Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь Исидору, пресвитеру, и иже с ним 72-м в Юрьеве Лифляндском пострадавшим



Страстотерпцы Господни блаженнии, /Православную веру Христову со дерзновением проповедаете /и на судищи учения врагов неправая обличисте, /того ради и ввержени бысте, святии, /во глубину речную, /души же ваша вселишася в Небесныя кровы, /идеже со святыми предстояще Престолу Царя всех Бога, /молитеся Ему за вся православныя люди, /подвиги ваша честно почитающия.

Священномученик Картерий

 СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КАРТЕРИЙ, ПРЕСВИТЕР КЕСАРИЙСКИЙ

Память 8 / 21 января.

Пресвитер в Кесарии Каппадокийской. При императоре Диоклетиане и наместнике Кесарии Урване (по-латыни - Цезариус Урбан) св. Картерий жестоко пострадал за исповедание веры и проповедь об Иисусе Христе. После тяжких мук он умер от удара копьем в 304 г.

Мученики Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий, мученицы Василисса и Марионилла, 7 отроков и 20 воинов

День памяти: 8 / 21 Января

Святой мученик Иулиан родился в египетском городе Антиное[285] и по воле родителей вступил в брак с благородной и богатой девицей Василиссой. В браке супруги остались девственниками. По смерти родителей своих они устроили две обители: мужскую и женскую, сами приняли иночество и настоятельствовали в этих обителях. В царствование Диоклетиана в 313 году святой Иулиан жестоко пострадал за веру Христову и своим мужеством обратил ко Христу Келсия (Цельсия по-латыни), сына своего мучителя игемона Маркиана, и жену его, Мариониллу. Воскресив умершего язычника Анастасия, святой обратил и его. Обращенные приняли Крещение от пресвитера Антония. Язычник в Крещении назван Анастасием. Когда это стало известно, бывший руководитель был сейчас же схвачен по приказу вышестоящих властей. После темничного заключения все приняли мученический венец, будучи усечены мечом. С ними мученически погибли 20 воинов и 7 отроков.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ФЕОФИЛ ДИАКОН И МУЧЕНИК ЭЛЛАДИЙ ЛИВИЙСКИЙ

Память 8 / 21 января.

Оба пострадали за Христа в Ливии в IV веке. За распространение веры Христовой, поношение языческих богов и обличение идолопоклонников святые были преданы жестоким мучениям. После истязаний они были влачимы по земле и разбились о камни.

Мученик Або Тбилисский

День памяти: 8 / 21 Января

прп. Антоний Великий

 

Мученик Або Тбилисский

Мученик Або Тбилели (Тбилисский), араб по происхождению, представитель племени курайшитов[286], жил в VIII в. в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. В возрасте 17 - 18 лет он оказался в Тбилиси, последовав за правителем Картли (Восточная Грузия. и частично территория Республики Южная Осетия) - Нерсесом. Нерсес, будучи оговорен перед халифом, провел в Багдаде три года в заключении; освобожденный новым халифом, он взял с собой Або. В Тбилиси Або изучил грузинский язык. Своими добродетелями он заслужил общую любовь и уважение народа. Або стал изучать Священное Писание и всё чаще посещать храмы Божий. Пребывая в посте и молитве, он искал удобного случая, чтобы принять святое Крещение. В то время правитель Картли Нерсес вновь был оклеветан перед халифом и вызван в Багдад. Нерсес, желая избегнуть расправы, поехал на север, в Хазарию. В его свите из 300 человек оказался также Або. В Хазарии он и принял святое Крещение. Через несколько месяцев, следуя за Нерсесом, Або оказался в Абхазии. Там он вел строгую подвижническую жизнь, постоянно размышлял над Священным Писанием, подолгу молился на церковных службах. О благочестивой жизни святого Або стало известно владетелю и епископу Абхазии. Они часто призывали святого Або для духовной беседы, удивляясь его глубокой вере и знаниям. Но, желая избежать мирской славы и подражая подвигу преподобного Антония Великого, святой Або предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Светлого Воскресения Христова, прервал свое молчание, славя и проповедуя Воскресшего Спасителя.

Вскоре Нерсес решил вернуться в Тбилиси (эрисмтаваром (правителем) Восточной Грузии персы назначили его племянника Стефаноза), и Або безбоязненно последовал за ним, хотя правитель Абхазии просил его остаться, опасаясь за его судьбу[287]. В Тбилиси, находившемся тогда под властью магометан, святой Або открыто исповедовал Христа Спасителя и тем навлек на себя мстительный гнев персов. Святой Або был заключен в темницу (сперва он был отпущен эрисмтаваром (правителем) Восточной Грузии Стефанозом – племянником Нерсеса, но затем очутился за решеткой уже по приказу персидского эмира), а затем приведен на суд. Уговорами и обещаниями всяческих богатств и почестей его пытались вернуть к магометанству. И когда увидели, что Або остается непреклонным, вновь бросили в темницу. На 9-й день заточения Ангел Господень открыл святому Або о близком дне его мученической смерти.

В третий час праздника Богоявления святой Або приобщился Святых Тайн и вскоре был уведен стражниками на казнь. Надеясь страхом вынудить отречение от Христа, святому Або трижды нанесли удар тупой стороной меча. Мученик остался непоколебим. Скончался он через усекновение честной главы в тот же день, в пятницу, 6 / 19 января 786 года.

Тело святого Або было облито нефтью и сожжено на краю скалы на месте, названном Метехи (исторический район Тбилиси). "Господь послал на то место звезду, светящуюся, как лампада, которая стояла в воздухе до трех часов ночи и более... и освещала собой весь Тифлис". Кости святого Або были брошены в реку Куру под мост. На другой день, 7 / 20 января, они были прославлены удивительным столпом света, исходящим из воды, о чем свидетельствовал современник святого Або Иоанн Сабанисдзе, составивший его житие. Позднее, в XIII веке здесь был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы[288].

ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕОРГИЙ ХОЗЕВИТ[289]

Память 8 / 21 января.

Прп. Георгий Хозевит. Икона.

Родился на Кипре в семье отличавшейся благочестием. Старший брат его Ираклид еще при жизни родителей ушел в святой град Иерусалим, затем удалился Иорданскую долину и поселился в Каламонской Лавре (находилась на том месте, где ныне располагается Лавра преподобного Герасима Иорданского), приняв иночество. Святой же Георгий один оставался у родителей вплоть до их смерти.

Когда умерли родители, попечение о нём принял родственник который так полюбил его, что хотел выдать за него замуж свою единородную дочь. Но святой, тяготясь мирскою суетою, не желал сожительства с женою, и скрылся у другого родственника, монастырского игумена. О местонахождении Георгия стало известно покинутому им родственнику, который пришел к игумену и стал требовать, чтобы тот возвратил ему отрока. Узнав об этом, Георгий тайно покинул монастырь и, сев на отплывавшей корабль, отправился с Кипра в святой град Иерусалим. Поклонившись святым местам, он пришел к брату своему в Лавру Каламон. Тот же, видя его еще молодым и безбородым, по заповедям святых отец не захотел держать его в Лавре, пока он не обрастет бородою, но привел в обитель Пресвятой Владычицы, называемую Хузива, и передал тамошнему игумену. Здесь святой Георгий облечен был в иноческий образ и вступил на путь подвижничества. Трудясь во славу Божью и для спасения своей души, он особенно упражнялся в смирении и послушании. Бог прославил Своего угодника даром чудотворения. Братия удивлялась, видя совершенство и дерзновение к Богу в новоначальном, и святой, опасаясь обольщений пустой славы мира сего, тайно вышел из обители и снова прибыл к своему брату в Лавру.

Поселившись здесь, он занял вместе с братом так называемую Старую Церковь, и здесь они пребывали в полном согласии, молитве, богомыслии и пустыннических трудах. Братья не приготовляли себе горячей пищи, за исключением тех случаев, когда к ним приходил кто-либо. Св. Георгий отличался своим великим милосердием – однажды он отказался рубить неплодоносную пальму и по его молитве со следующего года пальма стала приносить обильные и прекрасные плоды. В другой раз, когда один Иерихонский землевладелец тайно принес в монастырь своего умершего единородного сына, св. Георгий побудил брата встать вместе на молитву и Бог воскресил дитя в ответ на их воздыхания.

По прошествии некоторого времени, Ираклид скончался, достигнув семидесятилетнего возраста. Авва Георгий, оставшись в келье один, рыдал и скорбел о кончине брата своего, в то же время доблестно подражая его жизни и трудам, сподобившись рукоположения в диаконский сан. Между тем, в Лавре скончался игумен, и произошло великое разделение и несогласие по поводу избрания нового настоятеля. Тогда Святой Георгий, не терпя смуты, со скорбью удалился из Каламона и снова поселился в Хузивской обители, в отдельной кельи, которую дал ему игумен монастыря.

Подвизаясь на прежнем месте своей отшельнической жизни, преподобный Георгий не приобретал ни вина, ни елея, ни хлеба, ни одежды, но, обходя кучи мусора, собирал тряпки и, сшивая их делал себе одежду; из этих же тряпок была устроена и постель его. Обитавших в обители иноков он просил сберегать ему за неделю остатки от стола отцов и пришельцев, будут ли то овощи, или плоды, или даже кости. Потом он толок все это в каменной ступе, делал шарики и сушил на солнце; эти шарики он и употреблял в пищу, вместе с водою, - через два или три дня. Кроме того, старец просил, чтобы братия не пекли без него хлебов, ибо он веровал, что занимающимся этим делом в тех святых местах будет великая награда на небе, так как в Палестине было в обычае издерживать излишек хлеба на странников, приходивших поклониться тамошним великим святыням. В хлебнице, предпочтительно пред другими работами, преподобный Георгий топил печь. Занятие это особенно тягостно в тех местах в летнее время, когда от сильного зноя тают даже свечи на церковных подсвечниках. Но преподобный Георгий, несмотря ни на какой зной, неустанно работал в хлебнице по дважды и по трижды в день, растопляя печь и приготовляя хлебы, в то время как другие из братий не могли переносить такой работы и постоянно чередовались. Поэтому неустанным трудам Георгия все удивлялись и называли его железным.

Когда же случилось нашествие персов на святую землю в 614 году, он на время оставил Хузивскую Лавру и скрылся в Каламоне, по миновании же опасности, старец снова возвратился в Хузиву[290]. Здесь он снова предался подвижническим трудам и в то же время поучал всех, приходящих послушать его Богомудрых речей.

Благочестиво пожив и угодив Богу, преподобный Георгий был призван в небесные обители в 625 году, достигнув глубокой старости. Перед своей кончиной св. Георгий послал за своим учеником и жизнеописателем Антонием, чтобы проститься с ним, но тот в это время был занят послушанием и скорбел, что не успеет проститься со своим аввой. Тогда преподобный, узнав об этом духом, просил передать, чтобы Антоний исполнял послушание, обещая подождать его. Когда ученик около полуночи пришел к умирающему старцу, тот был еще жив. Преподобный с любовью благословил ученика, после чего отошел ко Господу.

Этот же Антоний составил в 631 году жизнеописание святого которое дошло до нас. Сам Хузивский монастырь теперь называется монастырем преподобного Георгия Хозевита, а мощи его покоятся в монастырском храме во имя свв. Иоанна и Георгия Хозевитов.

Кондак, глас 4

Явился еси светило пресветлое Георгие, озаряя божественными зарями верно зовущия ти: моли о нас Владыку Христа, явльшагося во струях и просвещшаго земнородныя.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь