Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основание Леринского монастыря



Свт. Гонорат, еп. Арелатский. Икона

После смерти брата Гонорат через Италию, посетив Рим, вернулся в Южную Галлию, где поселился на острове Лерин (один из группы современных островов Лерен), впоследствии названном в честь Гонората (современный Сент-Онора в Средиземном море, близ современного города Канны во Франции). В конце I в. до н. э. Лерин был разорен пиратами и оставался необитаемым до прихода Гонората, т. к., по преданию, пираты засыпали источник, снабжавший население пресной водой. Этот источник был чудесным образом изведен из земли после появления на острове Гонората. По другой версии, остров был необитаем из-за большого количества водившихся здесь змей. Однако с появлением святого Гонората змеи исчезли.

Согласно Житию, одной из причин, побудивших Гонората поселиться на Лерине, было желание жить рядом с его другом Леонтием, епископом города Форум Юлия, который рукоположил Гонората во пресвитера[16]. Вокруг Гонората собралась небольшая община учеников, которая благоустраивалась и разрасталась, и вскоре отшельники освоили соседний, самый крупный в архипелаге остров Леро (современный Сент-Маргерит), где подвизался Евхерий, будущий епископ Лугдуна (современный Лион во Франции). Возникновение монастыря на Лерине большинство исследователей относят к периоду с 400 по 410 год.

Некогда сухой и пустынный клочок суши превратился со временем в райский сад, украшенный цветами святости. Некоторые жили в монашеском общежитии, некоторые вели отшельнический образ жизни. Святой Гонорат ввёл в обители монашеский устав преподобного Пахомия Великого (то есть, общежительный устав).

Решив привлечь к подвижнической жизни и своего родственника Илария, Гонорат ненадолго покинул монастырь и вернулся на родину, где уговорил его отдать имение брату, переехать на Лерин и стать монахом.

На Арелатской кафедре

В начале 427 года святой Гонорат был избран епископом Арелатским. По свидетельству Илария, избранию Гонората предшествовали ожесточенные споры о преемнике кафедры и его кандидатура была выдвинута как компромиссная.

В IV-V вв. на фоне общего обнищания галльских городов и сокращения числа их жителей Арелат[17] переживал экономический подъем, его политическое значение росло: он часто становился резиденцией западных императоров. Рост политического значения Арелата привел и к укреплению авторитета Арелатской кафедры.

Свт. Гонорат был добрым пастырем, проявлявшим духовную заботу обо всех пасомых. Он передал сокровища, накопленные одним из своих предшественников по кафедре, епископом Патроклом, на выкуп пленных. По словам святителя Илария Арелатского, его ученика и преемника, " если бы захотели представить милосердие в виде человеческой фигуры, то надо было бы сделать портрет Гонората".

Кончина и почитание

Скончался в 429 году. Перед смертью он призвал к себе Илария и других близких учеников, к одру святого прибыл действующий префект Галлии, чтобы узнать волю умирающего епископа относительно его преемника: Гонорат указал на Илария.

Святитель Гонорат был погребен в некрополе Элисий (Елисейские поля, современный Алискан) к востоку от Арелата, в базилике мч. Генесия, которая с V в. стала усыпальницей Арелатских епископов. Впоследствии эта церковь также получила посвящение в честь Генесия и Гонората. Несмотря на бедствия, которые пережил Арелат с VI по X век, мощи хранились в этой церкви до 1390 года, когда были похищены одним из местных сеньоров. Благодаря вмешательству церковных властей вплоть до авиньонского папы через год мощи были переданы Леринскому монастырю и торжественно перенесены туда (20 января 1391). В конце XVIII века, во время Французской революции, правительство конфисковало драгоценную серебряную раку, сами же мощи для большей сохранности были распределены Грасским епископом по различным церквам его диоцеза. После революции большая часть мощей была возвращена на Лерин[18].

Имя Гонората появилось уже в галльской (осерской) редакции (кон. VI в.) Мартиролога Иеронима, откуда оно перешло в исторические мартирологи Каролингской эпохи, затем в Римский Мартиролог.

Источник сведений о Гонорате - «Похвальное слово о жизни св. Гонората», написанное Иларием, еп. Арелатским, его родственником, современником и преемником по кафедре, который лично знал святого и общался с ним, особенно в леринский период его жизни. Написано до 432 года (смерти Леонтия, еп. г. Форум Юлия, современный Фрежюс, что близ восточного Средиземноморского побережья Франции), по-видимому, на основе проповедей Илария, произнесенных в первые три годовщины кончины Гонората. Некоторые факты из жизни Гонората, касающиеся в основном его отношений с Иларием, уточняются также в Житии Илария, составленном в конце V века Гоноратом, еп. Массилийским.

" Похвальное слово о жизни св. Гонората" еп. Илария имело большое значение для испанского монашества в вестготский период (VI-VII вв.), его знал Исидор, еп. Гиспалиса (совр. Севилья). Фруктуоз, еп. Бракары (совр. Брага), просил своего друга Браулио, еп. Цезаравгусты (совр. Сарагоса), прислать ему Житие Гонората. В XI-XII вв. оно служило источником для подражания, став основой для похвальных слов в честь других святых (далее упоминаются имена святых, чтимых в католичестве, а также местно – православными в Западной Европе). Одно из них - панегирик свт. Аниану, еп. Орлеанскому, составленный около 1200 года в Орлеане монахом из круга аббата Хельгода (возможно, им самим). Около 1120 года Жоффруа Осерский, друг Бернарда Клервоского, составил одну из четырех проповедей, посвященных св. Бернарду, из различных фрагментов произведения Илария. Проповедь представляет собой мозаику из 49 отрывков из " Похвального слова...", расположенных в порядке оригинала, однако материал скомпонован лучше, чем в панегирике в честь Аниана.

Личность свт. Гонората оказывала воздействие на духовную жизнь средневековой Франции, в особенности Прованса. Около 1300 года провансальский трубадур и леринский монах Феро Раймон написал стихотворное " Житие св. Гонората". Поэма изобилует анахронизмами (напр., Гонорат появляется в обществе императора Карла Великого) и представляет собой переработку более раннего легендарного Жития, по-видимому памятника итальянского происхождения XIII в.[19]. Почитался также в православии[20]][21]. 9 марта 2017 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви имя «святителя Гонората, епископа Арльского» было внесено в месяцеслов Русской православной церкви с установлением памяти 16 (29) января, что означает общецерковную канонизацию[22].

Литература

  • BHL, N 3975-3979;
  • CPL, N 501;
  • ActaSS. Ian. T. 2. P. 17-26;
  • Vita St. Caprasii // ActaSS. Iun. T. 1. P. 78-79;
  • Hilarius Arelatensis. Vita et opuscula // PL. 50. Col. 1213-1292;
  • Iohannes Cassianus. Collationes. Pars 2 // PL. 49. Col. 843-1088;
  • Eucherius Lugdunensis. De laude heremi. 42 // PL. 50. Col. 711;
  • Paulinus Nolanus. Ep. 51 // PL. 61. Col. 417-418;
  • Sidonius Apollinaris. Carm. 16: Eucharistum ad Faustum Reiensem episcopum, 104 // PL. 58. Col. 721;
  • Cavallin S. Vitae Sanctorum Honorati et Hilarii episcoporum Arelatensium. Lund, 1952;
  • Hilaire d'Arles. La vie de st. Honorat / É d. M.-D. Valentin. P., 1977. (SC; 235);
  • Honorat de Marseille. La vie de st. Hilaire d'Arles / É d. P. A. Jacob. P., 1995. (SC; 404);
  • Гонорат Массилийский. Слово св. Илария о жизни св. Гонората, епископа Арелатского / Пер.: Д. Зайцев // Арелатские проповедники V-VI вв. М., 2004. С. 59-91
  • Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. СПб., 1912. С. 17-18;
  • Cavallin S. Sainte Gè nes le notaire // Eranos. 1945. Vol. 43. P. 150-175;
  • Cristiani L. Lé rins et ses fondateurs. St.-Wandrille, 1946;
  • Griffe É. La gaule Chré tienne à é poque romaine. P., 19662. Vol. 2: L'É glise des Gaules au V siè cle. P. 236, 241-245; 19652. Vol. 3: La cité chré tienne. P. 236-238, 332-338;
  • Pricoco S. Quaedam de Hilarii Arelatensis sermone de vita Honorati // Annuario dell'Inst. Magistrale «Turrisi Colonna». 1969. P. 1-8;
  • idem. L'isola dei santi: Il cenobio de Lerino e le origini del monachesimo gallico. R., 1978;
  • Courcelle P. Nouveaux aspects de la culture lé rinienne // REL. 1968. Vol. 46. P. 407-408;
  • Antier J.-J. Lerins: L' î le sainte de la Cô té d'Azur. P., 1973. P. 43-118.
  • Иеромонах Серафим (Роуз). " Православное монашество сегодня в свете православной монашеской Галлии 5-6 веков" / Путь исихастов. - Август, 2003. - №12 (175):
    • http: //www.russian-inok.org/page.php? page=way1& dir=way& month=0803

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь