Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Высказывания сподвижников и учёных первых поколений Ислама, говорящие об их страхе перед лицемерием.



Аль-Хасан аль-Басри говорил о лицемерии: «Боится его только верующий (му’мин), а в безопасности от него чувствует себя только лицемер (мунафик)».

 

Ибрахим ибн ат-Тайми говорил: «Каждый раз, когда я сравнивал свои слова со своими делами, то боялся, что тем самым буду обличать себя во лжи».

 

Ибн Абу Мулейка сказал: «Я встретил тридцать сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и все они боялись впасть в лицемерие и никто из них не говорил, что его Вера (Иман) подобна Вере Джибриля и Микаиля».

 

Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Самыми лучшими из сподвижников, которых повстречал ибн Абу Мулейка были: Аиша, её сестра Асма, Умму Саляма, все четыре Абдуллаха (ибн `Умар, ибн Аббас, ибн `Амру ибн аль-`Ас, ибн аз-Зубейр), Абу Хурейра, `Укба ибн аль-Харис, аль-Мисвар ибн Махрама, а также тех, кто лучше них, таких как Али ибн Абу Талиб и Саад ибн Абу аль-Ваккас. При этом он решительно утверждал, что все они боялись лицемерия в своих делах. Ни от кого из сподвижников не передаётся ничего, что противоречило этому, и это выглядит как единогласное мнение (иджма`) [всех сподвижников]. Это так, потому что в деяниях верующего может появляться нечто такое, что загрязняет праведные дела и противоречит искренности (Ихлясу). Однако страх сподвижников перед лицемерием не говорит о том, что оно действительно исходило от них, это было сказано как указание на их великую богобоязненность и осторожность в делах религии, да будет доволен ими Аллах»

[См.: «Фатх аль-Бари» (1/110-111)].

 

Хузейфа ибн аль-Яман – сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха), и хранитель его секретов, единственный сподвижник, которому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поимённо назвал мединских лицемеров.

 

Ибн аль-Кайим сказал: «Соответственно уровню Веры и знаний в сердце человека возникает страх перед тем, чтобы не оказаться из числа этих людей (т.е. лицемеров). Поэтому саляфы и предводители этой Уммы испытывали сильнейший страх за то, чтобы не оказаться в числе лицемеров. Умар (ибн аль-Хаттаб) говорил Хузейфе (ибн аль-Яману): «Спрашиваю тебя именем Аллаха, назвал ли меня посланник Аллаха в числе этих людей (лицемеров)?» Хузейфа ответил: «Нет, и после тебя я больше никого не буду оправдывать». Он имел в виду, что больше я не позволю себе открыть эту дверь и давать людям положительные характеристики (на основании своих знаний, полученных от пророка). Смысл слов Хузейфы не в том, что никто, кроме Умара не является свободным от лицемерия» [См.: «Тарик аль-хиджратайн», стр.604].

 

Аль-Джаад Абу Усман сказал: «Я спросил у Абу Раджа аль-`Атариди: «Из тех сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которых ты встречал, встретил ли ты тех, кто боялся бы лицемерия?» Аль-Джаад ответил: «Да, хвала Аллаху, я встретил их приличное количество. Однозначно, да! Однозначно, да!» А из тех, кого встретил аль-Джаад, был Умар ибн альХаттаб».

 

Аль-Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Из тех сподвижников, которые испрашивали у Аллаха защиты от лицемерия (нифака), были такие: Хузейфа, Абу Дарда, Абу Айюб аль-Ансари. Что касается табиинов, то среди них таких было много. Ибн Сирин сказал: «Ничего я не боюсь так, как этого аята: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они не являются верующими». (Коран 2: 8).

Айюб говорил: «Я боюсь каждого аята в Коране, в котором упоминается про лицемерие».

Муавия ибн Курра говорил: «Умар боялся лицемерия! Так неужели я могу чувствовать себя в безопасности от этого!?» Также существует очень много замечательных высказываний табиинов на эту тему, а также высказываний имамов Ислама.

Имама Ахмада ибн Ханбаля спросили: «Что ты скажешь о человеке, который не боится лицемерия (нифака) в себе?» Имам воскликнул: «Неужели есть те, кто чувствует, что его душа в безопасности от лицемерия!?»

[См.: «Фатх аль-Бари», ибн Раджаб, (1/178-179)].

 

И закрывая тему, хотелось бы вспомнить хадис Ханзалы аль-Усайиди (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Однажды меня встретил Абу Бакр и спросил: «Как ты Ханзала?» Я ответил: «Ханзала совершил лицемерие». Абу Бакр сказал: «Субхана-Ллах! Что ты говоришь!?» Тогда я сказал: «Когда мы находимся у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он напоминает нам про Рай и про Ад, так, словно мы видим это своими глазами, а когда мы уходим от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то нас увлекают жёны, дети, дела по хозяйству и мы многое забываем». Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, и мы чувствуем нечто подобное». Тогда мы вместе с Абу Бакром отправились к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и вошли к нему, и я вновь сказал: «Ханзала совершил лицемерие». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как же это?» Я сказал: «Когда мы находимся у тебя, о, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ты напоминаешь нам про Рай и про Ад, так, словно мы видим это своими глазами, а когда мы уходим от тебя, то нас увлекают жёны, дети, дела по хозяйству и мы многое забываем». И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, если бы вы постоянно пребывали в таком состоянии, в каком вы находитесь при мне и в поминании [Аллаха], то ангелы пожимали бы вам руки, когда вы лежите на ваших кроватях и ходите по дорогам. Однако Ханзала, от времени к времени». И он повторил это три раза» (хадис привел Муслим).

 

Комментируя этот хадис, аль-Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Так как сподвижники отлично осознавали, что лицемерие (нифак) – это противоречие внутреннего внешнему, то некоторые из них боялись, когда их внутренняя собранность сердца, покорность, и мягкосердечность, вызванные наставлениями пророка, сменялась на увлечённость семьёй, детьми и имуществом, когда они возвращались к мирской жизни. Они боялись, что это является лицемерием (нифаком)» [См.: «Фатх аль-Бари», ибн Раджаб, (1/111)].

[Конец примечания].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь