Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 15 / 28 января, в Соборе новомучеников и исповедников Российских



Прот. Михаил Самсонов. 1939 год. Фотография с сайта stpmm.ru

Родился 15 / 28 сентября 1867 года в деревне Шор-Касы Атаевской волости Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Шумерлинского района Чувашии) в семье крестьянина.

В 1880 году окончил Ходаровское инородческое начальное народное училище.

В 1892 году был рукоположен в сан диакона к селу Туваны.

В 1894 году - в сан священника к селу Раскильдино Курмышского уезда.

В 1900 году был перемещен в село Красные Четаи, а в 1905 году - вновь в село Раскильдино.

В 1905 - 1908 годах состоял депутатом от духовенства на окружных и епархиальных съездах, с 1906 года назначен помощником благочинного, с 1910 года назначен заведующим второклассной учительской школой в селе Красные Четаи, в должности которого состоял до 1918 года.

С 1914 года определением Епархиального начальства назначен постоянным следователем от духовного ведомства по Курмышскому уезду.

В 1923 году был возведен в сан протоиерея.

В 1924 - 1929 годах состоял благочинным округа.

В 1925 году обновленцы на некоторое время захватывали храм в селе Раскильдино, где служил отец Михаил.

В 1929 году, служа в селе Красные Четаи, по прошению был уволен за штат.

В 1930 году епископ Алатырский Митрофан (Гринев) благословил «возвратиться на свой приход в с. Красный Четай и не оставлять верующих без Богослужения в великие дни».

В 1936 году был назначен благочинным приходов Аликовского района ЧАССР.

10 декабря 1937 год был арестован в селе Раскильдино.

12 декабря, на допросе, следователь спрашивал, проводил ли обвиняемый контрреволюционную агитацию в деревне в виде распространения провокационных слухов о гибели соввласти и колхозов. Отец Михаил обвинения отверг.

На допросе, состоявшемся 19 декабря следователь спрашивал: «Какую установку вы дали председателю церковного совета Федорову Ефиму по разложению колхозов и против выборов в Верховный Совет? По вашей инициативе церковный совет написал заявление о разрешении церковного звона в день выборов в Верховный Совет, чтоб отвлечь избирателей от участия в выборах». Отец Михаил ответил, что виновным себя в предъявленных обвинениях не признает.

На повторном допросе в этот же день следователь спрашивал:

- Вам предъявляется обвинение по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР, выразившееся в том, что Вы совместно с председателем церковного совета Федоровым Ефимом проводили антисоветскую деятельность, направленную по разложению колхозов и против выборов в Верховный Совет. Отдельных активистов села Вы вовлекли через опаивание водкой. Кроме того вели антисоветскую агитацию против Государственных платежей. Признаете ли себя виновным в предъявленном обвинении?

- Виновным себя не признаю, а объясняю следующее: я Федорову Ефиму и другим членам церковного совета

Сщмч. Михаил (Самсонов). Икона с сайта stpmm.ru

никакое заявление не сочинял, правда, Федоров Ефим по этому вопросу был у меня, но я отказался. Кто им сочинил заявление указать не могу. Когда служащий и налоговый инспектор приезжали в Раскильдинский сельсовет собирать налоги, то и меня вызвали и говорили, что Ваш доход достигает до 5 тысяч рублей и из этого расчета уплатите налог. После этого я им говорил, что Вы налоги берете с потолка, у меня столько дохода нет как вы думаете. После таких разговоров я налог уплатил и ушел.

14 марта 1938 года спецколлегией Верховного Суда Чувашской АССР был приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Был этапирован в Алатырскую исправительно-трудовую колонию.

Скончался 28 января 1942 года. Был погребен на кладбище колонии в неизвестной могиле.

27 декабря 2007 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Награды

Церковные

  • набедренник (1900)
  • скуфья (1904)

· «Благословение Божие за заведывание Больше Токташевской и Туры Выльской церковно-приходскими школами и вообще за пастырскую деятельность» от епископа Симбирского и Сызранского Никандра (1904)

  • камилавка (1912)
  • серебряная медаль в память 25-летия церковно-приходских школ (1915)
  • золотой наперсный крест (1919)
  • палица (1925)
  • наперсный крест с украшениями (1931)

Светские

  • серебряная медаль в память царствования императора Александра III (1915)
  • темно-бронзовая медаль за первую всеобщую перепись 1897 года (1915)
  • светло-бронзовая медаль и серебряный нагрудный крест в память 300-летия Дома Романовых (1915)

Использованные материалы

  • Жизнеописание с сайта Чебоксарского Свято-Троицкого православного мужского монастыря
    • http: //www.stpmm.ru/documents/zh_mih_sams.doc
  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/newmr...tk*

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

2В ней свидетельствованы древние.

3Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

4Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

8Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

11Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26и поношение Христово почел бо́ льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, - на что покусившись, Египтяне потонули.

30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́ лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

И снова мы читаем рассуждения апостола Павла о вере. Напомню, что этими рассуждениями он укрепляет паству, приунывшую перед лицом скорбей и гонений. И потому он приводит примеры веры. Ветхозаветные праведники, имея обетование о спасении, не имели самого спасения, но веря Богу, стремились исправлять свою жизнь, как могли, доверяли Богу. По смерти они шли в ад, ибо никто из людей не может спастись делами своими, будучи склонен ко греху и непрестанно творя зло пред Богом. Однако упоминаемые здесь люди не дождавшись спасения при жизни, тем не менее стремились повиноваться Богу. Здесь, в частности, упоминается праотец Авраам, который чуть было не принес в жертву сына Исаака, о котором было сказано, что он будет его наследником и из него будет произведен целый народ. Но он, веря, что Бог может человека и из мертвых воскресить, повиновался повелению Божию. Бог здесь лишь испытывал Авраама, а потому не допустил этого жертвоприношения. Однако этим нам дан пример доверия Богу, заботящемуся о человеке. Также здесь говорится и о потомках Авраама, от Исаака, до Моисея. Все они доверяли Богу более, чем доверяли себе. Потому апостол и приводит их в пример, ведь мы часто как бы сомневаемся в благости Промысла Божия, все время желая делать все по собственной воле. Но и в Новом Завете Господь сказал: « не заботьтесь о том, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники, ищите же прежде Царства Божия и правды его и все прочее приложится вам ». Это не значит, что мы должны ничего не делать, а только ждать, пока Бог пошлет нам все необходимое, но означает, что трудясь, заботу о результате мы должны доверить Богу, сами все свои мысли обратив на спасение душ своих. Это очень далеко от того, о чем мы, преимущественно, мыслим, но именно поэтому текст этот и читается…. Мы имеем не обетование о спасение, а самое спасение, которое мы можем наследовать уже по смерти. Потому нам ли унывать?

Евангелие (от Марка): 1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

2И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

3Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

4И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

5При сем Петр сказал Иисусу: Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

6Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

7И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

8И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

9Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

32Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.

33Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

34Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

35И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

36И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: 37кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

38При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

39Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

40Ибо кто не против вас, тот за вас.

41И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44где червь их не умирает и огонь не угасает.

45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46где червь их не умирает и огонь не угасает.

47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48где червь их не умирает и огонь не угасает.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Глава 10.

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Призыв к радикальному отсечению греховных наклонностей. Некоторые понимают эти слова буквально и ужасаются. Есть даже иные жития, где святые буквально исполняют этот призыв и списатель жития восхваляет этот поступок. Жития же святых зачастую писались через века после того, как чтимые нами подвижники предстали пред Богом, а потому нет ничего удивительного в том, что наряду с действительно имевшими место подвигами в жития вторгается вымысел, часто перетолковывающий жизнь святых в соответствии с представлениями людей мира сего. Церковь же такое членовредительство, мягко говоря, не поощряет, зачастую, древние правила налагают за это суровые прещения. Однако если сохранение отношений с иными людьми, либо еще что-то в нашей жизни угрожает нам падением в грех, то идеальный выход из ситуации – вырвать и выбросить. На практике это зачастую легче сказать, чем сделать, но если это можно совершить, вероятно, лучше с этим не медлить. Если же я не делаю этого, то сохраняю тем самым на шее камень, который тянет меня вниз.… Увы, у нас таких камней множество, а мы держим их на себе, боясь расстаться с пристрастиями. Именно поэтому эти строки и читаются здесь, дабы мы имели эти слова перед собой.

И чтения праздника преподобных отцов Павла и Иоанна. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды духа. Апостол пишет о двух противоположностях, под делами плоти понимая все человеческие грехи, так как человек склонен ко греху и охотней делает зло, нежели добро. Даже добро, которое, казалось бы, делает он, тоже часто отравлено злом, а потому не имеет цены пред Богом. А плоды духа – это плоды трудов человека по исполнению заповедей Господней. Искореняя греховные влечения и насаждая доброе в своей душе, а главное – делами уподобляясь Богу, человек внутренне соединяется с Ним. Впрочем, тайна в том, что без помощи Божией человек не может победить в этой борьбе – усилия его по исполнению заповедей лишь учат человека его немощи, тому, что без помощи Бога он беспомощен и слаб. Но лишь с помощью Божией человек делается способным одолевать в этой борьбе и пример того, что с Богом все возможно – бесчисленные сонмы святых, прославленных Церковью, стоящих у престола Божия и молящихся о нас. Но эта борьба тяжела, так что сравнение этой борьбы с распятием не случайно. Многие греховные влечения сделались естественными для падшей плоти – гнев, гордость, зависть и многое другое сделалось естественным для падшего человека. Потому для искоренения в себе греховных начал слишком часто приходится воевать с самым естеством своим, для которого естественно гневаться, естественно – гордиться, естественно – осуждать, нормально и даже приятно – услаждаться красивыми представителями противоположного пола и так далее. Но грех от этого не перестает быть грехом и это показывает – как тяжела эта борьба. А плоды, которые возникают от того, что Дух Божий поселяется в человеке, показывает, что человек близок к победе. А плоды эти – радость и мир душевный, которые неспособны поколебать никакая напасть, никакая скорбь века сего, несокрушимое терпение, готовое все претерпеть и за все благодарить Бога, не озлобляясь даже в ответ на самые страшные беды, выпадающие на долю человека. Такими плодами являются и доброта, и милосердие, видящие в любом человеке, даже в самом страшном грешнике, образ Божий, а потому любящие его и готовые ради помощи ему и пользы его истощать самого себя, жертвовать собой ради помощи ближнему. И это воздержание, без колебаний отсекающее любые влечения ко греху, которым мы обычно уступаем, и с омерзением относящееся к любому, даже самому вожделенному для другого человека, греховному влечению. Но это высота, на которой человек оказывается в результате долгой борьбы, а это бывает, чаще всего, к концу жизни. Лишь немногие стали сосудами Духа Господня, искоренив в себе вожделение ко греху, раньше… Нас это чтение призывает стремиться к этом идеалу, ибо « сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, сеющий же в дух, от духа пожнет жизнь вечную », как пишет апостол в том же послании….

Евангелие (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

И снова, как и в многие праздники преподобных, мы читаем эти парадоксальные слова. Еще недавно мы слышали

слова Христа о спасении: « человеку это невозможно, Богу же все возможно ». А еще в евангелии о Иоанна мы читаем: « без Меня не можете делать ничего …». То есть, Господь непрестанно говорит о том, что бремя спасения человека для него неподъемно. И вдруг эти слова о том, что бремя это легко. Противоречия? Ничуть. Просто легким оно становится для тех, кто совершенно покорился Богу, став сосудом Духа Господня. Однако для достижения этого требуются годы тяжелой борьбы с грехом и за насаждение добрых навыков в душе своей, притом, без помощи Божией победить в этой брани человек не может. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что « исполнение заповедей научает человека его немощи …». Плод же, о котором здесь говорит Господь, является уже, по большей части, к концу жизни. Тогда страсти отступают и Дух Божий всецело руководит человеком. Именно тогда бремя Христово и становится для него легким. От нас это очень далеко. Но именно потому этот текст нам и читается.

Вторник 29 января.

Из праздников дня стоит особо отметить праздник поклонения честным веригам (оковам) апостола Петра. Праздник, хоть и не предусматривающий некоей торжественности, но заслуживающий внимания. Но давайте рассмотрим все по порядку.

Апостол Петр

Дни памяти: 16 / 29 Января, 29 Июня / 12 Июля (ап. Петра и Павла), 30 Июня / 13 Июля (12 ап.)

 Первоверховный Апостол Петр

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере (северо-восток нынешнего Израиля), он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Собственно, на арамейском языке, бывшем разговорным языком евреев в те времена, это звучит, как «Кифа», но так как наша страна восприняла христианство от греков, а по-гречески камень именуется «Пэтрос», то в славянском Евангелии апостол получил наименование Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостолы Петр и Павел

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иакова Зеведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольском соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии[4] (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию[5]) и проповедовал в Коринфе[6], потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене (нынешний Тунис) и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте[7], Галатии[8], Каппадокии[9], Асии[10] и Вифинии[11]» — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Петра, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной

распущенности.

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи»[12]. В то время в Риме произошел грандиозный пожар, по поводу причин которого спорят до сих пор. Но император Нерон обвинил в поджоге христиан, против которых было воздвигнуто гонения. Тогда, среди многих, пострадал и апостол Петр, а так же и Павел… Апостол Петр был распят на Кресте, притом, вверх ногами, ибо считал себя недостойным умереть так, как принял смерть Господь.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь