Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БЕЗ ГОСПОДА ЖИТЬ НЕ МОГУ НИ ЕДИНОЙ МИНУТЫ
Схимонах Онуфрий (Герасимов) (1831-1912)
Схимонах Онуфрий (в миру Анания Герасимов) родился 24 сентября 1831 г. в деревне Лукино Новоторжского уезда Тверской губернии в крестьянской семье. В АФВМ найдены личные записи схимонаха Онуфрия. Они составили дело № 36 за 1915 г. Из него мы узнаем следующее: «Уже с юных лет, — вспоминал впоследствии старец, — я ощущал тяготение к монашеской жизни, чувства, влекущие меня из мира. Неоднократно просился я у своих господ отпустить меня во святую обитель, но вместо этого против моей воли и желания меня женили. Впрочем, недолгое время пожил я со своей женой, которая, кстати сказать, была добрая и глубоко верующая. Я упросил ее отпустить меня в монастырь. В то время крестьяне вышли на волю, барин уже не мог меня задержать, а мои односельчане-мужички по усердной просьбе моей составили мирской приговор и с миром отпустили меня Богу молиться, уволив из своего общества. Было это 28 мая 1863 г. И вот, наконец-то развязавшись от всех мирских сетей и оков, с великой радостью устремился я в монастырь. О Валааме я уже и раньше слыхал. Туда и направил свои стопы и 10 июня вступил в святую Валаамскую обитель». Анания Герасимов был принят в число послушников и после испытания послан на Санкт-Петербургское подворье поваром. «Видимо, сразу, — пишет М.Янсон, — он перед отцом игуменом проявил исключительную ревность к иноческому житию, если оказали ему такое доверие. Зорко смотрели валаамские игумены за теми, кто жил на послушании в столице. Вменялось им в обязанность хранить тот же строй жизни, что и на Валааме. Считалось, что подворье Санкт-Петербургское — тот же Валаамский монастырь, разве в малом только виде, и избирались туда люди, твердые в правилах благочестивой жизни. Отец Онуфрий двадцать восемь лет проходил ревностно и безвыходно свое поварское послушание... Было же помещение для кухни подвальное, тесное; там же стояла и койка для отдыха. Когда летом накалялись от солнца камни мостовой да каменные дома петербургские да от раскаленной плиты распространялись жар и духота в малом помещении, трудно, вероятно, становилось тогда повару. Но он все терпел, переносил благодушно, с благодарением и упованием на помощь Божию. Во исполнение наставления о блюдении путей своих по столичному городу имел их отец Онуфрий только два. Один — для молитвы в Александро-Невскую лавру. Там изливал он скорби перед ракой святого, получал советы и руководство от лаврского старца. Возвращаясь, рассказывал, что чувствовал себя обновленным душою и телом. Другой путь был у него за провизией. На этом-то пути и встретило его однажды искушение, побороть которое не хватило сил у отца Онуфрия. Всю жизнь вспоминал он об этом и упрекал себя в сластолюбии. В этот час налетевшего искушения купил он лично для себя клюквы на полторы копейки... Впрочем, для смирения ли его самого или для того, чтобы учить смирению других, но оставалась у него некоторая прихотливость вкуса и тогда, когда старцем, уже проявлявшим прозорливость, жил он в Большом скиту и имел собственного келейника. При общем отсутствии аппетита чувствовал он иногда настоятельную потребность в селедке, которую и доставлял ему монастырский доктор. Случалось, что старец разрешал себе съесть кусок селедки даже в постный день. А в скиту Всех святых не только в постные, но и в скоромные дни есть рыбу не полагалось. Вот и смутился этим келейник старца и на исповеди пожаловался своему духовнику на нарушителя поста и своего соблазнителя. Едва только вошел он после своей исповеди в келью старца, как тот, вздыхая и сокрушаясь, говорит ему: — Вот, брат, какие времена-то мы переживаем, чужие грехи духовникам исповедуем... Смирило это слово монаха, пал он к ногам старца и просил прощения за осуждение. Понял, что только за свои грехи даст человек ответ Господу и только их надлежит исповедовать». По прошествии 28 лет игумен монастыря перевел старца Онуфрия в Авраамиевский скит, где валаамский схимонах продолжил свое послушание повара. Известно, что старец любил смотреть на печной огонь и, как говорят, «часами всматривался в самое сердце пламени». «Все, кто знали его, — пишет валаамский биограф, — отмечали в нем присутствие истинной любви, смирения, нестяжательности, воздержания». Многие примеры из жизни подвижника подтверждают эти слова. Вот один из них, свидетельствующий о его глубочайшем смирении. Должен был как-то приехать в Авраамиевский скит игумен на праздник. Хозяин скита приказал повару приготовить ужин с рыбой, хотя день был постный. О. Онуфрий сделал, как ему благословили, и стал подавать пищу на стол. Увидел отец игумен рыбу и говорит: «Кто тебе благословил готовить рыбу в постный день? Становись на поклоны, самочинник». И без всякого прекословия стал на поклоны о. Онуфрий, и клал их, пока ужинали хозяин с игуменом. В монашество подвижник был пострижен с именем Азарий 26 ноября 1900 г. — только тогда, когда умерла жена его, а 10 октября 1902 г. — в великую схиму с именем Онуфрий. К тому времени он был переведен в скит Всех святых. «Как-то ночью о. Лонгин, келейник старца, увидел сильный свет, вроде зарева, пошел посмотреть. Свет был около кельи отца Онуфрия. Испугался о. Лонгин, подумал, не пожар ли? Пошел туда, ближе, свет стоит кругом, а нет ни огня, ни дыма. Тогда он подошел к самой двери и посмотрел в щель. Видит: стоит о. Онуфрий высоко в воздухе, весь как в огне. На следующий день о. Онуфрий посмотрел внимательно на о. Лонгина и велел ему молчать о том, что он видел, хотя о. Лонгин не сказал ему ни слова о виденном». Только после смерти старца поведал келейник эту историю. В 1907 г. старец заболел, пролежал в больнице целый год. «Поражал он там всех своим смирением, кротостью, совершенным нестяжанием, а главное — любовью и детской простотой. Один вид его доставлял успокоение и радость, как свидетельствуют современники. Многие из иноков, уважая старца за святую жизнь, во время своих посещений болящего пробовали узнать внутреннее его делание, расспрашивали, как идет у него молитва, но отец Онуфрий уклонялся от разговоров на эту тему до самого кануна своей смерти. Старец очень скучал в больнице, всей душой стремился назад, в свою тихую келью. Но именно с любимой кельей и ожидало его новое искушение. Когда он был переведен в больницу и выяснилось, что пробудет он там долго, а может быть и до конца, так как было ему уже 75 лет, то живший рядом с ним иеросхимонах испросил благословение отца игумена присоединить келью старца к своей. Отец игумен благословил, иеросхимонах начал устраиваться в присоединенном помещении, а старцу между тем сообщили, что келью его занял такой-то. Однако отец Онуфрий не возроптал, не ожесточился. После некоторого молчания старец сказал: “Занял, только ненадолго”. Так действительно и случилось, потому что иеросхимонах этот вскоре покинул скит и переселился в монастырь. Наконец стало старцу лучше, и начал он усердно молить игуменского благословения для переселения в скит. Вскоре же посетил его Господь новым и трудным недугом. Однажды, в ночное время, выходя из кельи, наткнулся он в темноте на что-то и упал. Спустя долгое время и совсем случайно зашел к нему монастырский врач, и на вопрос его, как здоровье, старец ответил: “Слава Богу, хорошо, только нога болит немного”. Оказалось, однако, что нога повреждена серьезно — вывихнута в бедре и без операции ничего нельзя поделать. Но где уж делать операцию престарелому монаху? Так и остался он до смерти своей почти совершенно лишенным возможности посещать церковь. Без посторонней помощи не мог он уже выходить из кельи. Но старец благодарил Господа за все и благодушно переносил болезни». От Бога схимонах Онуфрий имел дар прозорливости. «Однажды, — рассказывал один иеромонах, — иду я навестить старца и дорогою заучиваю наизусть тропарь и кондак святителя Иоанна Златоуста, а войдя и побеседовав со старцем, вдруг слышу от него: — А что, отец, ведь иеродиакону многое нужно знать, да и наизусть приходится заучивать... Так ли? — Много раз, — рассказывал он далее, — напоминал мне старец о необходимости чтения житий святых. Однако все напоминания эти я оставлял почему-то без внимания. Но вот представлен я был к рукоположению в иеромонахи, и на экзамене первым вопросом, который задал мне владыка, был: — А что, отец, читаешь ли ты жития святых? От этого вопроса ударило меня в пот. Как признаться, что, будучи монахом, даже иеродиаконом, я не читаю житий святых? А врать владыке — грешно... Собрался с духом, да и говорю: — Не читаю, владыка... Ну, поначалил меня владыка, сказал, что “надобно хоть помаленьку читать, ведь монахи мы...” Да на этом и окончился мой экзамен». Именно в последние годы своей жизни старец Онуфрий начал делиться с учениками своим духовным опытом. Во время скорбей старец советовал «читать молитву Иисусову, поскольку скорби происходят от праздности ума. Враг, видя праздный ум, вселяет в душу страсти и внешние скорби. Там вот положим начало — прилежать к молитве». О том, как сам старец Онуфрий достиг высокого духовного состояния, он за несколько дней до своей смерти подробно рассказал келейнику о. Лонгину, который впоследствии вспоминал: «Старец Онуфрий в молодые годы занимался молитвой Иисусовой и молил Бога о благодатной молитве. Пошел он в Александро-Невскую Лавру к известному тогда затворнику за руководством и наставлениями. Затворник ему сказал: “Твори 3000 молитв Иисусовых в день”. Стал Онуфрий так делать. Скоро у него распух язык. Пошел он к старцу просить совета. Тот ему ответил: “Твори 6000 молитв”. Послушание и усердие ненавистны врагу — одолела Онуфрия страшная злоба, пошел опять к затворнику. “Ничего”, — сказал старец, ободрил его и велел читать 9000 молитв. Стал Онуфрий читать 9000 молитв — пошли по его телу пузыри, как от ожога... Опять идет к старцу. “Терпи, — говорит старец, — не ослабевай, читай теперь 12000 молитв”. Стал Онуфрий неопуститель- но читать 12000 молитв, и вот однажды, в Святую Пасху, он почувствовал, будто теплота разливается тихо в груди. С того дня радость и теплота этой благодатной молитвы не покидала о. Онуфрия никогда в течение 40 лет». Старец Онуфрий вспоминал: «Закипела в моем сердце неизъяснимая любовь ко Господу, духовная радость наполнила мою душу... И вот прошло уже тридцать семь лет, как неотходно обитает в моем сердце этот духовный огонек. Правда, бывали случаи, что за какое-нибудь неосторожное слово на некоторое малое время оставлял меня этот благодатный огонек, тогда и плакал, каялся перед Господом, просил его милости — и огонек снова появлялся в моем сердце и духовно согревал меня. Этот огонек настолько тонок и духовен, что нельзя не только что-нибудь худое сделать, но он не терпит даже разговора о чем-либо суетном или тем более греховном. Теперь без Господа я не могу жить ни единой минуты: что бы я ни делал, а в моем сердце неослабно горит огонек молитвенный, и молитва, как струя, течет всегда внутри меня». В этих строках отчетливо видна духовная связь с его учителем — схимонахом Агапием. Высота полета чувств свидетельствует о том духовном преемстве молитвенного опыта между старцем Агапием и его учеником схимонахом Онуфрием. Оба они были великими аскетами и знатоками умной молитвы на Валааме. Предсказав день своей кончины, 17 августа, после ранней литургии, спустя полчаса после причащения, схимонах Онуфрий тихо и мирно предал дух свой Богу. Могила старца находится за алтарем скитского храма. На гранитной плите высечено: «Ревностный исполнитель послушания. Последние годы благодушно терпел болезни и слепоту».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы