Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


За кого мы можем свидетельствовать что у него полноценная вера, а за кого нет.



 

Говорит имам Аль Барбахари: «И мы не свидетельствуем ни за кого из людей, то, что у него полноценная вера, пока не придет он к нам со всеми делами ислама. Если же он допустил упущение в каких либо деяниях, то его вера является неполноценной, пока он не принесет покаяние (и не начнет совершать все обязанности и не оставит определенные запреты).

И знай, что вера его возвращается к Всевышнему Аллаху (только Аллах знает, в сердце он верует или нет). Без разницы, его вера полноценная или его вера не полноценная. Кроме того, что он внешне выявил тебе из упущений относительно приказов ислама».

 

То есть если человек явно упускает какие то приказы ислама, или совершает то что запретил Аллах, ты про него говоришь, что его вера не полноценная.

 

Во-первых, мы свидетельствуем то, что сподвижники, их вера была полноценная. Это в общем. Также мы свидетельствуем, что сподвижники в раю. Многие братья задают этот вопрос. Можем ли мы сказать, что все сподвижники в раю? Да, мы говорим, что все сподвижники в раю. Однако возможно такое, что кто-то считался у людей сподвижником, но на самом деле был лицемером. Такое может быть. Ты можешь думать, что этот человек сподвижник, а на самом деле он лицемер. Или возможно такое, что какой либо сподвижник сделал что либо, что аннулирует величие его сподвижничества или тому подобное.

 

Поэтому, мы говорим, что все сподвижники в раю, но не можем свидетельствовать за каждого, что какой-то был конкретно сподвижником перед Аллахом и возможно, что он сделал что либо, что аннулирует его сподвижничество или был лицемером в сердце, а люди думали, что он сподвижник.

 

Это, основываясь на хадисах от Аиши, о том, что она сказала об одном из сподвижников: «передай такому то, что он аннулировал свое сподвижничество с пророком (салла Ллаху `алейхи уа салам)». То есть один из сподвижников, сделал какое-то деяние, и Айша расценила, что это аннулирует почет его сподвижничества. А так, вообще, человек сподвижник, все они в раю и у всех у них была полноценная вера.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Тут надо сказать, что есть сподвижники, за которых мы точно свидетельствуем по личности что они в раю, это те сподвижники о которых сказал сам Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам). Это такие как десять обрадованных раем при жизни, так же жена Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) Хадиджа, так же все давшие присягу у дерева, перед худайбийским договором кроме одного человека. Так же участники битве при Бадре и другие. О всех них пришел отдельный текст от посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) что они были в раю, а значит ни кто из них не мог быть лицемером и аннулировать свое сподвижничество даже после смерти Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), иначе бы свидетельство о них пророком (салла Ллаху `алейхи уа салам) оказалось бы ложным а этого не может быть, поэтому за них мы смело свидетельствуем, что они все в Раю.

[Конец примечания].

 

И так же мы свидетельствуем за всех имамов этой общины, за которых засвидетельствовала вся община, что они были имамами этой общины. Мы свидетельствуем за них, что они были людьми с полной верой. Как имам Ахмад, Аузаи, имам Шафии и тому подобные имамы этой общины. И этих людей большое количество. За них мы можем свидетельствовать, что эти люди были с полной полноценной верой.

 

Что касается обычных простых людей, подобных нам или тем, кто нас окружают нас, то мы не можем за таких людей свидетельствовать, что у этого человека полноценная вера.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Говоря о вопросе уменьшения и увеличения имана (веры) имам Ат-Табари перечислив мнения разных людей, говорит:

Истиной же в этом вопросе у нас является то, что вера увеличивается и уменьшается, поскольку, как мы говорили выше, она представляет собой познание, словесное признание и совершение деяний. А также потому, что раб Аллаха не будет достоин того, чтобы называться верующим безоговорочно до тех пор, пока не станет соблюдать абсолютно все обязательства, возложенные на него Всевышним.

 

А раз это так, и нет никаких сомнений в том, что люди превосходят друг друга в своих деяниях: кто-то небрежный, кто-то умеренный, кто-то прилежный, а кто-то еще более старательный, то очевидно, что небрежный будет меньше своей верой по сравнению с умеренным, умеренный – меньше по сравнению с прилежным и т.д. Это так поскольку соблюдение абсолютно всех религиозных обязательств, как мы говорили выше, вероятнее всего невозможно.

 

Таким образом, получается, что любой совершающий праведные деяния не сможет достичь полного совершенства, и с этой точки зрения нет ни одного человека, чья вера не была бы неполноценна. Ведь если допустить, что кто-то смог достичь такого совершенства веры, которое можно было бы засвидетельствовать, это бы означало, что можно свидетельствовать о вхождении конкретно этого человека в Рай. Ибо тот, кто выполнил все до единого обязательства, возложенные на него Аллахом, отстранился от всех грехов, не совершив даже одного из них, и умер в этом положении, то нет никаких сомнений в том, что такой из числа обитателей Рая.

 

Именно поэтому, когда ‘Абдуллаху ибн Мас’уду, да будет доволен им Аллах, рассказали о неком человеке, который сказал: «Поистине я верующий», он спросил: «А он не сказал, что он из числа обитателей Рая?» Ведь слово верующий, сказанное без каких-либо оговорок, означает не что иное, как полное совершенство веры, а тот, кто является совершенным верующим, тот является обитателем Рая. Однако на самом деле вера одних людей больше, а других – меньше, и ее увеличение будет напрямую зависеть от увеличения выполнения рабом Аллаха предписанных ему обязательств.

 

В предыдущей главе мы доказали ошибочность мнения тех, кто полагает, что вера представляет собой познание сердцем и словесное признание без деяний. Там же мы разъяснили несостоятельность утверждения тех, кто говорит, что вера – это познание сердцем, без словесного признания и деяний, а также тех, кто говорит, что вера – это словесное признание без познания сердца и деяний, что избавляет нас от необходимости заново повторять сказанное выше. И именно в несостоятельности этих мнений кроется как ошибочность довода заявляющих, что вера не может увеличиваться и уменьшаться, так и правильность мнения, которому отдали предпочтение мы.

Источник: Книга имама Ат-Табари «Табсыр фи ма’алим ад-Дин» («Разъяснение основных постулатов веры»).

 

Я привел слова имама Табари, чтобы мусульмане понимали посредством чего сподвижники и имамы этой общины достигли полноценности веры, а это посредством своих знаний и деяний в соответствии с ними. То есть, чтобы достичь совершенства в вере надо выполнять все обязательные и желательные дела, предписанные в Исламе.

[Конец примечания].

 

 

4 Разница между терминами «Аль иман аль мутлак» (полноценная вера) и «Мутлакуль иман» (минимальная вера).

 

Есть два понятие:

1 Аль иман аль мутлак - полноценная вера . Это понятие встречается часто в вопросах идеологии, часто встречается в книгах обладателей знания, таких как шейхуль ислам ибн Таймия и другие.

 

2 Мутлакуль иман - минимальная вера.

 

Минимальная вера если она есть у человека, то он становится мусульманином и заходит в ислам, а если у него даже этой минимальной веры нет, то он кафир, не заходит в религию ислам.

 

И между этими двумя понятиями не надо путать, потому, что если ты вдруг встретишь слова шейхуль ислама ибн Таймии, ты будешь читать и путать эти две вещи. Он будет говорить минимальная вера, ты будешь понимать, полноценная вера и у тебя все запутается.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Говорит Шейх Саад бин Насир бин Абдул Азиз аш-Шасри:

Слово вера и его производные встречаются в Благородном Коране более 800 раз, и в дополнение к этому встречается в сунне. Правило толкования терминов в текстах Корана и сунны сводится к приведению их к Шариатскому смыслу, но не рассмотрение его в узком языковом значении, и понимание на основе Шариатского смысла. Термины, встречающиеся в Коране и хадисах, если мы поймём их толкование и то, что подразумевал под ними пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не нуждаются в дополнительном разъяснении знатоков языка или кого-либо ещё. Понятие веры – величайшее из понятий, встречающихся в Шариате ввиду величия тех положений, с которым оно связано в этом мире и мире следующем, и несомненно нужда в его разъяснении куда большая чем в разъяснении иных понятий. Поэтому пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил то, что подразумевается под этим термином, разъяснением, которое не нуждается в дополнении пояснением словоизменения этого термина, либо же примерами из речи арабов, либо рассуждениями людей. Поэтому и следует обращать понимание этого термина к тому, что пришло от Аллаха и Его посланника, ибо разъяснение это исчерпывающее. Понятие веры встречается в Коране чаще чем прочие термины, ибо вера – основа религии, выводящая их мрака к свету, различение счастья и несчастья, теми, кому покровительствуют и теми, с кем враждуют, вся религия изводится в след за верой, и все мусульмане должны стремится к её пониманию. И разве могло бы быть такое, чтобы посланник Аллаха не разъяснил смысл этого термина и его величественные положения?

После того как мы определились с этим, и рассмотрение понятие веры будет произведено в соответствии с Шариатскими текстами, то отметим что Шариатские тексты, в которых рассматривается понятие веры, существуют трёх видов:

Первый вид текстов: в них понятие веры соотносится со внешними деяниями, и если говорящий присовокупляет к кому-либо понятие верующего сообразно этого вида текстов, то входит в эти слова верующий, исполняющий обязательные деяния и оставляющий запретные, и входит в это понятие верующего и нечестивец, и лицемер, что не выявил внешне своё лицемерие. В число текстов, где понятие веры используется в этом контексте, входят слова Всевышнего: «Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим» (сура «Испытуемая», 60:10), и слова Всевышнего: «освободить верующего раба» (сура «Женщины», 4:92), где имеется в виду их внешнее состояние.

Этот смысл касается положений, присущих этой жизни в отношении прав верующего и пределов, установленных Шариатом, а именно неприкосновенность крови и имущества, наследование, и прочие положения.

 

Второй вид текстов: тут используется слова «вера», «верующий» и «те, которые уверовали» в отношении понятия «мутляк уль-иман», и в которые входит верующий, который совершает обязательные дела религии, оставляет запретное и нечестие. Туда относятся слова Всевышнего: «О те, которые уверовали!» (сура «Корова», 2:172), и слова Всевышнего: «если только вы являетесь верующими» (сура «Корова», 2:278), и это основа в отношении слов, подобных как: «они не являются верующими» (сура «Трапеза», 5:43), и слов: «Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (сура «Покаяние», 9:66), и об этом же слова Всевышнего, Преславен Он: «Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду» (сура «Комнаты», 49:17). Утверждается тут «мутляк уль-иман», и это разновидность веры в том случае, если отрицается «иман мутляк», как в словах Всевышнего: «Вы не уверовали» (сура «Комнаты», 49:14), который и есть третий вид, как это и утверждается в словах всех людей знания.

 

Третий вид текстов: в них слово «вера» используется в отношении понятия «иман мутляк», и в это понятие не входит никто кроме верующего, совершающего обязательное и оставляющего запретное, и относится к нему похвала и награда будущей жизни. Сказал Всевышний: «…обрадовать уверовавших вестью о том, что они получат от их Господа воздаяние за свои благодеяния» (сура «Юнус», 10:2), и сказал Всевышний: «Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние» (сура «Покаяние», 9:72), и сказал Всевышний: «Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из творений. - Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа» (сура «Ясное знамение», 98:7-8). Также упоминается и милость в этой жизни, как в словах Всевышнего: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (сура «Прощающий», 40:51), и сказал Всевышний: «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» (сура «Марьям», 19:96), и сказал Всевышний: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни» (сура «Ибрахим», 14:27), и сказал Всевышний: «Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал» (сура «Хадж», 22:38), и сказал Всевышний: «Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь» (сура «Хадж», 22:54), и слова Всевышнего: «Нашим долгом было помогать верующим» (сура «Римляне», 30:47) и подобные этим слова Всевышнего.

 

Об этом же понимании веры пришли слова Всевышнего: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха» (сура «Трофеи», 8:2), и слова Всевышнего: «Воистину, преуспели верующие, - которые смиренны во время своих молитв» (сура «Верующие», 23:1-2), и слова Всевышнего: «Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия. - Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «Земной поклон», 32:15-16).

 

А также слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не прелюбодействует прелюбодей, будучи верующим» [Бухари №2475, Муслим №45 в передаче от Абу Хурайры].

 

И слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уверует ни один из вас, покуда не полюбит брата своего как самого себя» [Бухари №13, Муслим №45 в хадисах от Анаса].

 

Относительно этого понятия веры указывают и доводы, утверждающие состояние Ислама, и отвергающие состояние веры, т.е. отвергающие состояние «иман мутляк» при наличии при этом состояния «мутляк уль-иман».

 

На это указывают нижеследующие Шариатские тексты, в которых понятия Ислама и веры объединяются в одном, будучи истолкованы в смысле отличным один от другого, как в хадисе Джабраиля, в котором пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил что Ислам заключается во внешних деяниях, сказав: «Ислам – это поклонение Аллаху, не приобщая к нему никого, совершение молитвы и выплата обязательного закята, и пост Рамадана», и затем описал веру в пяти основах: «Вера – это вера в Аллаха и его ангелов, во встречу с Создателем и воскресение». [Бухари №50, Муслим №9 в хадисе от Абу Хурайры. Муслим №8, в хадисе от ибн Умара с добавкой о вере в предопределение].

 

В других же случаях вера включается в Ислам, как в хадисе Абд уль-Кайса, сказавшего: «Знаете ли вы, что вера – это вера в Аллаха Единого, свидетельство что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха, совершение молитвы и выплата закята, пост Рамадана и отдание пятой части от трофеев». [Бухари №53, Муслим №17 в хадисах от ибн Аббаса].

 

Словесные доводы на упоминание веры в этих трёх смыслах подобны тому как упоминается молитва и хадж, определяя их как внешнее деяние, которое может совершать и лицемер и тот, кто занят показухой перед людьми, как сказал Всевышний: «Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (сура «Женщины», 4:142).

 

В данном случае слово «молитва» относится и к молитве, совершённой только так, чтобы она только была принята, и к молитве полноценной, совершённой с исполнением всех её столпов, обязательного и одобряемого в ней. Равно как хадж и омовение именуются так будучи совершенными в совершенстве, и совершёнными лишь так, чтобы они были приняты, и совершёнными нечестивцем, о нечестии которого неизвестно. Равно как и дерево именуется деревом, если даже и обрезаны некоторые из его ветвей.

 

Понятие веры, пришедшее в текстах Корана и сунны много раз, указывает на то, что относится оно к тому, что в сердце, изрекается языком и проистекает из очевидных деяний. Существуют тексты, указывающее отнесение веры к деяниям сердца. Сказал Всевышний: «Вера еще не вошла в ваши сердца» (сура «Комнаты», 49:14), и сказал Всевышний: «Аллах начертал в их сердцах веру» (сура «Препирающаяся», 58:22), и сказал Всевышний: «их сердца не уверовали» (сура «Трапеза», 5:41).

 

Также понятие веры пришло в текстах Корана относимым к изрекаемому языком. Сказал Всевышний: «обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это — от нашего Господа» (сура «Семейство Имран», 3:7), и сказал Всевышний: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!». Именно они являются преуспевшими» (сура «Свет», 24:51).

 

Также пришло в текстах Корана и сунны отнесение понятия веры к очевидным деяниям. Сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (сура «Корова», 2:278), и сказал Всевышний: «Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими» (сура «Трофеи», 8:1).

 

Пришло в хадисе от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«Вера состоит из семидесяти ответвлений. Высшая среди них – слова «Нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» (изрекаемое языком), а низшая – убрать колючку с дороги (очевидное деяние), и стыдливость – из ответвлений веры (деяние сердца)».

[Бухари №9, Муслим №35 в передаче от Абу Хурейры].

 

Источник: лекция шейх Шасри прочитанная в Университете им. Имама Турки бин АбдаЛлаха в Эр-Рияде 05.06.1422г.х. в присутствии муфтия АбдулАзиза бин АбдаЛлаха али-Шейх, да укрепит его Аллах, и умножит его знания и богобоязненность.

[Конец примечания].

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь