Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПО.01. «Хореографическое исполнительство»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.01. «Хореографическое исполнительство»

 

ПРОЕКТ

примерной программы по учебному предмету

ПО.01.УП.01.ТАНЕЦ

 

 

Москва 2012

 

 

Структура программы учебного предмета I .  Пояснительная записка                                                 - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II . Содержание учебного предмета                                     - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III . Требования к уровню подготовки обучающихся              IV . Формы и методы контроля, система оценок                             - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V . Методическое обеспечение учебного процесса          - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Список музыкального материала (по выбору педагога);   VI . Список рекомендуемой методической литературы

I .  Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

Рабочая образовательная программа учебного предмета «Танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа «Танец», основанная на движениях под музыку, развивает и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Танец - незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании новой эффективной образовательно-воспитательной системы. Хореографическое образование, опирающееся на новое содержание и методику, комплексный и многожанровый характер воспитания пластической культуры подрастающего поколения - это огромный творческий потенциал в развитии художественно-эстетической культуры общества в целом.

Танец способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение, способствует более глубокому эмоционально-осознанному восприятию музыки, большей тонкости слышания и различения отдельных музыкально-выразительных средств, пониманию музыкальных стилей и жанров. Помимо этого, ряд упражнений помогает выработке координации движений, способствует «мышечному раскрепощению», что так важно в дальнейшем для приобретения общей хореографической подготовки.

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец с его богатой образно-художественной движенческой системой может играть и, безусловно, играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества.

Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка:

• способствует развитию мышечной выразительности тела; формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития; укрепляет здоровье;

• формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;

• воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, темпо-метроритм, знание простых музыкальных форм, стиля и характера произведения;

• пластическими средствами и мимикой выражает разнообразную гамму чувств и настроений; даёт правильное направление развитию многообразия эмоциональных проявлений, гуманистических чувств, стремлению к сотрудничеству и положительному самоутверждению;

• обладает важной компенсаторной арт-терапевтической функцией, способствует воспитанию гармонических качеств и коррекции эмоционально-психических расстройств, нарушений общения и межличностного взаимодействия;

• формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность;

• развивает творческие способности детей (внимание, мышление, воображение, фантазию), способствует активному познанию окружающей действительности;

• воспитывает коммуникативные способности детей, развивает чувство «локтя партнёра», группового, коллективного «ансамблевого действия»;

• пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры и воспитывает толерантность к национальным культурам других народов.

Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе дополнительного образования детей.

Рабочая образовательная программа по учебной дисциплине танец предполагает как индивидуальный, так и групповой подход к учащимся. Программа предусматривает разнообразие материала одной степени сложности и вариативности творческих заданий. Помогает развить исполнительское формирование ребёнка; в комплексном характере хореографического образования, а также развитие к самостоятельной деятельности в данной области.

Все необходимые разделы, содержащиеся в этой программе тесно взаимосвязаны между собой. Результаты их освоения взаимообусловлен и имеет взаимозависимый характер.         

Изучение предмета «Танец» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Ритмика», «Классический танец», «Народно-сценический танец».

Таблица 1

Методы обучения

Данная образовательная программа базируется на важнейших дидактических принципах: систематичности, доступности, последовательности (от простого к сложному), поэтапности, учёте психофизиологических и возрастных особенностей; индивидуализации, наглядности, научности, сознательности, активности, связи теории с практикой.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

· наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-двигательный);

· словесный (объяснение, беседа, рассказ);

· практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

II . Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:

Таблица 2

Вид учебной работы

Всего часов

Год обучения

1 класс 2 класс
1 2 3 4
Максимальная нагрузка (в часах), в том числе: 130 64 66
Аудиторные занятия (в часах) 130 64 66
Вид промежуточной аттестации, в том числе:

 

контрольные уроки, зачеты (по полугодиям)   2 полугодие 4 полугодие
Консультации (в часах) 4 2 2

 

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Требования по годам обучения

    Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании в детских школах искусств.

Учебно - тематический план рабочей образовательной программы.

Таблица 3

Наименование

Раздела и тем

Вид

Учебного

Занятия

Объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка Аудиторные занятия 1 класс Аудиторные занятия 2 класс Раздел 1. Музыка и танец 1.1. Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях. урок 4 2 2 1.2. Темп музыкального произведения в танцевальных движениях урок 7 4 3 1.3. Метроритм, специальные упражнения. урок 6 4 2 Раздел 2. Хореографическая азбука

 

2.1 Освоение простых хореографических рисунков - фигур. урок 31 14 17 2.2 Этюд на заданную эмоцию. урок 12 12 - 2.3 Актёрская пятиминутка урок 10 10 - 2.4 Основы классического танца. урок 60 18 42 Всего   130 64 66

 

Консультации   4 2 2 Контрольные уроки урок   2 полугодия 4 полугодия

Учебно-методическое содержание программы 1-го класса.

Раздел 1. Музыка и танец

Тема: 1.1. Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях.

-Понятие о динамике, использование образных упражнений;

- Передача динамических оттенков и характера музыки в дирижёрском жесте;

- Умение анализировать предлагаемую педагогом музыку, определять характер, музыкальный размер, строение;

- Умение выполнять движение в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движение;

- Выполнять движения с различной силой и амплитудой связно или отрывисто в зависимости от характера музыки.

Тема: 1.2. Темп музыкального произведения в танцевальных движениях.

- Понятия о музыкальных темпах;

- Знакомство с различным характером, темпом, строением музыкального произведения;

- Установление последовательности, чередования, повторности крупных и мелких подразделений в музыке (частей и фраз).

Тема: 1.3. Метроритм, специальные упражнения.

Основной метроритмический рисунок музыки - основной ключ в пластическом решении движений. Воспроизведения метроритмического рисунка музыки средствами танца. Методические приемы: приём адекватного воспроизведения метроритма музыки в танцевальном движении:

 - Точное окончание и начало движения вместе с началом и окончанием музыкальной части.

- Передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты (громко, умеренно, тихо).

 

Раздел 1. «Музыка и танец».

Целью обучения является развитие творческих способностей учащихся, приобщение их к искусству хореографии, развитие художественного вкуса, потребностей, интересов; воспитание воли, выносливости, настойчивости культуры поведения и общения.

Тема 1.1 Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях.

Изучение динамических оттенков (форте - пиано, стаккато-легато, акцент). Создание музыкально-двигательного образа на основе мелодии.

 

Тема 1.2 Темп музыкального произведения в танцевальных движениях.

Знакомство с различным характером, темпом, строением музыкального произведения (вступление, части). Движение в различных темпах (быстро, медленно).

Тема 1.3 Метроритм, специальные упражнения.

Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Точное окончание и начало движения вместе с началом и окончанием музыкальной части. Передача хлопками и ногами различного рисунка(4/4, ¾, 2/4). Изучение длительностей нот (целые, половины, четвертные, восьмые), понятие о ритмическом рисунке. Развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения. Слышать и передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты (громко, умеренно, тихо).

Таблица 4

Класс

График

1 полугодие 2 полугодие 1 2 3 1 класс контрольный урок контрольный урок 2 класс контрольный урок зачет

 

Требования к контрольным урокам и зачетам

За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:

уметь выполнять комплексы упражнений с учетом индивидуальных особенностей организма;

уметь сознательно управлять своим телом;

владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма;

уметь координировать движения;

владеть, в достаточной степени, изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

знание основных элементов классического, народного танцев;

знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;

умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;

умение ориентироваться на сценической площадке;

умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;

навыки перестраивания из одной фигуры в другую;

владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;

навыки комбинирования движений;

навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.

А также:

умение воспроизводить метроритмический узор классической музыки элементарных хореографических средств;

навык освоения пространства репетиционного и сценического зала, линейное, круговое построение, основные фигуры-рисунки танца, положения в парах и в массовых коллективных номерах;

умение определять характер музыки, менять характер движений в соответствии со сменами музыкальных частей;

умение использовать сюжетные и драматургические элементы в инсценировках песен, хороводов;

навыки использования самостоятельности, силы воли, развивать их; осознавать значение результатов своего творческого поиска;

 

Таблица 5

Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание и использование методики исполнения изученных движений и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.01. «Хореографическое исполнительство»

 

ПРОЕКТ

примерной программы по учебному предмету

ПО.01.УП.01.ТАНЕЦ

 

 

Москва 2012

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь