Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Спасение главы во времена революционных бесчинств



После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату[277] Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Глава святого Иоанна в наши дни

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика»[278]. Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.

Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Антоний Новицкий при пении обоих хоров собора. Чин полиелея возглавлял он же в сослужении о.Димитрия Осипова и о.Александра Корниенко. Воскресная служба совмещалась со службой Недели по Богоявлении и Собору Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Евангелие на бдении (от Матфея): 1По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Каноны читались Воскресный (один тропарь), Недели по Богоявлении (два тропаря) и Иоанну Предтечи (один тропарь). Стихиры, как и на всех службах, были сокращены до минимума.

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с продолжающимися праздниками и напомнил расписание служб.

Литургия.

В сам день я был, как всегда, в Свято-Успенском соборе – на поздней литургии, которую совершали о.Антоний Новицкий и о.Димитрий Осипов (последний большую часть службы принимал исповедь) при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – чтения Недели по Богоявлении. Отрывок из послания апостола к Эфесянам: 1Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5один Господь, одна вера, одно крещение, 6один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

9 А "восшел" что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

Все мы призваны к одному и тому же Царству, все просвещаются действием одного и того же Духа Божия. Однако действие Духа в каждом человеке разное – в соответствии с его внутренним состоянием, ибо что будет полезно одному – вредно и даже губительно для другого. Господь же заботится о спасении человека, потому подает каждому то, что ему полезнее всего. Говоря об этом, апостол перечисляет разновидности служения Богу в разных званиях. И каждого из перечисленных проповедников Господь посылает на вверенное им служение, дабы привести ко спасению возможно больше людей, поскольку Он, пострадавший на Кресте ради спасения человека, не хочет гибели никому….

Евангелие (от Матфея): 1Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

3И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

4Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

5Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

7Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

8Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

10Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

11Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Господь принял крещение от Иоанна, а затем 40 дней постился в пустыне, готовясь к Своему служению. И вот, происходит то, ради чего Господь пришел в мир.- Он выходит на проповедь в мир. Таким образом, Господь приходит не для прославления, а для страданий, дабы спасти человека. Начинается же все с проповеди покаяния. Здесь у Евангелистов есть разногласия, ибо у Матфея написано, что Господь начинает проповедь уже после того, как Иоанн был отдан под стражу, а у других Евангелистов написано, что это происходит несколько раньше, так что в одном из Евангелий приводится эпизод, где они соседствуют, а ученики жалуются Иоанну, что Тот, которого он крестил, теперь сам крестит и люди идут за ним, а Иоанн их вразумляет. Так или иначе, но начинается то, ради чего Господь пришел на землю. Итак, в Неделю по Богоявлении нам особо напоминается о том, что Господь пришел в мир не для прославления, а для страданий ради спасения человека. Сам чин праздников служб Рождества Христова и крещения Господня напоминает о том, что земное служение Христа завершится на Кресте. Нам же надлежит помнить о ЖЕРТВЕ, принесенной ради нашего спасения….

И чтения праздника Собора Иоанна Предтечи. Отрывок из Книги Деяний Апостольских: : 1Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Эфес[279] и, найдя там некоторых учеников, 2сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

7 Всех их было человек около двенадцати.

8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

9Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна.

10Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии[280] слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Эллины.

11Бог же творил немало чудес руками Павла, 12так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

Евангелие (от Иоанна): 1В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2Оно было в начале у Бога.

3Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.

4В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

7Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

8Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал.

11Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

18Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

19И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

20Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

21И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

22Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

23Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

24А посланные были из фарисеев; 25И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

26Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

27Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

28Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.

31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.

32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.

33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

После высокопарного начала Евангелия от Иоанна следует первое повествование. Крещение Господне уже состоялось. Господь уже вышел из пустыни, где постился, готовясь к проповеди. И Иоанн, видя Его проходящего, прямо указывает на Него, как на Обетованного Мессию…

По окончании службы о.Антоний сразу начал с проповеди. После крещения своего Господь выходит на проповедь. Первое же слово Его – это слово о покаянии, важнейшее слово для грешного человечества. Этим Он начинает свое земное служение, которое завершится на Кресте. Покаяние для нас является важнейшим из духовных дел, так как это единственный способ обрести потерянное единство с Богом. По большему счету, покаяние дает наслаждение, так как в нем очищаются грехи, и обретается потерянное единство с Богом, а это единство дает человеку радость, мир и покой. Любовь Божия обнимает душу человека и восстанавливает падший образ Бога, сотворившего человека. Образ Божий всегда пребывает в человеке, затемненный, но не утраченный. А вот, подобие Божие человек утрачивает, впадая в грех, потому его нужно восстанавливать. И этому восстановлению человек полагает начало через покаяние, поскольку, по мере очищения греха, человек восстанавливает утраченное единство с Богом. Утрачивается же оно не потому что Бог удаляется от человека, но потому что человек удаляется от Бога. И словом о покаянии, Господь призывает человека вернуться… Человек согрешающий, человек падший мучается, удаляясь от Бога, как мучился блудный сын из притчи. Он, взяв свою долю имения отца, оставил его, оставил не только отчий дом, но и страну свою, уйдя «на страну далече», как пишется в Евангелии. Там он дошел до такой степени падения, что уподобился свиньям, так что готов был есть рожки, которые давали свиньям. Однако он вспомнил, что в доме его отца даже слуги получают пищу в изобилии, тогда как он умирает от голода. И он решает вернуться в дом отца и припасть к его ногам, умоляя, дабы он принял если не в прежнее достоинство, то в числе самых последних слуг своих. Но любовь отца не могла допустить такого унижения сына своего, а потому он восстанавливает его в прежнем сыновнем достоинстве. Также поступает и Бог, принимая и возрождая кающегося грешника. Господь не отвергает никого, но принимает, так что говорится, что на небесах бывает великая радость от каждой слезы кающегося грешника. Бог не оставляет человека, а лишь человек отходит, удаляется от Бога. Однако Господь призывает человека к себе и ведет. Здесь он вспоминал известную притчу о том, что некоему человеку была показана его жизнь в виде следов на песке, где рядом с его следами были следы Бога. Но в трудные моменты жизни видна была лишь одна пара следов. А на вопрос человека к Богу: «Почему Ты меня оставил?», Господь отвечает: «Я нес тебя на руках…». Господь никого не оставляет, но призывает всех. Стоит лишь положить начало, как Господь уже будет помогать человеку, ведя его по пути спасения. Но по пути этому надо следовать…

После этого о.Антоний поблагодарил всех за молитву, поздравил всех с праздником, а причастников – с приобщением Святых Тайн, а также напомнил всем расписание служб.

Понедельник 21 января.

Особых празднований в этот день нет. В первую, очередь, этот день известен, как день памяти мучеников Юрьевских (Юрьев – нынешний эстонский Тарту), пострадавших в Прибалтике от репрессий тевтонских рыцарей, огнем и мечом насаждавших католичество, день тезоименитства митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, теперь не нашего епархиального архиерея, но главы Кубанской митрополии.… Но помимо

этого, на этот день приходится огромное количество памятных дат разных святых….


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь