Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть IV. Коммуникационное поведение. Культурные различия в тактильном поведении. Культурные различия в тактильном поведении
Не стоит и говорить о том, насколько эти данные разочаро вали тех, кто искренне верил в то, что методика фасилитации общения открывает перед инвалидами новые возможности для самовыражения. Однако реальный, т. е. основанный на подсоз нании, механизм ее действия изумляет ничуть не меньше, чем первоначальные заявления о ней. Спиц связывает феномен фа силитации общения с другими документально подтвержденны ми примерами неосознанных физических движений, которым в течение длительного времени отказывали в психологической подоплеке. Среди этих примеров маятник, висящий на веревке, которую испытуемый держит в руке, ивовый прутик («волшеб ная лоза» для обнаружения грунтовых вод) и столы, которые вдруг начинают двигаться или вращаться якобы под влиянием душ умерших людей. На самом же деле направление смещения маятника соответствует ожиданиям того, кто держит в руках веревку, благодаря едва уловимым движениям его мышц; ивовый прутик реагирует не на воду, а на ожидание воды тем чело веком, который держит его, а стол вращают сидящие вокруг него люди, хотя им и кажется, что их руки спокойно лежат на столешнице. Во всех этих случаях моторные реакции людей, о которых они сами не подозревают, будучи результатом сильных ожиданий, в свою очередь вызывают изменения в окружающей обстановке. В XIX веке был выполнен ряд замечательных исследований, авторы которых попытались объяснить эти и другие мистические явления в психомоторных терминах. К «чуде сам» мы можем причислить и Умного Ганса, знаменитого, а, воз можно, и просто уникального жеребца, описанного в главе 1. Уникальность Умного Ганса вовсе не в том, что он якобы умел читать и считать (он не умел ни того, ни другого), а в том, что он замечал микродвижения глаз и голов людей, которые задавали ему вопросы и которые, подобно ассистентам при фасилитации общения, совершенно не подозревали о том, что «подсказывают», — и действовал в соответствии с этими движениями. Культурные различия в тактильном поведении Всякий, кому приходилось много путешествовать, невольно обращает внимание на то, что частота проявлений тактильного поведения в разных странах различна. Джорард подсчитал в кафе разных городов количество тактильных контактов пар в течение 4aca(Jourard, 1966): Сан-Хуан, Пуэрто-Рико, — 180; Париж — 110; Гейнсвилл, Флорида, — 2; Лондон — 0. Особенности тактильного Глава 2 . Роль р * ния в человеческом общении 327 поведения, присущие разным странам, привели исследователей к мысли о существовании «контактных* и «неконтактных» куль тур (Hall, 1966). Так называемые «контактные» регионы вклю чают Центральную и Южную Америку, юг Европы и Ближний Восток; «неконтактные» — Азию и Северную Европу. Культура Северной Америки традиционно считалась «некон тактной», однако похоже, что сейчас американцы прикасаются друг к другу как никогда часто (см. «Touchy Topic», 2000; Willis & Rawdon, 1994). Барнлунд провел сравнительное исследова ние тактильных паттернов Японии и США, в котором приняли участие по 120 студентов колледжей из каждой страны (Bamlund, 1975). Количество физических контактов между американцами в два раза превысило количество физических кон тактов между японцами, и эта закономерность была характерна практически для всех категорий испытуемых. По данным значительно более позднего полевого исследования — наблюдения над гетеросексуальными парами, — выходцы из Азии ходят в обнимку значительно реже, чем латиноамериканцы (Regan, Jerry, Narvaez & Johnson. 1999). Мак-Даниэл и Андерсен, наблю дая в одном из американских аэропортов за прикосновениями друг к другу представителей разных полов, пришли к выводу, что американские путешественники прикасаются к значитель но большему числу частей тела, чем путешественники из Се верной Азии, которые прикасаются друг к другу реже, чем пред ставители всех остальных изучавшихся групп (включая выход цев из стран Южной Азии, Карибского Бассейна и Латинской Америки, а также северной Европы) (McDaniel & Andersen, 1998), Хотя в этом исследовании оценивалась не частота при косновений, а их, так сказать, направленность, оно, тем не ме нее, позволяет предположить (как и другие исследования, на которые мы ссылаемся), что в то время как для азиатских стран, и в первую очередь — для стран Северной Азии, «бесконтакт ность» действительно является культурной нормой, нормы се вероамериканской культуры, похоже, смещаются в сторону «контактности». Поскольку этнический состав населения США становится все более и более разнородным, любые широкие обобщения были бы, возможно, чрезмерным упрощением проблемы. Филд предположила, что паттерны тактильных контактов на публике связаны с традиционным отношением данной куль туры к агрессии (Field, 1999). Франция и США были выбраны Филд в качестве объектов изучения потому что уровень наси- 328 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы