Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рясофорный монах Василий (Печенкин) (1881-1912)
Меняются нравы с годами... Что было, не будет уж вновь... Но нет, не забудется нами Почившего брата любовь. Монах Василий окончил свой земной путь в неполные 32 года. Он не оставил богатого письменного наследия, не имел высокого сана и положения в монастыре, но за свою короткую по земным меркам жизнь показал пример подлинной христианской любви, которая никогда не перестает (1 Кор. 13,8). Об иноке Василии не было ничего издано. Краткая его биография составлена архивариусом Валаамской обители монахом Иувианом (Красноперовым), другом Василия, с которым подвижник познакомился 30 июня 1899 г.. Эти архивные материалы, собранные о. Иувианом в дело № 20 «Об определении в послушники сего монастыря мещанина Василия Печенкина», послужили основанием для составления данного жизнеописания. Дело № 20 предваряет запись архивариуса: «Все это дело посвящается светлой памяти нашего незабвенного друга Василия Иоанновича Печенкина, упредившего нас уходом в вечность на 38 годов. Друг умершего монах Иувиан (Красноперов). 16 мая 1950 г.». Инок Василий (в миру Василий Иванович Печенкин) родился на Урале 27 февраля 1881 г. Родители его, мещане города Екатеринбурга, «не располагая материальными средствами, не могли обеспечить детей своих, которых у них было только двое»: старший сын Василий и младшая дочь Лидия. Вследствие этого Василию «рано пришлось столкнуться с нуждой, которая преследовала его и на школьной скамье, и до гробовой доски в монастыре. Не боясь впасть в ошибку, можно уверенно сказать, что он принадлежал к числу тех, “кому в удел страдание дано”. Действительно, вместе с бедностью он унаследовал от родителей и злой недуг — туберкулез легких, который и ускорил его кончину». Близким товарищем Василия по училищу был Николай Подвинцев, который также был знаком с Иваном Красноперовым (будущим монахом Иувианом. — Авт.) и впоследствии вел с ним переписку. Вспоминая школьные годы, Николай писал: «Я помню, в 7 классе мы сидели с Васей почти рядом, нас разделял только проход между партами. Некоторые преподаватели не вызывали нас к доске, и мы отвечали с мест, и всегда в затруднительных случаях мы помогали друг другу (попросту подсказывали). Я помню, что при слабом физическом сложении Вася обладал очень большой силой в пальцах... Мы с ним встречались только в классе, вне класса никогда... Он никогда не участвовал в наших шумных играх, всегда был серьезен и скромен... в числе хороших учеников по успехам». Одноклассники запомнили Василия как «стройного худощавого юношу, немного сутулого и с впалой грудью, на его лице едва-едва пробиваются темные усики и бородка, которую нужно брить, т.к. по правилам гимназий ни усов, ни бороды носить нельзя», как «необычайного ума и качества человека». Родители Подвинцева считали Василия примером для своего сына Николая и хотели, чтобы Печенкин жил у них. Об этом вспоминала мать о. Василия: «Родители Н.П.Подвинцева — тогда в Екатеринбурге люди богатые — предложили мне через директора училища, в котором оба учились в то время, кажется, 4-5 классы: не соглашусь ли я, чтобы мой Васенька жил у них, причем обещали отдельную комнату для него и материальную ответственность при дальнейшем учении и после окончания реального училища. Я тут же отклонила это предложение». 5 июня 1899 г. Василий успешно, первым из всех его товарищей, окончил курс реального училища в Екатеринбурге и сразу же отправился в Санкт-Петербург. Один из духовных наставников юного Василия Печенкина игумен Онуфрий так вспоминал об этом периоде его жизни: «По окончании курса Екатеринбургского реального училища [Василий] возымел крайнее желание поступить куда-либо в монастырь, для сего взял билет и уехал в Петербург». В середине июня 1899 г. Василий вместе с несколькими паломниками приехал на Валаам, по прошествии немногого времени его попутчики вернулись в столицу, а он остался в монастыре. Причины, побудившие его остаться в монастыре, интересовали его многочисленных друзей, они неоднократно спрашивали его об этом, но «он имел такое свойство характера, что... про себя и про все, связанное с его личностью, он не скажет, бывало, ни одного слова». Узнав о том, что Печенкин на Валааме, игумен Онуфрий написал настоятелю монастыря письмо, где возмущался тем, что Василий «вот уже два месяца ничего не пишет. Единственный у матери сын, но она об этом не скорбит, но скорбит лишь о том, что не пишет, хотя бы написал, где находится, больше ничего ей не нужно». Оставшись на Валааме, Василий первое время ходил в форме учащегося реального училища. Желая вести монашескую жизнь, он неоднократно обращался к игумену Гавриилу с просьбой о зачислении его в число братии обители, но всякий раз получал отказ. Проживая в монастыре, Василий «трудился на разных послушаниях, при исполнении разнообразных хозяйственных работ, в большинстве трудных и тяжелых». Наконец 12 августа 1899 г. Печенкин был принят в число послушников и облачен в подрясник. Его сразу назначили рабочим на кухню, где он помогал мыть посуду и готовить пищу. Так он трудился до весны 1900 г.; в апреле был переведен на послушание в монастырскую гостиницу, которое исполнял до 10 ноября 1901 г.. В гостинице Василий наблюдал за порядком в номерах для приезжих и по благословению настоятеля проводил экскурсии для паломников по центральной усадьбе и скитам монастыря. 15 ноября 1901 г. послушник Василий был командирован в Москву на Валаамское подворье, где был письмоводителем и составлял отчеты; помогал при богослужении в храме и, кроме того, выполнял разнообразные поручения по хозяйственной части. Городская жизнь сильно его тяготила, и вскоре он стал проситься обратно на Валаам. С болью в сердце Василий писал игумену Гавриилу: «... Я успел в короткое время узнать и полюбить Богохранимую Обитель и считаю ее родною, несмотря на то что она считает меня чужим. Привык и полюбил братию во главе с отцом Игуменом и, когда мне придется разлучаться с ними, если они не пожелают иметь меня между собой, считать своим, родным, — горе мне будет тогда велико. И наоборот, благословен тот день, когда перестану быть чуждым пришельцем, но сделаюсь братом для братии и сыном для Вас». В апреле 1903 г. он был отозван в монастырь и снова стал трудиться в монастырской гостинице. В том же году Василий Печенкин был официально «уволен из среды Екатеринбургского мещанского общества». В сентябре 1905 г. послушнику Василию «было поручено составление подробного каталога обширной библиотеки монастыря, где он с большой пользой... трудился несколько лет», до февраля 1909 г. 14 февраля 1909 г. Василий был официально зачислен в братство монастыря, а 23 марта, в Великую Субботу, был пострижен в рясофор с оставлением прежнего имени. В течение 1909- 1910и 1910—1911 учебных годов он «состоял помощником учителя монастырской церковно-приходской школы для послушников. В это дело он вложил все свое знание и всю любовь к святому делу учительства». В учебные месяцы он преподавал в школе, а летом по- прежнему помогал в гостинице, где помощь его была незаменима, в особенности при посещении монастыря различными научными обществами и школьными организациями. «В праздничные дни, летней порою, — писал монах Иувиан Н.Подвинцеву, — мы часто с ним (иноком Василием. — Авт.) гуляли по красивым рощам, полям и долам о. Валаама или катались на лодке по нашим дивным заливам. Вечерней порою он часто заходил ко мне, тем более что келья у меня была очень хорошая, удобная и изолированная от других помещений. Мы с ним пили чай, закусывали и дружески беседовали на всевозможные темы. Беседа с ним для меня была великим утешением, тем более что он был со мною дружески откровенен и доверчив». Рясофорный монах «был так скромен... что не любил позировать и не любил сниматься, поэтому его фотографий не осталось». Главным делом своей жизни инок Василий считал стяжание Иисусовой молитвы и помощь ближним, был «очень отзывчив к нуждам братии, поэтому пользовался заслуженной любовью и уважением,- кроме того, как образованный, умный и начитанный, он в высокой степени обладал духовным даром рассуждения и совета». Многие монахи и послушники в трудные минуты жизни обращались к нему за советом, делились своими горестями и скорбями, так что «в этом отношении он, по выражению святого апостола, всем был вся, для всякого находил слово утешения и привета». Поучения инок Василий основывал на словах Писания и творениях святых отцов, в чем твердо следовал завету прп. Паисия (Величковского): учить, мыслить и говорить словами святых, ничего не добавляя от себя, для чего тщательно изучать Священное Писание и святоотеческое наследие. С весны 1911г. здоровье подвижника стало заметно ухудшаться. «За 11 месяцев до своей кончины, именно в начале июня 1911 г., он... твердо сказал, что ему осталось жить только одиннадцать месяцев, что в точности исполнилось». Весну и лето 1911 г. инок провел в монастырской больнице, где с удивительным терпением переносил болезненные страдания. Хотя к осени того же года он выписался из больницы, но «для окружающих уже был очевиден неизбежный роковой конец». В конце апреля 1912 г. монах Василий заболел брюшным тифом. Во время предсмертной болезни ему было предложено постричься в мантию, но, по своему смирению, он отказался от пострига и просил своего духовника принять предсмертную исповедь и причастить его Святых Христовых Таин, что и было исполнено. «Душевное состояние о. Василия было мирное и смиренное». В день кончины он очень ослаб и изнемог и почти все время находился в бессознательном состоянии. Над умирающим был прочитан канон на исход души, во время чтения которого в 19 часов 15 минут отец Василий скончался, о чем монах Иувиан оставил в его деле запись: «Волею Божиего скончался от брюшного тифа 1912 г. мая 16 дня». Лицо его, носившее перед этим страдальческое выражение, в момент кончины приняло вид покоя и невозмутимого мира. 18 мая в церкви Назарьевской пустыни была совершена заупокойная литургия, а после нее отпевание и погребение новопреставленного инока. «С его смертью невознаградимость утраты сильно и больно сказалась среди нас, — писал его близкий друг монах Иувиан (Красноперов), — вот почему все братия, приязненные к нему, проявили свою любовь к почившему. Иные — усердною за него молитвой, другие — горькими слезами при его погребении, некоторые — устройством очень красивого и оригинального памятника, а владеющие словом — простыми, безыскусственными стихами, но дышащими глубоким чувством и горячей любовью к дорогому почившему». «Будучи на Валааме, — писал о. Иувиан Николаю Петровичу Подвинцеву, — я любил ходить помолиться на могилке Васи Печенкина и поклониться месту его вечного упокоения. Во дни скорби и печали эти молитвенные паломничества приносили мне душевное облегчение и утоление скорби; из этого трогательного обстоятельства я невольно приходил к тому твердому убеждению, что он получил милость у Бога и незримо помогал мне... являлся для меня как бы Ангелом Хранителем. Вот и теперь за гробом он не оставляет нас. Отлично зная жизненный подвиг Васи, его многие скорби, болезни и печали, его предсмертные страдания, его кончину, его отпевание и погребение, я твердо и непоколебимо убежден в том, что он — несомненный наследник Царствия Божия, а его мама — святая женщина, — идеал русской матери-христианки». Ежегодно в день кончины подвижника, 16 мая, множество почитателей «собирались на его могиле, где совершалась торжественная панихида о приснопамятном рабе Божием иноке Василии». На могильном памятнике почившему в рамке под стеклом поместили напечатанное на бумаге стихотворение. Оно было написано в духе братской любви монахом Иулием (Манторовым) и прочитано автором в день погребения инока Василия (Печенкина): Под сенью Креста здесь, в холодной могиле, спи вечным покоем, наш друг дорогой. Поет тебе песни лишь ветер унылый и тем нарушает безмолвный покой. Зеленые ветви тебя прикрывают от бури, и снега, и сильных дождей. С любовью друзья о тебе вспоминают в обители тихой для добрых людей. Мир тленный оставил, наш друг незабвенный, в пустыне смиренной сном вечным почил; теперь отдыхаешь в тиши безмятежной: житейское море скорбей переплыл. Прости и надейся: Творец не оставит, и мы не забудем в молитвах своих! За подвиг Господь твою душу прославит: получишь блаженство и радость святых!
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы