Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Где находится разум человека?
Всевышний Аллах говорит: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (аль-Хадж 22: 46).
Также Всевышний Аллах сказал: «Мы сотворили для Ада много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют» (аль-А’раф 7: 179).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, в теле есть кусочек, который если будет хорошим, делает хорошим и все тело, а если будет негодным, приводит в негодность и все тело. И это — сердце!» аль-Бухари 52, Муслим 1599.
Имам относительно этого хадиса сказал: «Этот хадис использовали в качестве довода на то, что разум в сердце, а не в голове, и в этом вопросе есть известное разногласие. Наш мазхаб (шафиитов) и большинства мутакаллимов в том, что разум в сердце. А Абу Ханифа говорил: «Разум в головном мозге». И было сказано, что он в голове. Также первое мнение передавалось от философов, а второе мнение — от врачей. Говорил аль-Мазири: «Те, кто считал, что разум в сердце, опирались на слова Всевышнего: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди». Также они опирались и на упомянутый хадис. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал спасением тела и его порчей следствие сердца, тогда как головной мозг также является частью тела, следовательно негодность и спасение мозга также зависит от сердца. И становится ясно, что не мозг является местом разума». Источник: «Шарх Сахих Муслим» 11/29.
Къады Абу Я’ля говорил: «Место разума — это сердце, о чем говорил Абу аль-Хасан ат-Тамими в книге «аль-’Акъль» (Разум), сказав: «То, что мы говорим: Разум в сердце, свет которого возвышается к головному мозгу!» Источник: «аль-’Удда» 1/89.
Спросили шейха Ибн Усаймина: «Является ли из акъиды ахлю-Сунна то, что место разума — сердце, так как Аллах говорит: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь» (аль-Хадж 22: 46). Или же смысл слова «разуметь» в аяте означает: размышлять? Дайте нам наставление, какова акъида ахлю-Сунна в этом, чтобы мы имели такое убеждение. Джазака-Ллаху хайран!» Шейх Ибн Усаймин сказал: «А какова польза от этого?!… Указывает ли Коран на то, что разум в сердце или в голове? Правильным является то, что разум в сердце, однако он имеет связь с головным мозгом, как говорил имам Ахмад: «Место разума — сердце, но у него связь с мозгом». Ведь известно сейчас, что если мозг придет в расстройство, то придет в расстройство и разум. Если скажут: «Я не знаю, говорил ли кто-либо, что разум отвечающий за руководство — в сердце, а за понимание — в головном мозге?» Если так будет сказано, то это не далеко от правильного мнения! Ведь есть разница между разумом руководства, что заключается в хорошем размышлении, и разум понимания, который является следствием ощутимого понимания». http://live.islamweb.net/lecturs/mal3othemen/doroos/40/400160.rm
Аллах Всевышний сказал: «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди» (Сура Гафир, аят 19).
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал в тафсире этого аята: «Поистине, у глаз есть предательские взгляды. Человек может смотреть на какую-то вещь, а ты и не подумаешь, что он смотрит в данный момент на запретное, однако Аллах Всевышний знает, куда он смотрит. Поэтому, Аллах Всевышний знает о предательском взгляде.
«…и том, что скрывают груди» — то есть сердца, ибо сердца находятся в груди. В сердцах человека находится разум, понимание и принятие решений. Аллах Всевышний сказал: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь?» (22:46). А также: «Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (22:46).
Как будто бы этот аят ниспослан для людей, живущих сегодня. Они спорят: «Разум в мозгу или в сердце?»
Для тех, которые смотрят на вещи взглядом материалистов и не возвращаются к словам Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, этот вопрос стал проблемой. На самом же деле все предельно ясно, ибо разум находится в сердце, а сердце в груди. Аллах Всевышний сказал: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь?» (22:46). А также: «Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (22:46). Это также подтверждается словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это — сердце» (аль-Бухари, 52; Муслим, 1599).
Что сказать о вопросе, который уже разъяснен в Книге Аллаха, Который является Творцом и знает о каждой вещи, и в сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует?!» Источник: "Шарх Рийад ас-салихин", глава 5.
Сказал посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, этим кусочком является сердце…»
Сказал Шейх Салих али Шейх: «Это указывает на то, что сердце является источником веры и посредством него человек остерегается сомнительного. Если же сердце человека будет испорченным, то именно оно подталкивает его на совершение запретного. Если сердце будет праведным, то и все деяния тела будут праведными. Если же сердце испортится, то испортятся и все деяния тела. Всё это связано именно с сердцем. Обладатели знания говорят, что человек постигает знание именно сердцем. Тексты Корана и сунны указывают на то, что постижение знаний и наук, праведность и испорченность, намерения человека ― всё это связано с сердцем. В таком случае, какую функцию выполняет человеческий мозг?! Функция мозга – оказание помощи сердцу, как заявили об этом обладатели знания. Ученые разногласили относительно разума: разум в сердце или в голове?! Правильное мнение заключается в том, что разум находится в сердце. Следует заметить, что разум – это не что-то физическое (материальное), однако разум – это способность человека постигать то, что поддается размышлению. Что же касается человеческого мозга, то он помогает сердцу постигать окружающую действительность. Под сердцем в данном случае не имеется в виду кусочек плоти, а имеется в виду сердце, как обитель человеческой души». Источник: Сорок хадисов Навави шарх Салиха Али Шейха на 6 хадис.
Как известно обладатели твердого знания указали на то, что разум находится в сердце человека. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь…?» (Сура аль-Хадж, аят 46).
Также сообщается, что ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, разум находится в сердце». Это сообщение передал имам аль-Бухари в книге «аль-Адаб аль-Муфрад», а шейх аль-Альбани назвал его цепочку передатчиков хорошей. См. «Сахих аль-Адаб аль-Муфрад», 425.
Также этот вопрос был разобран шейхом Мухаммадом ибн Салихом ибн ‘Усеймином в книге «Шарх аль-Арба‘ин ан-Науауия», стр. 114.
Также можно посмотреть книгу «Шарх ‘аля Сахих Муслим» (11/29), автором которой является ан-Науауи. [Конец примечания].
14 Аллах кого-то делает верующим по Своей милости, а кого-то неверующим по Своей Справедливости! Говорит имам Аль Барбахари: «И знай, что Всевышний Аллах дал предпочтение одним рабам над другими, как в религии, так и в дунье по своей справедливости. И неправильно здесь сказать, что Всевышний Аллах проявил по отношению к кому то несправедливость. Тот же, кто скажет, что милость Всевышнего к неверующему и верующим одинакова, тот нововведенец».
Некоторые говорят, что Всевышний Аллах дал каждому человеку равно, как у коммунистов, всем одинаково. Это неправильно. Всевышний Аллах кого-то превознес, а кого-то унизил.
Говорит имам Аль Барбахари: «Нет, напротив, Всевышний Аллах предпочел верующих над неверующими, возвысил того, кто подчиняется над тем, кто ослушается. Возвысил того, кто защищен от ошибок, (как например Пророки), и возвысил их над тем, кто унижается из-за своих ошибок. Это справедливость от Всевышнего Аллаха. Это его милость и его щедрость, которую он дает тому, кому захочет и не дает, кому захочет».
И Всевышний дает кому-то быть верующим, а кому-то быть неверующим, исходя из того, что он видит в этом рабе, если он видит, что человек достоин веры, то дает ему веры, если видит, что человек не достоин веры, то оставляет его неверующим. Всевышний Аллах не просто раздает, кому-то веру, а кому-то неверие. Так, что человек, который не заслуживает быть верующим, становится верующим - это неправильно. То есть Аллах дает каждому по тому, что видит в его сердце. Если видит в нем принятие веры, то дает ему веру, если видит непринятие, то не дает ему веру и наоборот его заблуждает посредством справедливости и своей мудрости и не приносит несправедливости никому.
Другой вопрос, что после того, как дал он тебе веру и ты заслуживаешь этого, и Всевышний дает тебе больше, чем ты заслуживаешь.
[Примечание от редактора стенограммы]: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы