Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Положение вотчинных и помещичьих крестьян



                                  (ХVΙ - ХVΙΙ века)

 

    После окончания набегов и казаков на деревни и села центра и севера России, уцелевшие крестьяне стали возвращаться на свои прежние места к вотчинникам и нарождавшемуся классу помещиков. Рабочих рук не хватало, царские указы и законы, в том числе закон 1597 года о закреплении крестьян, не действовали. Вотчинники и помещики начали договариваться с крестьянами, делая порядные записи. Крестьянин обязывался жить на земле вотчинника, пахать землю, платить пошлины и налоги. Нередко они на первые годы освобождались от сборов, чтобы смогли укорениться на земле вновь.

    Крестьянин обязывался в случае ухода заплатить землевладельцу пожилое за пользование двором, возвратить ссуду и вознаградить землевладельца за льготу, которой пользовался. Возможность для крестьянина уйти от землевладельца предполагается в порядных записях, как право крестьянина. Порядная запись не предполагала бегства крестьянина с участка, снятого им у монастыря. По ней крестьянин обязался только заплатить неустойку, чтобы вознаградить землевладельца за сделанные им расходы. По порядным грамотам не было общего прикрепления крестьян к земле в первой половине XVII века. Такое положение крестьян сохранялось до средины того века.

В приходных книгах Николаевского Антониева монастыря за разные годы записаны вклады, поступившие в монастырь от разных лиц, как деньгами, так и предметами. Туда записывали деньги, полученные монастырем от продажи хлеба, лошадей, скота, холста, крашенины, одежды, бумаги, свеч и книг. Также деньги, полученные монастырем от разных сборов с принадлежащих монастырю деревень. Таких сборов было не меньше 15, к ним относились:

1) потюремные, которые платили на содержание тюрьмы в Городецко (Бежецке).

2) Ямские подможенные, которые платили в Московский Большой приход. Приказ Большого прихода был учрежден при царе Иване ΙV Грозном. Он заведовал в Московском государстве доходами с лавок и частных дворов, с погребов, с меры, чем всякие товары и питье меряют, а также таможенными пошлинами. За год в конце ХVΙ века таких доходов со всего государства собирали до 500 тысяч рублей. Они расходовались на питание иностранных послов и купцов, на жалованье русским посланникам и гонцам в иные государства. Также расходовались на строительство судов для хлебного, соляного и рыбного промыслов, на жалованье служащим приказа и подведомственных ему соляных заводов.

3) Прогонные деньги, которые собирались с государственных посланников и гонцов. Например, Николаевский Антониев монастырь за 1606 год собрал их 15 рублей 29 алтын 2 деньги.

С 1530 года денежная система в Русском государстве имела следующее соотношение: 1 рубль – 100 копеек, полтина – 50 копеек, гривна – 10 копеек, алтын – 3 копейки, 1 копейка – 2 деньги или 4 полушки.

4) Явочные лесные сборы, в 1561 году взято таких денег у посельского Федяя 6 рублей 30 алтын.

5) пятенные сборы собирали от продажи и обмена лошадей при ее клеймении. Удостоверяя действительность сделки, сбор взимался за наложение клейма (пятна) на купленную или обмененную лошадь. Эти сборы проводили пятенщики под надзором волостных наместников. Образец клейма (пятна) наместники заносили в таможенную книгу, в которой записывали данные о продавце, покупателе и самой лошади – какой масти и особые приметы.

Монастыри освобождались от уплаты пошлин с покупки лошадей по тарханным грамотам. Иногда им разрешалось иметь свое пятно и взимать пошлину с лошади в монастырскую казну.

6) Пошлинные померные сборы собирались с меримых товаров: хлеба – сжатой пшеницы, ржи, овса, ячменя, гречихи. С овощей и фруктов, собранных с огорода – горох, бобы, репа, лук, чеснок, яблоки. Померные сборы взимались также с собранного хмеля, грибов, ягод, сушеной рыбы и других продуктов. Они взимались не с рубля дохода, а с меры: бочек, кадий, кип и других. Например, мерою сена и соломы была пятипудовая копна, а также воз, куда входило 5 таких копен.

7) Доводчиковые, ямщиковые сборы. В 1564 году собрано монастырем таких денег от Семенова дня до Великого дня 17 рублей 27 алтын 3 деньги с полушкою.

8) Сборы денег с волости за рыбный оброк и за мельниково дело. В 1564 году с 5 волостных сох монастыря собрано 10 рублей.

9) Сбор за сторожей, в 1564 году собрано со всей монастырской волости 9 рублей 24 алтына одна деньга.

10) Сбор за десятинный покос. В 1565 году взято со всей монастырской волости за косьбу на реке Рене 9 рублей.

11) Сбор за десятинную пашню.

12) Сбор за бревенную повозку на монастырские постройки. В 1626 году взято с крестьян таких денег за 4 подводы 20 алтын.

13) Сбор на постройку Московского монастырского двора был произведен в 1652 году.

14) Свечные и медовые деньги от пономаря, а также таможенные сборы, установленные с 1639 года, конские сборы с 1682 года и выводные сборы за вывод девок в замужество в другую вотчину. Например, в 1687 году за вывод 3-х девок было выплачено монастырю выводных 1 рубль 6 алтын 4 деньги.

15). Полавочные сборы. Например, в 1652 году взято у кожевника из села Спас на Холму лавочного оброку 20 алтын [46].

До 1620-х годов сами монастыри имели льготы по уплате пошлин и сборов государственной казне на основании выданных им тарханных грамот. Эти грамоты предоставляли монастырям и их крестьянам следующие преимущества:

1. Монастырские крестьяне не должны были пахать пашню на государя и возить хлеб в города, косить и развозить сено в разные места, определяемые государем. Их не обязывали собирать ягоды, рыжики и рвать цветы на государев стол. Они не кормили государевых коней, не принимали государевых ловчих, псарей и сокольников, не ходили на звериные, птичьи и другие ловли.

2. Монастыри и их крестьяне освобождались от некоторых натуральных повинностей и сборов. Они не возили в Москву и другие города камень, известь, кирпич, срубы домов, не готовили для зелейных дворов зелья. Не делали для пушкарей волоков, колес, саней, канатов и разных запасов.

    Монастырские крестьяне не стояли с подводами на ямах и не выбирались в ямские охотники для подвозки путников. Монастырь не давал подвод гонцам и посланникам, не принимал дорожных постояльцев, в том числе князей, бояр, воевод, детей боярских и всяких служивых людей, как у себя в монастыре, так и в монастырских селах и деревнях.

    Монастырские крестьяне не давали государевой казне дров, не строили ямчужных амбаров, не участвовали в постройке воеводского двора и тюрьмы.

3. Кроме натуральных оброков и повинностей монастырь освобождался от денежных платежей. Он не платил денег за городовое, пушечное, зелейное, ямчужное дело. Был освобожден от ряда других повинностей [47].

    Все эти привилегии стали постепенно отходить в 1630-е годы. Тарханные грамоты, которые стал выдавать монастырям царь Михаил Федорович, уже имели ограничения. Государь оставлял за собой право взимать дань с тарханов для нужных дел по особому царскому указу. В 1630 году указом царя было запрещено вкладывать в монастырские вотчины тяглые земли и дворы.

    Уложениями 1672 и 1677 годов монастыри лишались старых привилегий, которые они имели по тарханным грамотам. В 1684 году богомольцы многих монастырей писали царю челобитную об облегчении им разных повинностей и податей. По их уверению, они платили больше помещиков и вотчинников, в том числе стрелецкий хлеб втрое, ямские деньги – вдвое. Кроме того, они были обязаны платить жалованье ратным людям, предоставлять подводы посланникам. На каждые 50 крестьянских и бобыльских дворов было определено по одному отставному стрельцу, которым нужно было давать хлебное и денежное жалованье из монастырской казны. Причем сами стрельцы сначала жили по монастырям, потом стали жить в Москве и требовать доставки туда жалованья самими монастырями, отстоявшими далеко от столицы.

    По указу царя Алексея Михайловича вольные люди, которые рядились в монастырские крестьяне на необработанную и незаселенную пустошь, получали временные привилегии. Продолжительность льготы зависела от количества труда и размеров капитала, которые нужно было затратить вновь прибывшему крестьянину для того, чтобы привести занимаемый им участок в условия, годные для жилья и посева [48].

    К концу ХVΙΙ века поместья стали родовыми, как и вотчины, они передавались по наследству, при этом постепенно дробились. Земли помещики чаще всего стали получать не «в поместье», а «в вотчину», тем самым постепенно стиралась грань между пометными и вотчинными владениями.

 

Глава ΙΙΙ. Монастырь во время первых реформ                                     Романовых

              Церковные реформы Алексея Михайловича

                                          (1645 – 1676 годы)

    Первая глава Соборного Уложения 1649 года царя Алексея Михайловича посвящена церкви и называлась «О богохульниках и церковных мятежниках». Начиналась она с того, что те иноверцы, любой веры, или и русский человек, кто возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на родившую его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест или на Святых его угодников, того богохульника обличив, казнить и сжечь.

    Кто в церкви во время церковного пения начнет государю, или патриарху, или иным властям бить челом о своих делах, того челобитчика вкинуть в тюрьму на сколько государь укажет.

    В 1653 году царь Алексей Михайлович поручил патриарху Никону провести церковную реформу. Во время ее проведения установить единое во всех церквах и монастырях богослужение по греческому образцу. Креститься тремя перстами, а двуперстие передать проклятию, заменить земные поклоны поясными. Установить единоголосие во время церковной службы, в отличие от существовавшего до того времени многоголосия. Предлагалось во время крестного хода двигаться навстречу солнцу, а не от него, писать имя Христа Иисус, а не Исус, как писали ранее.

    С целью проведения всех этих изменений было поручено, заново перевести с греческого языка богослужебные книги, с исправлениями. Для богослужения допускать иконы только греческого письма, а не старославянского церковного письма.

    Эти реформы Никона не затрагивали основные каноны русской епархии, однако встретили жестокое сопротивление со стороны священнослужителей и мирян. Неграмотные и малограмотные служители церквей и монастырей, которые с трудом разбирались в старых книгах, не могли работать с новыми церковными книгами. Защитники старой веры требовали, чтобы исправления в книгах проводились не по греческим, а по старинным русским книгам.

    Главным противником патриарха Никона был протопоп Аввакум. В 1652 году он был возведен в старшие священники – протопопы, служил в Московском Казанском соборе. Церковный Собор в 1656 году сослал Аввакума вместе с женой и четырьмя детьми в Тобольск. Там он состоял при воеводе Афанасии Пашкове, ходил вместе с ним в походы до Нерчинска и Амура.

    Московские бояре сумели рассорить царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном. Царь перестал ходить на службы, которые проводил патриарх, не стал приглашать его во дворец. В 1667 году церковный Собор низложил Никона и отправил его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь.

    После потери патриархом Никоном влияния на царский двор, Аввакума в 1663 году возвратили в Москву, где царь Алексей Михайлович через Родиона Стрешнева просил его не проводить своих проповедей против реформ и молчать. Так как Аввакум продолжал проповедовать о своих убеждениях, через год его сослали в Мезень. В 1666 году его снова возвратили в Москву, длительное время тщетно увещевали на церковном Соборе отказаться от своих проповедей.

    13 мая 1666 года его расстригли, чем вызвали недовольство не только в боярских домах, монастырях, но и при дворе царя. Через год Аввакума сослали в северный Пустозерск, где он 14 лет просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде. При этом рассылал грамоты со своей проповедью в церкви и монастыри. В 1682 году написал дерзкое письмо царю Федору Алексеевичу, в котором поносил его отца. 14 апреля 1682 года он вместе с тремя товарищами был заживо сожжен в деревянном срубе Пустозерска за поношение на царский дом.

    Церковный Собор в 1666 году признал, что проводимая реформа – дело царя, государства и церкви. Царь издал указы, в которых предписывал воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со сторонниками старой веры, воеводы отлавливали старообрядцев и сжигали их на кострах.

    Раскол русской православной церкви превратился в волнение народных масс. Раскольники уходили в непроходимые леса, создавали там свои общины – скиты, тысячи людей уходили с насиженных мест в эти общины.

    В числе первых жертв за старую веру была боярыня Морозова, известная по картине Сурикова, и ее родная сестра Евдокия. Ее муж Глеб Иванович Морозов был родным братом Бориса Ивановича – воспитателя царя Алексея Михайловича. Первым браком он был женат на Авдотье Алексеевне Сицкой, прожил с ней около 30 лет, в 1649 году овдовел в 56 лет, детей у них не было. В том же году женился на 17-летней дочери окольничего Прокопия Федоровича Соковнина Феодосии Прокопьевне.

    Гнев царя Алексея Михайловича вызвал отказ Морозовой быть его посаженной матерью на свадьбе с Натальей Нарышкиной, состоявшейся 22 января 1671 года. Морозова была настойчивой последовательницей учений протопопа Аввакума. Ее вместе с сестрой Евдокией сослали из Москвы в Свято-Пафнутиев монастырь города Боровска (ныне в Калужской области – А.Г.), посадили в глубокую, темную, грязную земляную тюрьму, где они мучились от голода и холода, умерев голодной смертью.

    Их братья поставили на могиле тяжелую каменную плиту с надписью: «Лета 7184 (1675), погребены на сем месте сентября в 11 день князя Петра Семеновича Урусова жена его, княгиня Евдокия Прокопьевна, да ноября во 2 день – боярина Глеба Ивановича Морозова жена его, боярыня Феодосья Прокопьевна, а во иноцех – инока схимница Феодора. А дочери обе окольничего Прокопия Федоровича Соковнина. А сию цку положили на сестрах своих родных боярин Федор Прокопьевич да окольничий Алексей Прокопьевич Соковнины».

    Одним из первых против реформ Никона восстал Соловецкий монастырь. Царские стрельцы осадили его в 1668 году, осада продолжалась восемь лет. В 1676 году стрельцы смогли прорваться на территорию монастыря, при его защите погибли более 400 монахов, раскольников и местных жителей. Виновные бунта были казнены, высказавшие покорность царю прощены и оставлены на прежнем месте.

    В первые годы раскола в Олонецком крае ему покровительствовали некоторые воеводы и местные старосты. Страшными явлениями раскола церкви были гари – массовые самосожжения раскольников вместе с женами и детьми.

    В 1685 году царевна Софья издала указ о преследовании и наказании хулителей церкви – раскольников, а также подстрекателей к самосожжению и укрывателей вплоть до смертной казни.

Когда в 1702 году царь Петр Ι с войском проезжал по дороге, проложенной по вековому лесу и болотам от Нюхчи до Повенца, где обитали старообрядцы, ему донесли о них. На это царь ответил, что пускай живут, и никого не тронул.

В вотчине Николаевского Антониева монастыря сведения о раскольниках имеются в делах через сто лет после проведения церковной реформы. В наряде о раскольниках за 1757 год есть  их короткий список:

1.Прихожанин села Спас на Холму Михаил Никонов.

2.Священник села Шаблыкино Трофим.

3. Крестьянин деревни Утехово разыскиваемый вор Егор Архипов.

4. Крестьянин деревни Погорелка Михаил Калинин.

5. Крестьянин деревни раменье Карп Можаев [49]. 

При царе Алексее Михайловиче население вотчин Николаевского Антониева монастыря стало постепенно увеличиваться. Разбежавшиеся от крамолы крестьяне возвращались на свои места и отстраивали деревни. Не успел монастырь оправиться от польско-литовского нашествия, как в 1634 году произошел пожар. Сгорели две деревянные колокольни, обгорели деревянные главы и крыша на соборной Никольской церкви, а также Покровская церковь.

В 1668 году по благословению митрополита Новгородского Питирима построена каменная колокольня. В 1683 году на средства стольника Якова Васильевича Нелединского была расписана Никольская церковь монастыря. С 1685 года в монастыре началась усиленная деятельность по постройке каменных церквей, келий и ограды. В этом году построены на северной стороне монастыря каменные казенные палаты и внизу их больничные кельи с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существовавший в соборном храме придел Благовещения был упразднен.

    В 1690 году в Николаевском Антониевом монастыре была учреждена архимандрия. Большое влияние на царя и патриарха оказали стольники Яков Нелединский и Федор Бутурлин. Первым архимандритом в 1690 году стал иеромонах новгородского Деревяницкого монастыря Иосиф. В вотчине монастыря тогда значилось 539 дворов [50].

    В том же  году было окончено строительство каменной церкви Вознесения Господня с одним главным престолом и двумя приделами. Была начата постройка каменной братской поварни – двухэтажного корпуса, названного Иверским. Почти в то же время было начато строительство на восточной стене монастыря по обе стороны строившейся Вознесенской церкви каменной ограды и келий, с двумя башнями по концам ограды.

Дальнейшее строительство каменной ограды с южной стороны было приостановлено в 1696 году по предписанию Новгородского митрополита Евфимия. Он ссылался на то, что без указа государя Петра Ι в монастырях никакого строения не заводить и не строить.

Архимандрит Иосиф с братией 20 марта 1697 года подали прошение государю о разрешении завершить начатые постройки, объяснив, что все материалы уже заготовлены, каменщики наняты, все строительство производится на подаяния вкладчиков. Получив разрешение, закончили строительство ограды с двумя башнями на восточной стороне протяженностью 80 сажень, а также каменные двухэтажные кельи. Построили часть каменной ограды с южной стороны протяженностью в 60 саженей, вместе с двумя корпусами. По всей каменной ограде были сделаны переходы с бойницами в два ряда [51].

В самом конце ХVΙΙ века начали создавать главный источник по истории монастыря с очень длинным названием «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей».

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1321; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь