Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Царские грамоты о жизни монастыря



                                     (1616 – 1684 годы)

    В архиве  Николаевского Антониева монастыря сохранились царские грамоты, которые касались непосредственно его. В июле 1616 года царь Михаил Федорович пожаловал тарханную грамоту игумену монастыря Ионе с братией. В ней указано, что игумен с братией били челом, что была ранее у них тарханная грамота, жалованная великим государем Василием Ивановичем.

    Во время польско-литовского разорения она попортилась. Монастырь привез царю ту грамоту, она после Василия Ивановича была подписана царями Иваном Васильевичем и Федором Ивановичем. А на новое царское имя та жалованная грамота не переписана.

    Они переписали грамоту на имя Михаила Федоровича, и тот предоставил монастырю такие же привилегии, которые были в предыдущих грамотах. Царь пожаловал Никольскому игумену Иону с братией монастырские села, деревни и пустоши в Бежецком Верхе, в Антоновском, Березовском и Верховском станах, и перечислил все привилегии, которые монастырь имел ранее.

    В феврале 1618 года царь Михаил Федорович написал грамоту городецкому (бежецкому – А.Г.) воеводе Леонтию Юрьевичу Погожему, чтобы он игумена, братию и крестьян Антониева монастыря, подсудного Приказу Большого Дворца, не судил.

    Поводом к составлению этой грамоты была челобитная игумена Иона с братией, что городецкий воевода сам судил монастырских крестьян. Царь потребовал от воеводы монастырских крестьян больше не судить.

    В марте 1624 года царь Михаил Федорович пожаловал игумену монастыря Ионе с братией грамоту, в которой записал, что если случится суд монастырских людей и крестьян с городецкими или волостными людьми, то их судят воеводы и приказные люди вместе с игуменом и братией монастыря. Кто будет «чего искать на игумене с братией», то судить будет он, царь и великий князь Михаил Федорович, или тот, кому он прикажет. Грамотой были установлены судные сроки: на Рождество Христово, на Троицу и на Семенов день, кроме этих сроков в другие дни не судить.

    Если на монастырской земле произойдет душегубство, а душегубца не отыщут, то монастырь выплачивает наместникам 4 рубля. Но монастырь не дает денег, если на монастырской земле кого гром убьет, или с дерева убьется, или сгорит, утонет, покончит жизнь самоубийством.

    Князья, бояре, воеводы, ратные проезжие и иные никакие люди в монастырской вотчине силой на постой не встают, подвод, проводников, кормов своих и конских у них силой не отнимают. Они могут купить у монастыря корма свои и конские по той цене, по которой монастырь продаст им.

    У монастырских людей и у крестьян пятенщики лошадей не пятнают, игумен в монастыре имеет свое монастырское пятно и сами пятнают своих монастырских лошадей и крестьянских лошадей в своих владениях.

    Кто игумена с братией и их монастырских слуг и крестьян чем обидит, тому от великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича быть в опале.

    В июле 1639 года царь Михаил Федорович дал городецкому воеводе князю Василию Васильевичу Елецкому грамоту, по которой Николаевскому Антониеву монастырю предоставлял право пользоваться сбором на ярмарке у Спаса на Холму таможенных пошлин.

    Грамота была написана по челобитной игумена Ионы с братией. Этот сбор денег велено было тратить на церковные строения, на свечи и ладан. Так как сбор передавался монастырю, таможенным откупщикам Бежецкого Верха эти сборы собирать не велено.

    Городецкому воеводе велено допросить откупщиков, сколько с того торга у Спаса на Холму таможенных пошлин собиралось и какие они имели откупа. По сведениям земского старосты Митки Гневышева, в прошлом 1638 году на ярмарке у Спаса на Холму в вотчине Николаевского Антониева монастыря собрано таможенных пошлин с монастырских бобылей и приезжих людей со всяких мелких товаров и с хлеба 54 рубля 21 алтын и полтрети деньги.

    Игумен Иона в челобитной указал, что сумма эта завышена, ее земский староста Митка Гневышев написал ложно. В таможенной книге бежецкого посадского человека Максимки Блуда с товарищами написано: собрано таможенных пошлин на ярмарках у Спаса на Холму, в Молокове и в Поводневе 30 рублей 5 алтын 4 деньги. Этот обман был написан потому, что откупщики себе получили больше денег, чем им было положено.

    Царь Михаил Федорович предложил городецкому воеводе поручную запись, что откупщики будут выплачивать монастырю по 4 рубля один алтын и пять денег каждый год. Чтобы воевода заменил всех откупщиков, подобрал на их место людей верных и надежных.

    Прочитав грамоту, городецкий воевода должен был переписать ее, а саму грамоту передать в монастырь игумену Ионе.

    В декабре 1639 года царь Михаил Федорович написал вторую грамоту городецкому воеводе Василию Васильевичу Елецкому по поводу сбора таможенных пошлин на ярмарке у Спаса на Холму. В этой грамоте он писал воеводе, чтобы таможенные пошлины от торговли в воскресный день у Спаса на Холму откупщики передавали монастырю на церковные строения, свечи и ладан.

    В уставной грамоте царя Михаила Федоровича от января 1641 года городецкому воеводе Василию Васильевичу Елецкому определялся размер тамги с разных товаров, привозимых на ярмарку к Спасу на Холму в пользу Антониева монастыря.

    С бежечанина или людей Бежецкого уезда брать тамги по одной деньге с каждого рубля. С московитян и торговых людей низовских городов (в нижнем течении реки Мологи – А.Г.) и их станов брать по 4 деньги с каждого рубля.

    Кто из местных людей привезет на ярмарку мед, воск, хмель, соль, рыбу или мягкий товар: бобров, куниц, белок, холсты, сукно, кожи – брать с них по одной деньге с рубля.

    С тех, кто торгует мясом, брать по полутора деньги с туши, одной деньги с коровы, полденьги с барана. С тех, кто привезет гусей, поросят, тетеревов, сыры, яйца, масло – брать по деньге с каждого рубля.

    Кто привезет на ярмарку бочки, кади, корыта, тес, драницы (дранка для кровли крыши – А.Г.), луб, рогожину, хомуты, лапти, лыко, короба, лукошки и всякий лесной товар – брать с них тамги по одной деньге с рубля. С продажи саней и телег деревянных по деньги.

    С тех, кто въезжает в торговое подворье и сгружает товар свой с саней и телег – брать за это с них по гривне. С тех торговых людей, которые не хотят платить таможенные пошлины, таможенники отводят их в протаможе и там берут с них по два рубля с человека. Эти деньги записывать в особую статью, половину их отправлять в Москву, отдавать в Приказ Большого Прихода окольничему Степану Матвеевичу Проестову или дьякам Артемию Хватову и Ивану Дмитриеву. Вторую половину таких денег отдавать таможенникам.

    Грамота царя Алексея Михайловича дана в июле 1672 года городецкому воеводе Ивану Яковлевичу Пятово, чтобы не взыскивать с Николаевского Антониева монастыря с 1664 года полуполтинных и других доходов с тех 161 двора крестьян карел, которые были вывезены из вотчины монастыря по царскому указу на царские порожние земли.

    Грамота была написана по челобитной монастыря игумена Иоасафа с братией. Царь писал воеводе, что в 1671 году с монастырских земель был вывезен 161 карельский двор на государевы порожние земли, поэтому с него не взыскивать полуполтинных и других доходов с 1664 года.

    В сентябре того же 1672 года царь Алексей Михайлович дал грамоту воеводе Бежецкого Верха Федору Денисовичу Судималтову, чтобы он не позволял брать монастырских крестьян в целовальники к посторонним сборам.

    Грамота от сентября 1681 года царя Федора Алексеевича воеводе Бежецкого Верха Василию Никитичу Торбееву, чтобы воеводам и  губным старостам монастырских слуг, вотчинных крестьян и бобылей судом и расправою не ведать, кроме дел татебных (убийство – А.Г.) и разбойных.

    Били  челом царю игумен монастыря Варлаам с братией, что в городе (Городецке) воеводы и губные старосты напрасно ловят монастырских крестьян, сажают в тюрьму, там они требуют от них переходить в целовальники в тюрьму или сторожами в приказную избу. Также воеводы и губные старосты приезжают в крестьянские дома, бьют их, забирают деньги, хлеб и скотину, а самих крестьян забирают на продажу. От этого многие монастырские вотчины опустели, крестьяне покинули свои дома и разбрелись в разные стороны.

    Игумену монастыря стало известно, что по указу государя вотчинам Троицкого Сергиева, Спаса нового Симонова, Знаменского Новодевичьего, Вознесенского монастырей даны грамоты. В тех грамотах записано, что воеводам, губным старостам и всяким приказным людям судом и управою ведать не велено. Монастырских крестьян целовальниками к тюрьмам и сторожами в приказную избу выбирать не велено. А велено денежные и хлебные сборы с тех монастырских вотчин платить Москве. Игумен Варлаам просил государя дать их монастырю такую же грамоту.

    Поэтому как тебе эта грамота придет, - писал царь, - ты бы слуг, служебников и вотчинных крестьян Николаевского Антониева монастыря судом и расправою не ведал. А кому будет до крестьян монастырских вотчин какое дело, ты бы тем людям велел искать в Москве, в Приказе Большого Дворца стряпчего.

    Как прочтешь эту грамоту, отдай игумену Николаевского Антониева монастыря Варлааму с братией, а в приказной избе оставь список (перепись с грамоты – А.Г.).

    В 1682 году царь Федор Иванович дал грамоту воеводе Бежецкого Верха Иллариону Якимовичу Недовскому, которой предоставлял право Николаевскому Антониеву монастырю пользоваться сбором на ярмарке у Спаса на Холму таможенных пошлин.

    Он писал воеводе, что ранее у монастыря такое право было, но бежецкие таможенники сами стали собирать пошлины. Поэтому, как эта грамота придет, – писал царь, - то из бежецкой таможни на ту ярмарку для сбора таможенных пошлин целовальников посылать не велено. Надо их посылать туда, где между городов торгуют беспошлинно не в указанных местах. А в той монастырской вотчине ярмарка исстари, и пошлины велено собирать монастырю.

    Ты бы бежецкому таможенному голове Платонку Велицкому из бежецкой таможни целовальников в село Спас на Холму для сбора таможенных пошлин посылать не велел.

    В 1684 году цари Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич направили грамоту городецкому воеводе Андрею Григорьевичу Чичерину о том, чтобы монастырских крестьян без царского указа не брать на разные посылки.

    Грамотой от июня 1684 года цари Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич предоставили право Николаевскому Антониеву монастырю пользоваться на ярмарках у Спаса на Холму сбором конских пошлин [52].

    В 1698 году царь Петр Алексеевич направил грамоту архимандриту Антониева монастыря Иосифу о принятии в монастырь на прокормление стрельцов Алексея Васильева и Артемия Григорьева [53].

    В 1700 году царь Петр Алексеевич направил грамоту архимандриту Антониева монастыря об освобождении из подчинения Симонова монастыря старца Иосифа и возвращении его обратно в Антониев монастырь [54].

    На других царских грамотах, касающихся конкретных лиц, строительства ограды, башен и келий монастыря, а также на грамотах новгородского митрополита останавливаться не буду.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь