро пошло. Оказалось, что хетты были праславянами, и любой из нынешних славянских языков является к их языку прямым ключом.
Итак, Аполлон. Чтобы понять, что это имя означает, достаточно убрать из него вторую "л", возникшую в латинизированном варианте написания этого имени, и присмотреться к получившемуся слову "аполон". Что такое "полон" никому из нас объяснять не надо, приставка же "а-" с древности носила отрицающее значение и в этом виде от древних греков до нас и дошла. Таким образом, имя Аполлон означает Непленящий.
Это в чистом виде эпитет, а вот почему он у солнечной силы возник, нужны дополнительные объяснения.
Вообще, всё дело в том, что "Бог дал человеку волю". Это означает, что человеку дано сформироваться в самостоятельную личность, осмысливающую мир и собственную деятельность, и быть ответственным за свои поступки как личности самостоятельной. Поэтому задействованные в этом процессе силы никогда не давят на человека, не подчиняют его своей воле, могут только направить, подсказать – и не более того – и солнечные силы к таким силам тоже относятся.
Особенно это относилось к последней созданной перед Потопом породе человека – к тогдашней высшей расе, сохранившейся после Потопа как хора. Тем вообще давались не прямые подсказки, а завуалированные намёки, предполагавшие возможность разных вариантов их понимания – они должны были сами догадаться, что за этим может стоять – и они с этим неплохо справлялись. Но со временем значительная часть хора деградировала до уровня обычных людей, и на этом уровне понимать такие неоднозначного свойства намёки становилось всё трудней – для их толкования искали людей поголовастей и обращались к ним за советом. Как это было, до нас неплохо донесла история оракула при храме Аполлона в Дельфах – в дельфийском оракуле проявлялись именно солнечные силы, и над ответами прорицательниц-пифий, через которых эти силы давали людям подсказки, приходилось думать и думать, а многих они просто ставили в тупик.
Вот где-то в те времена, когда люди ещё могли напрямую взаимодействовать с солнечными силами, но уже затруднялись их правильно понимать, и родилось название Непленящий. Это был ироничный эпитет, поскольку люди ещё понимали причину такого к ним отношения со стороны Солнца – им давалась возможность самим делать выбор и поступать в соответствии с собственным пониманием и собственной волей – но там ведь, в этих завуалированных, двойственных подсказках предлагались и наиболее правильные, наиболее оптимальные варианты, а вот понять их... вот уж точно не пленящая сила.
А со временем, когда в сокрытии настоящих имён духовных сил появилась своя актуальная необходимость, эпитет "непленящий" стал именем солнечной силы. И мы теперь знаем эту силу под именем Аполлона. Остаётся только добавить, что саму солнечную силу такое её название никак не задевает – это вполне изящное, несущее в себе одну из главных характеристик данной силы её определение, которое её вполне устраивает.
Где-то так же, скорей всего, обстояло дело и с именем Мнемосина. Не исключено, что там, в присвоении той силе именно такого эпитета в качестве её имени, тоже присутствовала своя ирония, но понять, что за этим тогда стояло... нужны дополнительные сведения.
Кстати, кроме титаниды Мнемосины, есть ещё одна Мнемосина – мистическая река в преддверии мира отошедших душ. Но это уже другая история.
Олег Фёдоров от 19 сентября 2018 в 18:11
Некогда, давно уже, когда при взаимодействии с некими духовными силами я произносил слово «хорошо», там слегка напрягались – им это слово не нравилось, они считали его глупым. Почему так, я не мог понять; долго ломал голову над слоговыми составляющими этого слова, его расшифровкой, но так и не пришёл к определённому выводу.
И вот, относительно недавно, в начале лета, мне был дан ответ. Как-то само вдруг мелькнуло, непроизвольно раскрылось, хотя и не задумывался совсем на эту тему. По тому, как именно это происходило, я понял, что это не просто случайный ход мысли, а именно намеренное раскрытие мне вопроса, которым я когда-то задавался. Достоверный ли это ответ, даже не берусь судить. Думаю, что, скорей всего, достоверный, а там как знать…. Проверить это невозможно, в любом случае, как один из вариантов такая расшифровка слова имеет право на существование.
Слово «хорошо» возникло как идиома – неизменяемая в речи фраза, которая выражает не прямой, а некий условный смысл. Возникло случайно, в шутливом виде вошло в оборот, да так и закрепилось на полном уже серьёзе. Там дело было при каких-то хороводных гуляниях, когда народ был в тонусе празднично бодром и шутливом. Кто-то не совсем внятно сказал что-то на хороводную тему, а кто-то другой не совсем расслышал и в некотором раздражении этой надоевшей ему невнятностью переспросил: «Хоро… – шо?». Ему в ответ произнесли его же слова, только уже в другом тоне – с успокоительными интонациями, из которых следовало, что всё нормально, мол, и ни к чему так беспокоиться. Интонации получились достаточно убедительными – и всем такой ответ понравился. И шутя начали его копировать, тем более что в том бодром хороводном тонусе, когда шутки воспринимаются явно оживлённей и запоминаются прочней, это было вполне естественно – и заряда этой шутки хватило надолго. Так это слово и прижилось. И сегодня мы неспроста его знаем как слово не только утвердительно-положительное, но и как успокоительное – «всё хорошо».
Ну, а по столь естественному нам беспокойству наших русских натур, вечно что-нибудь неспокойное затевающих, фраза эта куда как чаще произносится в форме «всё будет хорошо» – и в форме такого успокоения она, кажется, куда более для нас естественна.
Раскрыто мне было данное значение слова в самом начале июня, когда Солнце было в Гиадах, и вовсю проявлялись гиадовы энергетики. Там действуют не только лишь сами по себе сатировы силы, там сложный комплекс энергетик, в котором проявляются и некие прежние, изначальные положительные его составляющие – и вот, нечто из тех сил дохнуло неким своим образным знаком на эту тему, дало ему дополнительное смысловое сопровождение, и раскрытие получилось вполне понимаемым. Скорей всего, раскрытие это произошло именно в это время и от данных сил по той простой причине, что данное событие с образованием слова «хорошо» случилось именно в это их время и при их присутствии. Из этого следует уже то, что время соединения Солнца с Гиадами некогда было отмечаемым праздничным событием, во время которого, по меньшей мере, водили хороводы – это было значимое для тогдашних людей событие. И только позже падшие люциферовы силы подмяли это время под себя и превратили его во время откровенно негативное.