Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предполагаемые результаты



- Создание сети команд на территории региона, способных обмениваться информацией по формам и методам решения проблем.

- Создание банка форм и методов эффективного взаимодействия взрослых и детей в объединениях.

 

Что такое команда?

 

В последнее время наряду с понятием “малая группа” стал использоваться термин “команда”. Командой принято называть эффективно действующую группу, в которой четко распределены обязанности, установились тесная взаимосвязь и взаимопонимание, создан особый микроклимат. Ее эффективность зависит от множества факторов. Наиболее важный - численность и состав. Сколько человек и кто именно должен входить в состав группы, чтобы она работала как единая команда?

Многочисленные исследования показали, что наиболее продуктивно работают команды, в состав которых входят от 5 до 10 человек. В слишком маленькой группе велики индивидуальная ответственность и напряженность, потому они очень неустойчивы. Большие группы оказывают сильное давление на свих членов, усиливая их фонформизм, в них часто появляются аутсайдеры, а нередко они просто распадаются на более мелкие подгруппы.

В нашем понимании “Команда” это не просто группа людей. Чтобы стать Командой, группа должна иметь общую чель, хотя этого недостаточно. Должно присутствовать сотрудничество, но и это не завершит картины. Добавьте общение - не бывает Команды без общения. Но Команда также должна быть сплоченной. Только тогда все в Команде будут работать вместе, какими бы противоречивыми ни были обстоятельства.

 

Работа по программе “Команда”

 

Основная форма работы по программе - групповая работа.

 

Для того, чтобы стать Командой группа ребят последовательно проходит 5 шагов программы:

                                                          

 

                                                                             V Лидер как создатель команды

 


                                                                  IV Проектная деятельность

 


                                                      III Творческая группа

 


                                    II Творческое мышление

 


                           I   Саморазвитие

 

 







Логика шагов программы

 

Для того, чтобы научиться решать проблемы надо:

 


                   I - Обладать мотивацией           ( знать для чего это нужно,

Ш                                                                         определить свои цели и ценности,

                                                                             быть ориентированным на

                                                                             саморазвитие)

А                II - Уметь творчески мыслить   (знать механизмы творческого

                                                                             процесса,

                                                                             уметь генерировать идеи)

Г                III - Уметь работать сообща      (группой) (знать коллективные                                                                                       методы

                                                                             творческого решения проблем)

 

И                IV - Приложить свои знания и умения к конкретной деятельности

                                                                             (решение конкретной проблемы)

 

                   V - уметь создавать свои собственные команды

 

Каждый шаг представляет набор упражнений для групповой работы.

 

Заочная система подготовки

 

Блок-схема подготовки

 


Набор группы

 

 


Тренинг формирования команды

 

 


Тренинг личностного роста

 

 


1-ое дело Д.И. “Старт”

 

 


Тренинг коммуникативных умений ч. I

 

 


Тренинг творческого мышления ч. I

 

 


2-ое дело: сбор актива

 


Тренинг коммуникативных умений ч. II

 


Тренинг творческого мышления ч. II

 


Работа над проектом

 


Экзамен

 















Ш А Г I.

 

Вы собираете группу ребят (6-9-х класов) человек 8-12 и проводите для них “Тренинг формирования команды”.

Цель тренинга - первичное создание команды. Поэтому, упражнения подобраны таким образом, что идет непрерывная меняющаяся деятельность (интеллектуальная, художественная, двигательная).

Результат тренинга: ощущение ребятами самих себя как членов команды.

Через неделю-другую проведите “Тренинг личностного роста” с тем же составом школьников.

Тренинг направлен на саморазвитие. Участники занятия определяют свою самооценку, личностные ценности. Размышляют, что такое “управление собой”.

Результат тренинга - прояснение своих целей и ценностей.

 

Советы для ведущего занятий:

 

С л е д у е т:

1. Выбрать уютное помещение для групповых занятий. Комната должна быть достаточно большой, чтобы не возникало ощущения тесноты. Не выбирайте слишком больших помещений, особенно тех, в которых хранится много разнообразных предметов, например, книг или компьютеров. Это будет отвлекать детей во время занятий.

2. Найти удобные стулья или кресла, на которых будут сидеть дети. Пусть они сами выберут, как им расположиться.

3. Выбрать помещение в уединенном месте, чтобы можно было обеспечить конфиденциальность.

4. Продумать, как добиться того, чтобы все дети собирались на занятие в назначенное время.

5. Подготовить заранее все необходимые материалы.

6. Перед началом занятий повесить на дверь табличку с просьбой не беспокоить во время занятия.

 

 

Не с л е д у е т:

1. Рассаживать детей за столы. Это создает психологический барьер и мешает им общаться друг с другом.

2. Отвечать на телефонные звонки, выходить из помещения и позволять другим входить в комнату во время занятия. Это нарушает атмосферу безопасности в группе.

3. Ожидать, что дети сразу поймут нормы и правила групповой работы (высказываться по очереди, не поднимать руку перед тем, как начать говорить, поддерживать друг друга, пробовать применять новые формы поведения и т.п.). Будьте готовы к тому, что вам придется неоднократно демонстрировать детям образцы желаемого поведения и постоянно подкреплять новые формы взаимодействия.

4. Ожидать, что дети самостоятельно поймут разницу между мыслями, чувствами и поведением.

5. Ожидать, что изменений удастся добиться только с помощью разговоров. Для детей гораздо более естественно выполнять упражнения и практические задания. Обсуждение, организованное после выполнения упражнений, может принести гораздо больше пользы, чем просто разговоры.

 

 

 

                            ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ

 

Описание упражнений.

 

1. “Знакомство”

Участники садятся в круг. Ведущий предлагает всем по кругу назвать свое имя, увлечение, занятие. По второму кругу каждому предлагается ответить на вопрос ведущего: что тебе особенно нравится, что ты любишь? От чего у тебя поднимается настроение. И по третьему кругу такой вопрос: Что тебя не устраивает, не нравится? От чего портится настроение? Ответы участников тренинга при общении с ними будут служить ведущему ориентиром.

 

2. Тест “Сработанность группы”

Участникам предлагается индивидуально заполнить зрительно - аналоговую шкалу.

Зрительно - аналоговая шкала.

1. Пожалуйста, отметьте на линии, показанной ниже, насколько сработана ваша группа. Отметка в крайнем левом конце будет означать, что ваша группа совершенно не сработана. Отметка в крайнем правом конце будет означать, что ваша группа сработана настолько, насколько возможно. Отметку делайте знаком “Х”.

 

Полное                             абсолютная

отсутствие о                                                                               100 возможная

совместимости                сработанность

 

2. Пожалуйста, отметьте на линии, показанной ниже, насколько психологически совместима  Ваша группа. Отметка в крайнем левом конце будет означать, что ваша группа совершенно не совместима. Отметка в крайнем правом конце будет означать, что в вашей группе абсолютная совместимость. Отметку делайте знаком “Х”.

 

Полное                             абсолютная

отсутствие о                                                                               100 психологическая

совместимости                совместимость

 

3. Пожалуйста, отметьте на линии, показанной ниже, насколько успешно выполняет Ваша группа поставленную задачу. Отметка в крайнем левом конце будет означать очень низкую успешность. Отметка в крайнем правом конце будет означать очень высокую успешность. Отметку делайте знаком “Х”.

 

Очень                               очень

низкая о                                                                                  100 высокая

успешность                      успешность

 

3. “Да-Нетки”

__Инструкция__: “Сейчас я обрисую некую ситуацию словами и фразами, но не полностью, а частично. Задача группы - восстановить ситуацию полностью. Вы можете задавать мне любые вопросы по ситуации, но я на них могу отвечать только “Да”, “Нет”, “Не имеет значения” или “Вопрос поставлен не корректно”.

Мне не важно умные или глупые вопросы. Важно, как быстро ваша группа разгадает ситуацию”.

В течение 10 минут предлагаются следующие ситуации (“Да-Нетки”):

1.Человек сидел в комнате и тресся от страха. Вдруг, он вскочил и побежал, громко крича.

2. Человек получил удар в глаз и очень этому обрадовался.

3. Десятиклассник выходит из многоэтажного дома. Несет в руке предмет. Навстречу ему друго десятиклассник.

Спрашивает: “Шесть?” - “Нет, семь”. О чем разговор?

Ответы на “Да-Нетки”

1. Ученик на уроке. Боится, что спросят. Звенит звонок.

2. На человека упал кошелек с большой суммой денег.

3. Струны на гитаре.

 

4. “Сесть на стол”

__Инструкция__: “Ваша группа должна по моей команде как можно быстрее сесть на стол так, чтобы все члены группы разместились на столе. На полу не должно быть ни одной ноги”.

 

5. “Расселение”

__Инструкция__: “Представьте себе, что вашей группе необходимо поселиться в общежитии или в домиках летнего лагеря или в каютах космического корабля, где имеются двухместные, трехместные и четырехместные комнаты. Причем самых удобных - двухместных и трехместных всего по две, а остальные - четырехместные. Причем самых удобных - двухместных и трехместных всего по две, а остальные - четырехместные. Распределите имеющиеся комнаты между собой так, чтобы все были заняты и все остались довольны распределением (число мест во всех комнатах соответствует количеству ребят в группе). Первыми должны быть заполнены двухместные, затем - трехместные, и только после этого - четырехместные.

 

6. “Воздушный шар”

Перед началом игры ведущий просит всех участников сесть в большой круг и обращается к ним со следующими словами: “Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. И вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном и до ближайшей земли 500-550 км.

Но произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось.

Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью.

Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение.

Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.

Для этого нужно взять чистый лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем, рассудив, примерно так: “На первое место я поставлю комплект карт, на второе - балон с кислородом, на тратье - конфеты и т.д.”, с правой стороны, рядом с каждым наименованием, поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета.

При определении значимости предметов и вещей, т.в. очередности с какой вы их будете выкидывать, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.к. все конфеты, а не половина.

Нужно собраться в центре (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:

1. Высказать свое мнение может любой член экипажа;

2. Количество высказываний одного человека не ограничивается;

3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;

4. Если хотя бы один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;

5. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выбросить какой-то предмет, он считается выброшенным и это может замедлить падение шара.

Итак, я желаю вам успешной работы. И главное - остаться в живых.

Если вы не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!”

 

Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле:

1. Канат - 50 м.

2. Аптечка с медикаментами - 5 кг.

3. Компас гидравлический - 6 кг.

4. Консервы мясные и рыбные - 20 кг.

5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) - 5 кг.

6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг.

7. Конфеты разные - 20 кг.

8. Спальные мешки ( по одному на каждого члена экипажа).

9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг.

10. Палатка 10-местная - 20 кг.

11. Баллон с кислородом - 50 кг.

12. Комплект географических карт - 25 кг.

13. Канистра с питьевой водой - 20 л.

14. Транзисторный приемник - 3 кг.

15. Лодка резиновая надувная - 25 кг.

 

Ваша задача решить, что и в какой последовательности вы должны выбросить.

 

7. “Клад”

__Инструкция__: “Представьте, что ваша группа, находясь в походе, нашла настоящий клад. И у вас после этого оказалась 1000 золотых манет старинной чеканки. Ваша задача - разделить эти деньги. Как вы будете это делать, решать вам самим. Критерии отбора и процедуру принятия решения определите самостоятельно. У вас на это есть 5 мин.

Запрещено: бросать жребий и распределять вознаграждение поровну.

Если вы не сумеете разделить деньги за отведенное время, их у вас конфискуют”.

 

8.”Из спичек - имена”

__Инструкция__: “Вот лежит коробок спичек. Задача группы, как можно быстрее, из эих спичек выложить имена всех членов группы, использовав все спички, лежащие в коробке. Одна буква может принадлежать разным именам”.

__Примечание__: “Спички выдаются из расчета 10 спичек на одного члена группы.

 

9. “2 стола и стул”

__Инструкция__: “Сможете ли вы разместиться на двух столах и одном стуле так, чтобы и на стуле и на каждом из столов сидело бы нечетное количество людей?”

__Примечание__: общее число участников должно быть четным. Если оно нечетное - к группе присоединяется ведущий тренинга.

10. “Пещерные львы”

Все участники прогуливаются по тренинговой комнате, а ведущий выкрикивает фразу, сообщающуюся об опасности. Фраза имеет следующее строение: “Внимание! На нас напали пещерные львы!” (или Римские легионы, или вирусы гриппа, или маленькие зеленые человечки и т.д.).

После сигнала опасности участники тренинга должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор...” (маленьким зеленым человечкам, угрызениям совести, зевоте и т.д., в зависимости от прозвучавшего сигнала тревоги). Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется.

 

11. “Встать вместе”

__Инструкция__: “Все сели в круг. Замкнули цепь руками и ногами. “Пускаем ток” - всем надо одновременно встать”.

 

12. “Животные”

__Инструкция__: “Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Прочтите, пожалуста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки “вашего животного”. Другими словами - все, что мы будем делать, будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, непереговариваясь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось”.

 

13. “Зоопарк - розыгрыш”

__Инструкция__: “Сейчас каждый из вас подойдет ко мне, и услышит от меня на ушко название животного. Называть его никому нельзя. Затем вы все встанете вкруг. Возьметесь крепко за руки. Я буду называть животных. Тот, чье животное я назову, должен как можно быстрее присесть. Задача остальных - не дать ему сесть, крепко держась за руки”.

__Примечание__: “Всем нашептывается одно и тоже животное, например, попугай”.

 

14. “Зеркальный круг”

Участники образуют два круга: внешний и внутренний. Внутренний круг - зеркала, которые зеркально повторяют движения своего партнера.

 

15. “Да-Нетки”

Предлагаются следующие “Да-Нетки”:

1. “Я встретил ее случайно. Я пытался ее поймать, но она уходила все дальше и дальше. Я принес ее в руке”.

2. Два человека вошли в комнату. Увидели убийцу, его окрававленую жертву. Спокойно обменялись мнениями и спокойно вышли.

На 2 “Да-Нетки” дается 10 минут.

О т в е т ы: 1. Заноза. 2. Музей. Картина “Иван Грозный и сын его Иван”.

 

16. “Спич на 1,5 мин”

__Инструкция__: “Сейчас у каждого из вас будет 1,5 минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цель обращения: помочь каждому отвлечься от проблем, не относящихся к нашей работе, сосредоточиться на ситуации “здесь и теперь”, полностью включиться в работу группы”.

 

17. “Из спичек - девиз”

__Инструкция__: “Из спичек, лежащих в коробке вы в течение 2 минут должны выложить девиз вашей группы”.

__Примечание__: “Количество спичек то же, что и в упр. № 8.

 

18. “Пальцы”

Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак и по команде ведущего все “выбрасывают” пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и тоже число. Участникам запрещается договариваться, перемигиваться с другими “незаконными” способами пытаться согласовать свои действия. Упражнение продолжается до тех пор, пока группа не достигает своей цели.

 

19. “Завещание капитана”

Основой упражнения является передача инструкци и (завещания капитана) от участника к участнику по цепочке. Задача участников - правильно, без искажений передать инструкцию друг другу.

Участники разбиваются на пары.

__Инструкция__: “Мы являемся экипажем звездного корабля. На наш корабль неожиданно обрушилась эпидемия звездной чумы.

Я, являясь капитаном корабля, знаю секрет противоядия. У меня есть ровно 2 минуты чтобы передать его первым двум членам экипажа. Он же в течение 2-х минут могут передать этот секрет другим двум членам экипажа и так дале.

Если последние члены экипажа выполняют слово в слово завещание капитана - мы все спасемся”.

__Завещание капитана__:” Последний член экипажа должен расставить зараженных членов эпикажа лицом к окну в алфавитном порядке имен и сказать 4 раза: “Слава Терминусу! Проснитесь браться и сестры”.

 

20. “Галактический совет”

__Инструкция__: “Представьте, что вы оказались на планете, на которой находится Совет галактических цивилизаций. Ваша группа представляет человечество. В комнату заходит представитель Галактического Совета и просит одного из вас пойти на Совет представлять Землю. Решайт, кто из вас пойдет”. Через некоторое время представитель Галактического Совета просит кого-то отправиться на Землю. Затем эти приглашения и просьбы повторяются. Таким образом составляется рейтинг лидеров.

 

21. “Звездная дискотека”

__Инструкция__: “Ваша команда, находясь на межпланетной звездной дискотеке должна показать, что является дружной красивой командой землян”.

Используется музыка.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь