Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ослабление вотчинной системы землевладения



                                  (ХVΙ век)

    Центром крестьянской жизни было поселение с церковью и кладбищем, которое называлось селом. Вокруг села были разбросаны деревни, сельца и починки. Поселение без церкви, в котором жил помещик или иной владелец земли, назвалось сельцом. Вновь отстроенное поселение, состоящее из 1 – 2 домов – это починок.

    Крестьянский двор, садясь на землю, брал у владельца ссуду и участок в среднем от 5 до 10 десятин (одна десятина равна 0,96 га – А.Г.), иногда меньше. Крестьянин нес много повинностей перед государством и хозяином земли деньгами, натурой и своим трудом. К примеру, крестьяне Николаевского Антониева монастыря, кроме разных сборов, о которых будет сказано несколько позднее, пахали и засевали монастырскую пашню, возили в монастырь дрова и лучину, ставили подводы, чтобы вести монастырский хлеб в Городецко или в Москву.

    Часто крестьяне были не в силах обрабатывать всю переданную им пашню, часть ее запускалось на неопределенное время, эта необработанная пашня называлась перелогом.

    С усилением влияния боярства на государственное управление при княжеских дворах из числа младшей дружины стали набирать для военной службы и выполнения личных распоряжений князя наиболее преданных мелких бояр и боярских детей. Дворяне появились на Руси в ХΙΙΙ веке, как служители княжеского или боярского двора. Начиная с ХΙV века великие владимирские, московские, тверские, новгородские и другие князья жаловали им земельные наделы – поместья. От слова двор произошло название нового сословия, игравшего на протяжении нескольких веков важную роль в судьбе Российского государства – дворянства, которому за службу стали выделять участки земли с деревнями, которое называли поместье.

    Поместье – это достаточно крупное феодальное владение, большую часть площади которого занимали барские угодья, обрабатываемые крепостными крестьянами. Придя на новые земли, помещик строил себе дом с усадьбой, обзаводился хозяйством, селил на свои земли крестьян, давал им ссуды. Крестьяне пахали его пашню и расширяли его угодья, освобождая участки земли от леса.

    Поместная система начала особенно развиваться после завоевания Московским княжеством земель Великого Новгорода. Оттуда на московские земли были вывезены самые богатые и знатные люди, а на их место посажены верные московскому князю служивые люди. За их службу великий московский князь Иван ΙΙΙ Васильевич раздавал поместья.

В писцовой книге Вотской пятины Новгородской земли за 1500 год указаны одни из первых 106 московских помещиков, в том числе: Барыков, Редров, Тучков, Печенегов, Пушкин, Путятин, Русалкин и другие, которые имели около 3 тысяч дворов [29].

Позднее, особенно во времена Ивана Грозного, поместная система стала распространяться в центре России и на севере. Высшие чины, бояре, окольничие, думские дворяне за государеву службу получали от 800 до 2000 четвертей земли или от 200 до 540 гектар.

Стольники и московские дворяне получали от 500 до 1000 четвертей, позднее, уже при царе Михаиле Федоровиче, был ограничен верхний предел для них одной тысячей четвертей или 270 га земли.

Провинциальные дворяне и дети боярские получали за службу от 100 до 400 четвертей или от 27 до 108 га. За полученную землю дворянин был обязан нести службу с 15 лет, до этого он числился недорослем. Старших сыновей дворянина, если отец еще служил, выделяли в отвод, отделяли от отца и наделяли своим поместьем.

Из поместий выделяли доли вдове и дочерям умершего или убитого на войне дворянина. Вдова получала долю до смерти или до вторичного замужества,  или до пострижения в монахини. Дочерям доля выделялась до 15 лет, после которого срока они уже могли выходить замуж.

Если помещик умирал своей смертью дома, то вдове выделяли 10% поместья, дочерям по 5%, если же помещик был убит на войне или в походе, то вдове выделяли 20%, а дочерям – по 10% поместья.

В связи с развитием поместной системы резко сократился круг владельцев вотчин. В конце ХVΙ века в Русском государстве уже не было удельных вотчин, которые принадлежали бы служилому классу. Оставались вотчины государя, его родственников, некоторых князей и бояр.

Указы царя Ивана Грозного 1562 и 1572 годов ограничивали права вотчинников. Князья и бояре не могли уже продавать, менять или другим способом отчуждать свои старинные наследственные вотчины. Иногда, с разрешения царя, допускалась продажа вотчинной земли, но не более половины вотчины. Указом от 1572 года было запрещено вотчинникам отказывать свои вотчины «на помин души» в большие монастыри.

Монастырские вотчины были в его владении, но не были в собственности монастыря. Таким образом, вотчинное землевладение приблизилось к землевладению поместному.

    Корнем слова «вотчина» является «отчина», то есть это земля, передающаяся от отца к сыну. В состав вотчины входили: леса, луга, пашни, строения, сельскохозяйственный инвентарь, животные и крестьяне, проживающие на этих землях.

    Самые большие вотчины в ХVΙ веке были у великих московских князей. Об этом можно судить по перечислению земель, указанных в завещаниях московских князей. Здесь я остановлюсь только на тех землях, куда позднее пришли карелы.

    В первой духовной грамоте (завещании) от 7 июня 1407 года московский князь Василий Ι Дмитриевич завещал своему брату Константину Дмитриевичу в числе других вотчин Устюжну.

    В марте 1423 года он написал третью духовную грамоту, в которой своей жене литовской княжне Софье, ставшей московской княгиней, завещал промысел своего деда село Кистьму (Кесьму) в Бежецком Верхе [30].   Великий московский князь Василий ΙΙ Васильевич в духовной грамоте от 27 марта 1462 года завещал сыну Андрею Углич со всеми волостями, селами и всеми пошлинами вместе с Устюжной, Рожаловым, Велетовым, Кистьмою, как было за князем Дмитрием Шемякою. Также завещал ему весь Бежецкий Верх с волостями, селами, со всеми пошлинами.

    В завещании он писал, что как начнут его дети жить по своим уделам, пошлют писцов, которые уделы эти опишут, да по тому письму обложат их по сохам и по людям. И по тому окладу его дети в выход начнут давать сыну его Ивану со своих уделов. Он завещал сыновьям слушаться своего брата Ивана, а Ивану держать братьев без обиды [31].

    Духовная грамота великого московского князя Ивана ΙΙΙ Васильевича была написана до 16 июня 1504 года. Он благословил в ней старшего сына Василия на великое княжение, передав ему большинство своих вотчин. Среди них – Корельскую землю всю, город Корелу с волостями, погостами и всеми пошлинами.

    Город Кашин с волостями, селами и всеми пошлинами он завещал сыну Юрию.

    Город Углич с волостями, селами, всеми пошлинами с Устюжной, Рожаловым, Велетовым, Кистьмою и городом Мологой он передал сыну Дмитрию, поручив ему свести торг (ярмарку) с Холопьего городка на Мологе (позднее село Борисоглебское Ярославской губернии – А.Г.) в город Мологу. Не путать Холопий городок на Мологе с Холопьим городком, который в древности был в 15 километрах от Новгорода на правом берегу Волхова.

    Бежецкий Верх со всеми волостями, селами и всеми пошлинами он передавал сыну Семену. Ему также были завещаны города Калуга, Козельск, Липицы и другие многие города и села.

    Старший сын Василий не должен был на удельных вотчинах братьев покупать землю и закладывать ее. Братья ему должны были выплачивать пошлину со своих уделов: сын Ивана ΙΙΙ Васильевича Юрий с Кашинского уезда должен ежегодно платить Василию по 82 рубля без одной гривны. Сын Дмитрий с Зубцовского удела – 58 рублей с полтиною и 7 денег, сын Семен – 65 рублей без десяти денег, сын Андрей – 40 рублей с полтиною и полчетверти деньги.

    Если какой сын умрет, а у него не будет ни сына, ни внука, его удел переходил к брату Василию.

    Сам царь Василий ΙΙΙ перед самой смертью сменил свою царскую одежду на монашескую, постригшись в монахи [32].

    Духовная грамота Ивана ΙV Грозного была составлена в августе 1572 года, когда его сын Иван был еще жив. В числе многих городов, земель и вотчин он завещал сыну Ивану город Кашин, что ранее был за Одоевским.

    Также завещал ему город Корелу с волостями, с селами и погостами, со всеми пошлинами и со всем тем, что к Корельской земле потягло.

    Брату своему Юрию Иван Грозный завещал город Углич и город Бежецкий Верх (так написано в подлиннике – А.Г.) со всеми полями, волостями, селами и со всеми пошлинами, а также Холопий городок, что торг на Мологе.

    Сыну Федору он завещал Устюжну Железопольскую и села в Угличском уезде: Никольское и Жданово со всеми деревнями.

    При своей жизни Иван Грозный считал монахов более нравственными, чем миряне. У них, по его мнению, не должно быть пороков, как у мирян: пьянства, прелюбодеяний, воровства и других. Он осуждал стремление монастырей иметь много сел и деревень, богатство, выпрашивать его у князей и богатых бояр. Одновременно, все действия Ивана Грозного говорили о том, что он желал для себя неограниченной никем, в том числе патриархом и церковью, власти.

    Перед смертью Иван Грозный по примеру своего отца постригся в монахи под именем Ионы.

    Крупными вотчинниками в те века, кроме государя и его родственников, оставались бояре, как потомки родоплеменной знати, они имели собственные земли, а нередко и свою дружину, что в условиях феодальной раздробленности позволяло им соперничать с княжеской властью. Наиболее богатые и влиятельные бояре принимали участие в княжеской думе на правах советников князя; от их мнения часто зависело решение важных государственных и судебных вопросов, а также урегулирование междоусобных конфликтов.

    При дворе князя служили принятые в избранный круг, введенные бояре, которые управляли делами князя и его дворцовым хозяйством. В зависимости от обязанностей, они получали должность дворецкого, стольника, казначея, конюха или сокольничего, что считалось особо почетным и приносило боярину немалые доходы. Плата за такую службу называлась «в кормление», поскольку выдавалась на содержание семьи боярина и его обслуги.

    Кроме выполнения службы, в обязанности бояр входило создание ополчения в случае военных действий и его полное содержание за свой счет. Это распространялось не только на введенных и путных бояр, но и на оседлых, не служивших при княжеском дворе земских бояр. Боярская служба была добровольной. Служилые бояре из старшей дружины имели право перейти к другому князю.

    На территории Бежецкого Верха, кроме царской династии, было достаточно много вотчинников. Земли, пограничные с землями Николаевского Антониева монастыря, принадлежали крупным вотчинникам – князьям и боярам.

    Один из них князь Иван Петрович Шуйский в Бежецком уезде имел 2038 четвертей земли или 550 гектар. Он имел вотчины в Муромском, Ростовском, Козельском, Московском и Псковском уездах.

    Один из древних дворянских родов на Бежецком Верхе Мелецких-Нелединских, с помощью которых и был основан монастырь, передали ему впоследствии достаточно много сел и деревень с землею. Поляк Станислав Янович Мелецкий пришел сюда в 1425 году на кормление, крестился в православие под именем Михаил. За службу ему московский великий князь Василий Васильевич дал удел город Вологду, вотчины Бежецкого Верха и в других местах, всего более 1000 дворов с людьми. Михаил Мелецкий передал свой удел в Бежецком Верхе своему сыну Василию Михайловичу, у которого было двое своих сыновей – Иван и Афанасий. Афанасий Васильевич получил владения по берегам реки Неледины и стал писаться двойной фамилией Нелединский-Мелецкий.

    За два века этот род расширился и укрепился, в записных вотчинных книгах Поместного приказа второй четверти ХVΙΙ века указаны 13 бояр и 5 боярин рода Нелединских.

    Неподалеку от монастыря сохраняли свои вотчины угличский воевода Федор Ловчиков, Кашинский воевода Непейцин, князья Морткины, Шереметевы, Стрешневы, бояре Масловы, Лодыгины, Оляшевы и другие владельцы.

Через сто лет после основания Никольский Антониев монастырь стал обустроенным, и владел многими землями. После смерти Ивана Грозного владения Николаевского Антониева монастыря продолжали расширяться. В 1593 году при игумене Константине боярин Алексей Иванович Маслов передал монастырю свою родовую вотчинную деревню Маслово Раменье с деревнями:


Хрепелево

 Слядолово

Якшино

Дубровка

Залужье

 Залесье

 Долгуха

 Пролеиха

пустошь Тетериха [33].


Согласно описи 1575 года на территории монастыря была церковь во имя Николая Чудотворца и строящаяся церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В монастыре находились службы: трапезная, погребная, хлебная, поварня, сторожка, больница и двадцать келий. За пределами монастыря в деревне Слобода жили монастырские повара, портные, кузнецы, плотники, рыболовы, квасовары, сторожа и другие служащие, всего около 70 человек. За монастырем также находились конюшенный двор, а на реке Могоче – мельницы.

 

 

Глава ΙΙ. Монастырь в период Смутного времени

                 Смутное время в истории России

Московские князья со времен Ивана Калиты стремились к единоличной власти, постепенно убирая со своего пути других Рюриковичей, которые имели одинаковые с ними права на русский престол. Особенно это стремление укрепилось при князе Иване III Васильевиче, который приближал к себе не представителей своего рода, а служилых людей из незнатных родов, давая им боярство за верную службу. Подобное отношение к знатным князьям продолжилось при его сыне Василии, а особенно упрочилось при царе Иване Грозном.

В числе таких приближенных к царской семье людей стал внук татарского мурзы Чета, сын худородного московского боярина Борис Годунов. После И.П. Федорова-Челяднина сан царского конюшего 17 лет никому не был жалован, в 1585 году царь Федор пожаловал его своему шурину Борису Годунову. Став царским конюшим, он последовательно добивался царского трона. Прежде всего, он сумел убедить Ивана Грозного сосватать свою сестру Ирину за малоумного болезненного царевича Федора. В документах того времени Бориса Федоровича Годунова за 10 лет до смерти царя Федора называли царем.

На совести Бориса Годунова убийство в городе Угличе младшего сына Ивана Грозного от его седьмой жены Марии Нагой царевича Дмитрия. В один из дней его воспитательница Василиса Волохова вывела Дмитрия гулять во двор и передала его своему сыну Осипу. Тот вонзил нож в шею мальчика, а находившиеся поблизости верные слуги Бориса Годунова дьяк Михаил Битяговский и его племянник Никита Качалов перерезали царевичу горло.

После убийства царевича Дмитрия надежда Бориса Годунова на царство усилилась. Но и Федор Никитич Романов не хотел уступать царский трон Борису Годунову. По преданию, именно он, по наущению боярина Андрея Петровича Щелканова и польского пана Льва Ивановича Сапеги попросил своего брата Александра приютить у себя во дворе холопа Юшку Отрепьева, похожего на убитого в Угличе царевича Дмитрия. Со временем он был пострижен в монахи под именем Григория Отрепьева и помещен в Чудов монастырь.

Царь Федор после вступления на престол, в июле 1584 года созвал собор, на котором владыкам и монастырям было запрещено приобретать вотчины. К тому времени владыка в своей епархии решал не только церковные, но и земские дела, как удельный князь. Владыка имел право раздавать церковные и монастырские земли боярам. Эти земли переходили от владельца к владельцу не по наследству, а по воле архирея. На соборе 1584 года было решено уничтожить все тарханные грамоты, которые предоставляли владыкам и монастырям разные льготы по платежам и повинностям. Это стало результатом жалоб помещиков и служилых людей, что их крестьяне убегали в тарханные вотчины, поэтому они лишались своих доходов. Но это решение собора не исполнялось, царь Федор продолжал раздавать тарханные грамоты.

      Царь Федор умер 7 января 1598 года, а за 10 лет до его смерти в некоторых документах Бориса Федоровича Годунова называли царем. Потомства после царя Федора не оставалось, поданные государства присягнули царице Ирине. Но та отказалась от царского трона, передав правление государством своему брату Борису Годунову. Сама она приняла монашеский постриг под именем Александры и поселилась в Новодевичьем монастыре.

      Многие московские бояре не хотели царя Бориса Годунова, они предлагали созвать Земский собор, на котором избрать царя. При этом некоторые бояре предлагали избрать царем Федора Никтитича Романова – племянника первой жены Ивана Грозного Анастасии Захарьиной и двоюродного брата последнего царя династии Рюриковичей Федора.

Но на Земский собор 20-21 февраля никого из сторонников Романовых не допустили. Там правили бояре Годуновы и их родственники – бояре Сабуровы и Вельяминовы.

      26 февраля 1598 года Борис Годунов из Новодевичьего монастыря торжественно въехал в Москву царем, патриарх Иов провел торжественный молебен в Успенском соборе. При Годунове жестоким преследованиям подвергалась семья бояр Захарьиных-Романовых: братьев Романовых обвинили в покушении на жизнь царя. По приказу Бориса Федора Романова постригли в монахи под именем Филарет и заточили в отдаленный северный Антониев Сийский монастырь. Младших братьев Романовых – Александра, Михаила и Василия отправили в ссылку, они умерли в изгнании.

      Боярский приговор над семьей Романовых был оглашен через три года, в июне 1601 года. Ксению Ивановну Романову-Шестову постригли в монахини под именем Марфа и сослали в Заонежский Егорьевский монастырь в Толвуе. Детей Федора Никитича и Ксении Ивановны, в том числе и сына Михаила, вместе с теткой Анастасией Никитичной и женой Александра Никитича отправили в Белозерский монастырь.

      Весной 1605 года в Антониев Сийский монастырь, в числе других, пришли две важные вести. Литовский король в своей грамоте назвал вора, беглого чернеца, расстригу Гришку Отрепьева князем Дмитрием Углицким. В апреле пришла весть о смерти царя Бориса Годунова. Филарет Романов, надеясь на свое освобождение из монастыря, в душе поддержал Гришку Отрепьева. Московские бояре Салтыков, Басманов, братья Иван и Василий Голицыны присягнули Лжедмитрию, объявив его истинным царем, после чего самозванец торжественно въехал в Москву.

      Лжедмитрий освободил из монастырей Филарета Романова, его жену, детей и родственников, мать царевича Дмитрия Марию Нагую и других знатных людей, пострадавших от Бориса Годунова. Вместе с самозванцем в Москву прибили казаки, много литовцев и поляков. Лжедмитрий приблизил к себе вернувшихся из ссылки бояр Долгоруких, Шереметевых, Куракина. Родственников Годунова возвеличил до воевод и отправил на службу в Сибирь.

      Филарета Романова он назначил митрополитом в Ростове Великом, вторым по значимости после московского. В ростовскую епархию тогда входили Белоозеро, Великий Устюг, Молога, Углич и Ярославль.

      Не прошло и года, как жители Москвы стали выражать недовольство Лжедмитрием, что он щедро раздавал деньги, земли и имения иностранцам – литовцам и полякам. Стал распространяться слух, что новый царь – не царевич Дмитрий, а самозванец. Сначала Григория Отрепьева узнали монахи Чудова монастыря, распространители слухов были казнены, но слух уже пополз по Москве и государству.

      17 мая 1606 года князь Василий Шуйский поднял москвичей на бунт, толпа ворвалась в царский дворец, который охраняли стрельцы. Люди в толпе и стрельцы потребовали от Марии Нагой признания, ее ли сын находится на русском троне. Она отказалась признать в самозванце сына, дворяне Иван Воейков и Григорий Волуев убили Лжедмитрия.

    Московские князья и бояре нарекли царем Василия Шуйского. Но слухи о живом царевиче Дмитрии не утихали, хотя царица Мария Нагая писала письма о смерти своего сына. В Польше объявился новый Лжедмитрий, который собрал войско из поляков, беглых холопов и казаков. Они захватили город Орел и оставались там всю зиму, в июне 1608 года Лжедмитрий II со своим войском подошел к Москве и встал своим станом в Тушине, что в 12 километрах от Москвы.

Многие московские бояре сначала целовали крест царю Василию Шуйскому, а потом уходили в Тушино и присягали новому самозванцу.

 Польское войско во главе с полковником Лисовским осадило Троице-Сергиеву лавру, а Лжедмитрий II с войском начал походы против городов вокруг Москвы. На сторону самозванца встали Суздаль, Переяславль, Ярославль, враги захватили города: Ростов Великий, Тверь, Шую, Владимир, Углич, Вологду, Псков. Войско самозванца постоянно пополнялось, по преданиям зимой 1609 года у него было 10 тысяч польской конницы, 2 тысячи польской пехоты, более 25 тысяч донских (донцов) и запорожских (черкесов) казаков, множество воровских шаек.

Польский король Сигизмунд желал сам сесть на московский престол, и осенью 1609 года направил свое войско к русской границе. Узнав об этом, тушинские поляки начали готовить мятеж против Лжедмитрия II. Тот, переодевшись в крестьянскую одежду, 29 декабря 1609 года бежал из Тушина в Калугу вместе с верными ему казаками.

Филарет (Федор) Романов, привезенный из Ростова Великого в Тушино, после бегства Лжедмитрия II, вместе с другими знатными московскими людьми составил грамоту на имя польского короля Сигизмунда с просьбой занять ему русский престол. Подписывая эту грамоту, Филарет назвал себя патриархом Московским и всея Руси.

Осада поляками Троице-Сергиевой лавры продолжалась почти шестнадцать месяцев, и была снята 12 января 1610 года войском князя М.В. Скопина-Шуйского. Под городом Дмитровым его войско разбило польский отряд Сапеги и сняло осаду Москвы. М.В. Скопин-Шуйский был отравлен 23 апреля1610 года во время званого обеда. Воспользовавшись его смертью, Лжедмитрий II с казаками и беглыми холопами захватил село Коломенское и встал там станом.

Русское государство, раздираемое междоусобной войной, польской и шведской интервенцией, переживало тяжелый период своей истории. Польский король Сигизмунд стоял под Смоленском, его гетман Жолковский – в Можайске, войско Лжедмитрия II – в Коломенском. В это время решением боярской думы от 17 июля 1610 года царь Василий Шуйский был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи.

Перед московскими боярами, князьями и духовенством встал вопрос: кого избирать на царский престол? Одни предлагали прекратить борьбу с поляками и избрать русским царем польского королевича Владислава. Другие настаивали на избрание православного царя – Василия Голицына или Михаила Романова, на котором настаивал московский патриарх Гермоген.

18 августа 1610 года в Успенском соборе города Москвы в присутствии патриарха Гермогена большинство московских бояр присягнули на верность 15-летнему польскому королевичу Владиславу. До вступления его на русский престол была избрана «семибоярщина», в нее вошли бояре: Воротынский, Голицын, Лыков, Мстиславский, Трубецкой, Шереметев и Иван Романов – брат Филарета (Федора) Романова.

В Польшу было отправлено русское посольство во главе с Филаретом Романовым и князем Василием Голицыным. 12 апреля 1611 года поляки увезли русских послов в Польшу, Василий Голицын там умер, а Филарет Романов находился на чужбине 8 лет до обмена его 1 июня 1619 года на польского полковника Струся.

Таким образом, без единого выстрела и осады поляки захватили Кремль и Китай-город. Осенью 1610 года князь Петр Урусов во время охоты убил Лжедмитрия II. Польский королевич Владислав считался правителем России более двух лет, до начала 1613 года.

 21 февраля 1613 года Земский собор избрал русским царем Михаила Федоровича Романова.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь