Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 8 / 21 января, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, и в Соборе новомучеников Минской епархии
Родился 2 / 15 июля 1885 года в селе Дудичи Игуменского уезда Минской губернии в семье священника Илариона Пастернацкого, настоятеля Покровской церкви в селе Дудичи. С детских лет Владимир прислуживал за богослужением и пел в церковном хоре. Окончив в 1908 году Минскую духовную семинарию, Владимир Иларионович женился на дочери священника Феофана Сосиновского Наталье. В семье родилось пять детей[297]: Филипп (1909 г.р.), Мария (1911 г.р.), Андрей (1913 г.р.), Ольга (1915 г.р.), Анастасия (1930 г.р.). В 1908 году был рукоположен во священника ко храму первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Песочное Слуцкого уезда, где служил его тесть, который в это время тяжело заболел, слег и в течение семи лет, до самой смерти, не поднимался с постели. В этом храме отец Владимир прослужил до 1932 года. В 1920-х годах он был назначен благочинным церквей Копыльского района и возведен в сан протоиерея. После 1928 г. старшие дети о.Владимира уже жили отдельно от родителей, стараясь, кто чем мог, помогать им, т.к. налоги, возложенные на семью священника были непомерно велики. В 1931 году семье священника было предложено заплатить налог, который был для них столь велик, что они не смогли собрать нужную сумму, и у них забрали корову. В 1932 году отец Владимир был переведен в Спасо-Вознесенскую церковь в мест. Копыль (ныне Минская область). В 1933 году все храмы в Копыльском районе были закрыты, а священники арестованы; оставалась лишь Спасо-Вознесенская церковь. Отца Владимира все чаще стали вызывать в НКВД и, угрожая расправой, требовать, чтобы он публично снял с себя сан. Взамен обещали обеспечить постоянной работой, например, в качестве бухгалтера, но священник это предложение категорически отверг. Власти, желая сломить его волю, потребовали от него уплаты такого налога, о котором заведомо знали, что уплатить его священник не сможет, и исключили из школы его детей. На семейном совете священник, поддержанный супругой, сказал детям: «Бог послал нам это испытание, и мы его должны безропотно нести». Оказавшись единственным священником в районе, отец Владимир с утра до вечера ездил по требам, крестил новорожденных, отпевал умерших. За несколько дней до ареста о.Владимир похоронил свою мать. Накануне взятия под стражу он отслужил последнюю в своей жизни литургию. В марте 1936 года он был арестован по обвинению в присвоении власти административного лица, так как он вел запись имен всех крещаемых и тех, кого пришлось отпевать. 24 марта 1936 года он был приговорен к двум годам заключения и отправлен в исправительно-трудовую колонию №1 в селение Хальч Гомельской области. Наталья Феофановна осталась одна с тремя несовершеннолетними детьми без средств к существованию. Но помогали, кто чем мог, прихожане. В 1936 году Наталья Феофановна с детьми переехала в город Рославль Смоленской области. В декабре 1937 года отца Владимира неожиданно досрочно освободили, и 12 декабря он приехал к семье. Однако через день он был вновь арестован по обвинению в том, что «вел активную контрреволюционную агитацию о войне и гибели советской власти... о якобы существующем голоде в Советском Союзе и притеснении религии со стороны советской власти». Был допрошен хозяин квартиры, где жила семья священника; на вопрос следователя, что ему известно о контрреволюционной деятельности священника, он ответил: «Пастернацкий среди нас проводил контрреволюционную агитацию, которая выражалась в том, что он говорил, что он сидел в тюрьме совершенно напрасно, что советская власть притесняет всех граждан, соблюдающих религиозные обряды, а особо попов всех сажает в тюрьмы». 23 декабря 1937 года следователь допросил отца Владимира, особенно интересуясь тем, чем занимался священник во время гражданской войны. – В 1920 году в нашем местечке находились белополяки, 12 июня 1920 года во время отступления белополяков красные партизаны стреляли по автомобилю польского полковника. В результате наше местечко было оцеплено польскими войсками, и белополяки взяли человек сорок крестьян заложниками, и вместе с этими крестьянами был взят и я. Когда я находился у белополяков, то у нас выпытывали, кто стрелял по автомобилю. После чего нас освободили. – Следствием установлено, что вы являетесь агентом немецкой разведки, то есть имели тесную связь с немецкой комендатурой. Дайте правдивые показания. – В 1918 году в местечке Песочное находились немецкие войска, и в моем доме в течение девяти месяцев находилась немецкая комендатура. Агентом немецкой разведки я не являлся и не являюсь. – По показанию свидетелей вы достаточно изобличаетесь в том, что, будучи враждебно настроены по отношению к советской власти, среди окружающего населения проводили контрреволюционную агитацию. Признаете ли себя в этом виновным? – Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю. – Следствием установлено, что вы 13 декабря 1937 года, находясь в квартире, где присутствовали хозяева данного дома и квартиранты, среди них проводили контрреволюционную агитацию и говорили, что советская власть всех притесняет и не дает соблюдать религиозные обряды; говорили, что советская власть просуществует недолго, то есть явно предсказывали гибель советской власти. Признаете ли вы себя в этом виновным? – Виновным себя в этом не признаю. 5 января 1938 года тройка УНКВД по Смоленской области приговорила отца Владимира к расстрелу. Расстрелян 21 января 1938 года в 17 часов в Смоленской области. Погребен в общей безвестной могиле. На запрос матушки Наталии о судьбе о.Владимира, ей в 1956г. выдали свидетельство о смерти, в котором было указано, что о.Владимир скончался 5 ноября 1942 года от "паралича сердца". Впоследствии, в 1958 году, Наталья Феофановна, хлопоча о реабилитации мужа, писала властям: «Прошу реабилитировать моего мужа... Я в корне не согласна с тем положением, в котором погиб мой муж. Он был не вор, не хулиган, не убийца и не враг народа, ревностный проповедник Евангельской истины, благовествующей мир и любовь между людьми». Канонизирован в лике местночтимых святых деянием Синода Белорусской Православной Церкви 28 октября 1999 г. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Литература
Использованные материалы
(Орловским). Январь». Тверь. 2005. С. 64-67 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы