Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос границ подчинения родителям.



 

Сказал имам Иъззу д-Дин ибн Абд –ас-Салям:

«И сообщил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что ослушание родителей из раздела больших грехов. И это, при принятии во внимание разногласие в уровнях ослушания.

 

И я не знаю в вопросе ослушания родителей, и в том, чем они конкретизируются из прав какое-то конкретное определение (правило с четкими границами) на которое можно было бы опираться.

 

Так как то, что будет запретным в отношении постороннего человека, то это также будет запретным в отношении родителей.

 

И что будет обязательным по отношению к посторонним людям, будет также обязательным в отношении родителей. И не является обязательным для ребенка подчиняться им во всем, что они приказывают, и во всем, что они запрещают по единогласному мнению ученых. (Т.е. это основа в этом вопросе).

 

И был запрещен для их сына джихад (желательный) без их разрешения, так как вероятность его смерти очень тяжела для них, или потеря им одного из органов, по причине их сильного расстройства. (Т.е. это некоторые исключения из общей основы, на которые в отдельной форме указал Шариат.)

 

И к этому было отнесено любое путешествие, в котором они боятся за жизнь их ребенка или один из его органов.

 

Также родители сравнялись с рабами в обязательности расходовать на них, одевать их и предоставлять им жилище…».

Источник: Каъуаид аль-Ахкам фи Масалих аль-Анам 1\24.

 

Сказал имам ибн Хаджар в определении ослушания родителей:

«И подразумевается под этим, то чем будет недоволен родитель от своего ребенка и будет причинять ему неприятность. Будет это, словом или делом. Кроме ширка, греха, или если родитель не будет просто упрямо капризничать.

И определил это ибн Аътыйя обязательностью подчинения им в разрешенных (в основе) вещах. Оставлением и совершением. Желательностью в желательном, а также фардах кифайя….».

Источник: Фатхуль-Бари 10\497.

 

Т.е. если они приказывают или запрещают что-то из того что в основе разрешено (мубах), то подчинение им по мнению ибн Аътийи обязательно. Если просят совершить или оставить что-то из желательных вещей, или фарда кифайя, который уже выполняется в достаточной форме, то подчинение им будет желательно.

Однако, как сказал имам Иъззу д-Дин, эти определения, в такой форме, не могут быть окончательными по многим причинам.

 

Ибн Дакик аль-‘Ид (ум. 667 г.х. / 1268 г.м.) сказал:

«Дети не обязаны слушаться родителей во всём, что они велят, и не обязаны оставлять всё, что они запрещают. В этом ученые единодушны».

Источник: Ихкяму-ль-ахкям шарх ‘умдату-ль-ахкям. 2/296.

 

Ибн Таймийа (661-728 г.х. / 1263-1328 г.м.) сказал:

«Человек должен подчиняться своим родителям в том, в чем нет ослушания Аллаху, даже если они являются грешниками, <…> это в отношении того, в чем есть польза для них, и нет вреда для него. Так как обязанности из-за вреда отменяются. Подчиняться в грешном запрещено, и нет подчинения творению в ослушании Творца».

Источник: аль-Ба‘ли. Аль-Ахбару-ль-‘ильмийа мин-аль-ихтийарат аль-фикхийа. С. 170.

 

Ибн Хаджар аль-Аскалани (773- 852 г.м./ 1372 -1448 г.м) сказал:

«Под ним (то есть ослушанием) подразумевается проявление со стороны ребенка того, что наносит ущерб родителю. Это может выражаться на словах и в деяниях, если только родители не повелевают совершать многобожие или грех, или если только они не излишне требовательны».

Источник: Фатху-ль-Бари, 10/406.

 

Сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м):

«Известно, что чтобы ослушание считалось большим грехом, должен быть нанесен значительный, в понимании людей, вред родителям или одному из них. <…> Однако, если родитель очень слаб умом, или глуп, и велел сыну или запретил ему то, что в соответствии с людскими обычаями не является ослушанием, то своим ослушанием ребенок грешником не становится».

Источник: аз-Зауаджир ‘ан иктирафи-ль-кабаир, (2/401-402).

 

Шихабу-дин аль-Карафи аль-Малики (ум. 684 г.) сказал:

«Так же, как мы запрещаем ему наносить вред родителям, мы запрещаем и им вредить ему». Источник: аль-Фурук. Т. 1. С. 267-268.

 

Аль-‘Адави аль-Малики, да помилует его Аллах, сказал: «Также (сын или дочь) не обязан подчиняться им в оставлении того, что нанесет ему вред. Например, если они велят ему оставить работу или ремесло» Источник: Хашийату-ль-‘Адави. Т. 4. С. 289.

 

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Если в чем-то есть польза для человека, но в то же время нет вреда родителям, то (человек) не обязан подчиняться родителям в этом вопросе. Потому что в этом нет вреда, но есть польза, то есть если родитель запрещает сыну то, в чем есть польза, и при этом нет вреда самому родителю, то он ошибается и разрушает родственные связи. Ведь отцу следует поощрять своих детей, сыновей и дочерей, совершать благое.

Пример этому: некоторые женщины запрещают дочерям поститься в белые дни лунного месяца (13, 14 и 15 числа), или поститься по понедельникам и четвергам, говоря, что это трудно и тяжело для них. И это несмотря на то, что трудности и тяжести станут испытывать дочери во время поста. Родитель не должен запрещать своему ребенку совершать поклонение, как сыну, так и дочери. Если только это действие не навредит родителю.

Например, когда отец и мать нуждаются в медицинском уходе, и в случае, если сын или дочь станут заниматься поклонением, отец или мать не получат должный уход и им будет нанесен вред. В подобном случае они имеют право запретить (дополнительное поклонение), а сын или дочь должны подчиниться. Так как послушание родителей – это обязанность, а дополнительное поклонение - нет». Источник: аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 8. С. 13-14.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь