Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


III . 2. Четыре составляющие, необходимые для написания трактата




 

Учитель Васубандху советовал [своим ученикам], создавая трактат, включать в него пять составляющих. [Как говорится в его сочинении «Принципы освещения» [98]:]

 

Необходимо отразить следующее: цель, краткое содержание, объясне­ние, связи и встречные доводы.

 

Первой составляющей должна быть цель трактата. Краткое содержа­ние должно подытоживать, каким образом достигается эта цель, а само объяснение подробно выражать смысл [того, что упомянуто в] кратком содержании. Связи, которые не должны противоречить последователь­ности [тем], и встречные доводы, которые не должны противоречить здравому смыслу, рассматриваются там, где это уместно.

Что касается первого, [цели, Васубандху дает] подробный анализ цели, связей [и т. д.], где каждый из четырех пунктов подразделяется на три части. Здесь эта схема [из двенадцати частей] сжато представ­лена в виде четырех [главных составляющих (тема, цель, высшая цель и связи)].

Сначала идет тема. В этом трактате [дано] исчерпывающее описа­ние миров, где живут те, кого надлежит направлять по духовному пути; их наставника Будды и его учения; полей, [представляющих со­бой] последовательные уровни практики учения [Будды]: нравствен­ность, изучение, размышление и медитацию; а также полного плода пути — освобождения.

Второе — это цель. Изучая и излагая эти вопросы, человек хорошо их усваивает. Такие познания дают мудрость, которая позволяет пони­мать уровни учений Будды и их колесницы. Это понимание, в свою очередь, обеспечивает развитие подлинной мудрости, проистекающей от размышления и медитации.

Третье — это конечная цель. Благодаря этой [мудрости] человек легко достигает состояния свободы и всеведения.

Четвертое — это связи. Конечная цель связана с целью, а цель — с темой. Каждая из них, в свою очередь, связана с тем, что ей пред­шествует.

 

ОБЗОР «БЕЗБРЕЖНОГО ОКЕАНА ЗНАНИЯ»

 

Этот трактат [«Безбрежный океан знания»] имеет [десять] разделов соответственно числу совершенств: миры, появляющиеся в светлую кальпу; Будда, учитель; учение — как тексты, так и переживания, сопутствующие практике; его продолжение и распространение в стра­не Джамбу; соблюдение нравственного поведения; изучение; размы­шление; медитация; продвижение по путям благодаря последователь­ной практике вышеизложенного; обретение окончательного плода.

 

Основная часть трактата [«Безбрежный океан знания»] имеет [де­сять] общих разделов, по числу десяти совершенств.

Книга I . Миры, возникающие в Благую кальпу просветления, — непременное условие появления Драгоценностей [учения Будды].

Книга II . Пришествие Гypy Будды, главной Драгоценности, того, кто преображает существ этих миров.

Книга III . Возникновение Дхармы [Будды] — циклов его учений, как текстов, так и личных переживаний.

Книга IV . Продолжение распространения и процветания учения в нашей высшей стране Джамбу.

Книга V . Освоение принципов нравственности, характерных для путей личного освобождения; бодхичитты; и мантры — этих началь­ных стадий духовной практики — и их сохранение, пока учение Буд­ды остается в мире.

Книга VI . Устранение заблуждений благодаря изучению, предва­рительно приняв эти принципы нравственности за основу практики.

Книга VII . Ясное понимание учения благодаря размышлению.

Книга VIII . Обретение уверенности в учении благодаря меди­тации.

Книга IX . Полное прохождение ступеней и колесниц путем после­довательного применения [нравственного поведения, изучения, раз­мышления и медитации].

Книга X . Обретение окончательного плода: освобождение и все­ведение.

Краткий обзор этого сочинения [«Безбрежный океан знания»] включает в себя четыре пункта: это тема каждого раздела, уточнение нумерации, порядок и краткое содержание.

Первый, [тема каждого раздела] будет подробно объясняться в конкретных главах данного раздела.

Второй, области знания, с которыми должны познакомиться но­вички — те, кто незнаком с этими вопросами, представлены в этом сочинении в десяти разделах. Их число увеличивается, потому что каждый раздел построен из четырех глав. Это количество точно опре­делено, потому что большее число [глав] не нужно, а меньшее не спо­собствовало бы исчерпывающему изложению темы.

Третье, обоснование систематического порядка [очевидно по нуме­рации глав книги], как описано выше.

Четвертое: эти сорок глав вместе составляют объяснение трех ви­дов обучения. Обучение высшей нравственности объясняется в пятом разделе, обучение мудрости — в шестом и седьмом, а обучение меди­тации — главным образом в восьмом. Разделы с первого по четвер­тый имеют отношение к обучению мудрости. Девятый и десятый свя­заны с восьмым разделом, потому что [их темы] проистекают из па­рамиты [медитации].

Следовательно, [подобающее] название для этого [сочинения] — «трактат, который действенно передает три вида обучения».

МИРИАДЫ МИРОВ

 

 





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 15; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2020 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.005 с.) Главная | Обратная связь