Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социология как наука. Объект и предмет социологии.



Социология как наука. Объект и предмет социологии.

Термин ввел Огюст Конт в 1839г. Также он основоположник социологии как самостоятельной науки. Он задумывал социологию как науку позитивную, она должна, по его мнению, опираться на методы точных наук при изучении актуального общества.

Социология - это самостоятельная наука об обществе, которая изучает закономерности и механизмы его функционирования.

Объект социологии - общество: человечество в планетарном масштабе, традиционное общество, социальная общность, личность.

Предмет социологии – познание ассоциированных форм человеческой жизнедеятельности, СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Структура социологического знания. Функции социологии.

1. По уровню абстракции получаемого знания выделяют:

 а) теоретическую социологию, которая выявляет общие закономерности в жизни общества и

б) эмпирическую социологию, которая направлена на получение конкретных фактов о жизни общества и их первичную обработку

2. По цели исследования:

а) функциональная социология – формирует теоретико-методологические основы социологии (что изучается? как изучается?)

б) прикладная социология направлена на решение конкретных проблем с помощью знания (для чего познается?)

3. По масштабу изучаемого объекта:

а) макросоциология – изучает общество в целом

б) теории среднего уровня изучают мезообъекты(средний уровень)

в) микросоциология изучает личность и малую группу

4. По предмету исследования:

а) общая социология изучает закономерности присущие обществу в целом

б) отраслевые социологии – углубленное изучение конкретных элементов общества (более 120 отраслевых соц)

Функции социологии:

1) Гносеологическая – социология обеспечивает прирост нового знания об обществе

2) Прикладная – решение проблем в обществе

3) Прогностическая – выявление тенденций общественного развития

Основные этапы и направления развития социологии Росс и на Западе.

1 этап Конец 1860х – начало 1880х годов: революционное направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.

Развитие социологии в России, также как и на Западе, происходило в тесной связи с ПОЗИТИВИЗМОМ. Идеи О. Конта были известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е началась широкая популяризация позитивизма в России.

Развитие социологии шло в рамках натуралистического и психологического направлений.

2) Натуралистическое направление представляли идеологи

а) ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА (Л.И. Мечников); напервоеместо выдвигали географический фактор (климат, ландшафт, системы рек).

б) ОРГАНИЦИЗМА (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд).

Если сначала сравнение общества с биологическим организмом было связано с тем, что наука при изучении идет от известного к неизвестному, а так как общество нам не известно, то для его объяснения прибегали к организму, как к вполне уже известному. Постепенно это сравнение переросло в утверждение полного тождества общества с организмом.

Исходный путь органицизма – гипотетическое отождествление общества с организмом. По мнению Стронина, общество – это организм, а социальные институты – отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково. П.Ф. Лилиенфельд: Так как общество – организм, оно обладает всеми отличительными чертами организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:

1.Физиологическая или экономическая

2.Морфологическая или юридическая

3.Индивидуальная или политическая

Считал, что классовая борьба и революция – это патология, ненормальное развитие.

3) Представителями психологического направления были Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов. Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

Признаки общества Шилд:

1) оно является системой

2) оно пополняется за счет детей, рожденных у уже признанных его членов

3) брак заключается преимущественно между представителями общества

4) оно имеет имя и собственную историю

5) оно имеет собственную систему управления (не обязательно государство)

6) оно располагается на территории, которую считает своей

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида 8) его членов объединяют общие ценности и нормы, т.е. культура

Общество как система.

Система – это совокупность элементов находящихся в связях и отношениях между собой и образующих определенное единство и целостность.

1. Парсонс определяет общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Общество, как система, должно обладать способностями:

1) приспосабливаться к изменяющимся условиям и потребностям людей;

2) ставить цели, задачи и достигать их;

3) интегрировать в себя новые поколения.

2. Осипов представляет общество как систему в виде 5 аспектов:

· Взаимодействующие личности как социализированные индивиды

· Социальные группы как совокупность взаимосвязанных личностей

· Социальные организации как формальные структуры, в рамках которых индивиды реализуют свои социальные роли

· Социальные институты как крупные нормативные комплексы определяющие взаимодействие соц групп в различных сферах деятельности

· Культура как ценностно нормативная система, интегрирующая все элементы общества и делающие систему уникальной

Для объекта первичным качеством следует считать несамодостаточность (неспособность существовать без потребления ресурсов окружающей среды), а для объекта - самодостаточность (способность существовать независимо от окружающей среды). Таким образом, активность субъекта есть следствие его несамодостаточности. Общество не может существовать, не потребляя ресурсы окружающего мира, поэтому оно оказывается системой субъектного типа.

Типологии обществ.

Тип общества — это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов.

Существует деление обществ на:

1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);

2) сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства.

Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формациипервобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски делят общества по добыванию средств к существованию:

1) общества охотников и собирателей;

2) садоводческие;

3) аграрные;

4) промышленные.

Социолог Теннис Ф. делил общества на:

1) допромышленные (сельская община);

2) промышленно-городские. Существует также деление обществ на основе появления письменности: дописьменные и письменные (владение алфавитом).

Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:

1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор – сельское хозяйство, главные институты – церковь и армия. Это закрытые общества;

2) индустриальные – имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;

3) постиндустриальные, – их главная ценность – информация, достижения научно-технической революции.

Существует деление общества по политическим признакам:

1) демократические (гражданское общество);

2) тоталитарное (государство подавляет личность);

3) авторитарное (промежуточное между демократией и тоталитаризмом).

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д.

Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество или христианское) или языка (франкоязычное общество).

Базисные элементы культуры.

Язык. Язык выступает «ключом» к пониманию культуры. Язык – это код, шифр, с помощью котор. люди могут общаться друг с другом и отличать своих от чужаков.

Язык – явление социальное, им невозможно овладеть без общения с другими людьми. Также язык выступает главным средством передачи культуры.

Единый язык поддерживает единство общества, поэтому любое гос-во уделяет больш значение проблеме гос или нац языка, предоставляя ему поддержку.

Символы. Люди, как и все другие живые существа, воспринимают окружающий мир с помощью органов чувства, но в отличие от других мы создаем символы.

Символы – это понятия и вещи, которые несут в себе определенный смысл, имеют значение для людей одной культуры.  Одни и те же предметы, физическ явления и жесты имеют различн значения в зависимости от контекста культуры.

Некоторые символы имеют исключительное значение для отдельного человека и культуры общества в целом. К ним принадлежат гос. флаг, герб, гимн, архитектурные памятники, могилы предков. Подобные символы выступают в кач-ве социальных ценностей, имеют особ значен в культуре.

Ценности. Чтобы удовлетв. св потребности, чел должен обязательно оценить окр. мир, его элементы, связи, понять их значение для себя, выработать представление о желаемом.  Ценности - это общ представления, разделяемые большей часть общ-ва, относит. того, что желательно, правильно и полезно.

Ценности всегда лежат в осн. моральных принципов. В христианской культуре – эт десять заповедей, кот ставят превыше всего ценность человеческой жизни, супружескую верность, уважение старших. Эти ценности можно назвать общечеловеческими.

Наряду с общечеловеческ существуют национальн ценности, они формируют основу этнической культуры, способств самоидентификации, объед. людей. Это народн традиции, праздники, фолькл, историч реликвии, памятник архит.

Аналогичным способом можно выделить групповые, семейн и индивидуальн ценности. Напр, фотография или ювелирное украшение.

Нормы. Нормы (от лат. norma – правило, образец) – это общезначимые правила поведения,санкционируемые обществом или социальной группой. Нормы всегда регулируют поведение людей согласно ценностям определенн культуры. Соблюдение или нарушение социальных норм вызывает соотв. реакцию со стороны окружения, кот принимает форму поощрен или наказан.

Технологии и материальная культура. культура существует также в виде материальных вещей. Технологии существуют в любой культуре.

Технологии – это способ производственной деятельности и знания, кот. помогают людям обустроить жизнь в данных условиях. Развитие технологий в современн обществе привело к формирован «техносферы». Огромное количество техническ устройств, кот окружают человека, созд искусственн среду.

     Типология культуры.      Классификации:

1. Выделяют материальную и духовную культуру. Под материальной подразумеваются все предметы и материальные объекты культуры; каналы связей (дороги, пути связей, информационные сети), созданные носителями данной культуры в процессе жизни разных поколений.

Под духовной понимается обширное пространство позитивно направленных духовных ценностей - образов, представлений, оценок, символов, приобретающих высокую смысловую значимость для практических областей деятельности и социальных отношений.

можно говорить также о смешанном типе, сочетающем в себе признаки материальной и духовной культуры. Напр, музей изобразит. искусства, если рассм. здание, как часть к-ниб архитектурн комплекса, явл-ся объектом матер. культуры, а произведения художников, выставленн в музее, духовн культурой.

2. По субъекту – носителю выделяют массовую и элитарную культуру. Массовая культура возникла в Новое время и порожд процессами индустрлзц. Проявления масс культ. заметны в разн областях деятельности: массовая общеобразоват школа формир-ся в процессе социализации детей; СМИ развив-ся в области культурн коммуникаций; массов движения и партии – в политической жизни; массов потребит. спрос  и стандарты престижных услуг – в потреблении жизненных благ, проведении досуга.

 Важн рычагом развития массовой культуры выступают коммерческие цели, а также ориентация на создание товаров, услуг, худож. ценностей, рассчит. на усредненный вкус. Масс культ противопоставляется элитарная культура, кот. представляет собой «высокую культуру», концентрирующую духовный, интеллектуальн и художественн опыт поколений и адресованную более образованным слоям и группам.

Пример масс культ: книги и фильмы про ГарриПоттера. элитарн культуры: произвед Ф.М. Достоевского (не  из школьной программы).

один продукт может относиться и к масс, и к элитарн. Напр, музыкльн произвед Бетховена, исполненн оркестром в Филармонии -элитарн культура. то же самое произвед в кач-ве рингтона на телефоне –пример масс культ.

3. По уровню общности выделяют общую культуру (наибол устойчивые, типичн признаки, характеризующие сознание и поведение основн массы населения) и субкультуру. Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненн стиля к-либ соц. группы, представл. собой самостоятельн целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и соц структуру среди различн соц слоев и возрастных групп.

Классовый (маркс, ленин)

Суть: Основными элементами соц. структуры явл-ся общественные классы. В основе появления классов лежит процесс разделения труда. На умственный и физический, творческий стереотипный, управленческий и исполнительский.

На фоне появления частной собственности разделение труда обусловило формирование классов таким образом, что классовые различия людей зафиксировали различное их отношение к средствам производства.

Появление классов предопределяет отчуждение результатов труда, эксплуатацию и соответствнн антагонистический характер классовых отношений.

Классы - эт коллективные субъекты. Класс - это группа, способная действовать сообща, у нег есть св интересы, самосознание, идентичность, класс способен отстаив. св. интересы. Классов борьба - значимый фактор общественн развития.

Стратификационный (вебер)

Основные элементы соц структуры:

1. классы - это группа людей, кот. находятся в схожей экономической ситуации.

Вебер считал классы номинальными группами, неспособными к коллективному действию.

2. страты (статусные группы) - это такие объединения людей, в осн. кот лежат их социальные различия (образование, профессия, этничность, образ жизни)

3. партии - это объединения людей на основе общих идеологических убеждений. Партии – главные коллективные субъекты, которые могут влиять на общество.

Отношения между элементами мб и горизонтальными и вертикальными. Главные- вертикальные (иерархические)

Феноменологический (уорнер)

С точки зрения феноменологии общество - это не объективная реальность. О. это феномен сознания людей, то, что мы о нем думаем. Самоидентификация порождает соц. структуру. Индустриальное общество состоит из классов, с которыми люди себя идентифицируют.

Концепция породила методы: 1. метод изучения репутации. Задача социолога заключается в том, чтобы узнать, к каким классам индивид относит других людей.

2. субъективный метод. Задача - узнать, с каким классом идентифицирует себя человек.

Дополнительные критерии:

Гендер Возраст Раса Религиозная принадлежность Место проживания

Бедность в России.

Бедность в России имеет специфический характер, показатель ее уровня каждый год ­­­­изменяется. Согласно результатам опроса, проведенного ВЦИОМ, россияне считают бедной семью, доход которой на каждого члена составляет менее 15 000 рублей/30 дней

Бедность – распространенное явление в России и мире. Ее уровень в нашей стране довольно высок, но меняется от года к году. Характер бедности в России отличается от таковой в других странах. Наиболее низкий уровень фиксируется в Москве и ряде регионов с развитым добывающим сектором. Основная часть безденежных проживает в сельской местности и провинциальных городах. Также для бедности в России типично хроническое течение. Распределение малообеспеченности по годам показывает, что в настоящее время ее уровень такой же, какой был в середине 2000-х. Если раньше одной из основных причин были долги по пенсиям и зарплатам, то теперь – несправедливое распределение бюджета.

Бедность в России является одной из самых неблагоприятных в мире. Это связано с тем, что обычному россиянину из прожиточного минимума приходится выкладывать немалую сумму на оплату коммунальных услуг. В большинстве других стран климат теплее, и расходы на обогрев и теплоизоляцию меньше. Низкая температура приводит и к необходимости усиленного питания. Еще одним негативным фактором является низкое качество продовольствия и медицинских услуг. Оставшись без жилья, человек рискует умереть от холода и инфекционных заболеваний.

Основная причина бедности, по мнению Росстата – это низкий уровень заработной платы. Большая часть бедняков проживает либо в сельской местности, либо в небольших провинциальных городах. Сравнение нынешней ситуации с тем, что было в 90-х и начале 2000-х показывает, что бедных тогда было вдвое больше, чем теперь.

Низший класс в России неоднороден:

верхний низший слой - необеспеченные, или умеренно бедные (включает часть интеллигенции иквалифицированных рабочих).

необеспеченность – это уровень жизни, при котором удовлетворяются элементарные потребности (физиологические и социальные), но не более сложные и высокие (т.е. пища сытная, но не здоровая, люди обновляют одежду, лечатся, отдыхают, но не достойно). Иначе говоря, умеренная бедность обеспечивает прожиточный минимум, но не дает достатка.

Средний низший слой, или нуждающиеся, охватывает людей, удовлетворяющих простейшие физиологические нужды (включая и продуктовый набор и расходы на баню, парикмахерскую и др.), но не элементарные социальные потребности (нет средств на лечение, отдых, развлечения).

Наконец, нижний низший слой состоит из абсолютно бедных.

Абсолютная бедность, или нищета – это уровень жизни, при котором люди не имеют физиологического минимума средств к жизни, находятся на грани постоянного недоедания.

Средний класс России

Костяк среднего класса составляют представители малого бизнеса; менеджеры (руководители высшего и среднего звена); фермеры; кадровые военные (старшие офицеры); техническая интеллигенция; гуманитарная интеллигенция; квалифицированные рабочие; работники сферы торговли, услуг и транспорта; служащие (госслужащие и служащие коммерческих структур).

Выделяют три слоя среднего класса — верхний, по своему положению являющийся переходным к высшему (элитному) классу общества; средний (собственно средний класс) и нижний (некоторые отечественн исследоват называют его «базовым слоем общества»).

Сегодня к среднему классу относят научных и инженерно-технических работников, управленческий, административный персонал, не занимающий высоких постов, работающую по найму интеллигенцию, городских и сельских мелк собственников, в том числе большую часть крестьянства и фермерства, рабочих высок квалификации, работников сферы обслуживания и др.

основные признаки: материальное благосостояние, наличие высшего профессионального образования и социальной идентификации со средним слоем.

Следом за верхним идет «средний слой». Он более многочисленный (20 %) и включает в себя мелких предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих.

Наиболее многочисленным является «базовый слой». Основную часть его составляют такие группы, как интеллигенция (специалисты), полуителлигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфере торговли и сервиса, а также рабочие.

Этот слой объединяет около 60 % населения нашей страны.

Незаконченность процесса формирования среднего класса заключается и в том, что у него не до конца осознаны собственные интересы, нет своих политических партий, нет осмысленного тяготения к центризму. Не в полной мере у российского среднего класса сформирована и соответствующая система духовных ценностей. Не характерно для нашего СК и законопослушание, являющееся важнейшей чертой западного СК.

Черт ы: - частная собственность: приватизированная квартира, по российским меркам приличного качества, загородный дом, автомобиль. - активность в сфере труда.

Функции:

1. Политическую – гарантирует стабильность сложившейся системы власти.

2. Экономическую – являясь основным налогоплательщиком, обеспечивает развитие бюджета, инвестиции в экономику, реализацию государственных и региональных социальных программ и др., создает новые и сохраняет имеющиеся рабочие места.

3. Социальную – сглаживает общественные противоречия, предопределяя эволюционный характер развития.

Высший класс России.

Верхний слой (6% занятого населения) образуют элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Это политические лидеры, верхушка государственного аппарата, значительная часть генералитета, руководители промышленных корпораций и банков, преуспевающие предприниматели и бизнесмены, видные деятели науки и культуры. (Таким образом, верхний слой обладает самым мощным экономическим и интеллектуальным потенциалом и имеет возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ).

 «верхний слой» выступает реальным субъектом реформ, так как к нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие важное место в системе государственного управления, а также в экономических и силовых структурах.

При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5 %, а остальная часть (6,5 %) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий.

Высший класс - совокупность наиболее состоятельных, буржуазных по своей природе социальных групп, согласованно осуществляющих экономическую, политическую и духовную власть, интегрируемых общностью интересов и специфической ответственностью перед обществом.

По мнению генерального директора одной из фирм класса "люкс" Н. Шерстобитовой, 70% представлено бизнес-элитой, большая часть которой задействована в добывающей промышленности. Порядка 20% - представители политической элиты. Наконец, 10% - деятели культуры и шоу-бизнеса.

Несомненно, что так называемая бизнес-элита включает не только самых видных капиталистов из числа долларовых миллионеров и миллиардеров, но и наиболее влиятельных менеджеров, управляющих крупнейшими корпорациями, холдингами, предприятиями. Нередко они настолько успешны, что сами становятся миллиардерами, олигархами.

Таким образом, основные элементы высшего класса - крупная буржуазия, наиболее влиятельная часть бюрократии и менеджмента, знаменитости из мира культуры, искусства, спорта. Эта схема близка к принятым на Западе.

Высший класс - целостное образование. Его элементы интегрируются крупными (но не одинаковыми) состояниями, связями, общими интересами, ценностями и вкусами.

Клссиф. без автора

*традиционные - имеют тесную связь с моралью и предписывают индивидам определенные шаблоны поведения (семья, армия, гос-во, религия)

*современные – имеют меньшую связь с моралью и допускают большую степень свободы поведения и взаимодействия индивидов (полит. партии, парламент, корпорация, фирма)

3. кл. Збаровского: 4 типа соотв. и сфер обществ. жизни:

1. соц. инст. в политической сфере (партии, президент)

2. в экономической сфере (рынок, деньги, фирмы)

3. в социальной сфере (здравоохр, соц. защита)

4. в духовной сфере (религия, наука, исскств)

Функции соц. институтов:

1. явные (открыто декларируется соц. институтом)

*воспроизводство общественных отношений

*регулятивная (мама наказала)

*интегративная (связи постоянно поддерживаются. детские сады, возобновл. рождаемости)

*транслирующая (передача соц. опыта)

*коммуникативная (передача внутри си, между си)

2. латентные

*побочные продукты деятельности (гендерная социализация в шк, девочек учат шить - скрытая ф. образованиия, обладание дорогой вещью - повышение личного статуса - скрытая ф. экономики)

*намеренно скрытые (церковь влияет на гос управление)

 21. Семья как социальный институт и малая группа.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

-воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

-хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

-экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

- функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

- духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;

- социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

- эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи.

По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны.

1) В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

2) В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

3) По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, илидемократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

4) К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т. д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т. д.).

Биологические теории.   

Дают биодетерменистскую трактовку девиации - полагают, что главной причиной отклонения является физическая или биологическая предрасположенность.

Чезаре Ламброзо. Универсальный физический тип преступника. /обезь

сер. 20в. Уильям Шелдон.  З физическ типа телослож-я:  1. Эндоморфный (толст) 2. Мезоморфный (мускулы)(склонн к алкогол и преступн) 3. Эктоморфный (худые)

Критика биол. теорий. Эти теории не способны объяснить нетипичную для девианта внешность и конституцию, кроме того, в них большая угроза расизма.

2. психологические теории – биодетерменистские – концентрируют внимание на индивидуальной ненормальности. Уолтер Реклесс, Саймон Денитц. 60г 20в. :

Хорошие -     *хорошо сформировано суперэго *идентифицируют себя с культурными нормами *проживают в приличных районах и принадлежат к среднему классу 

Плохие -  *менее сознательны *ощущают себя вне традиционн культуры *проживают в плохих раенах, принадлеж. к низшему классу

Это исследование показало, что важн роль в девиации играет социокультурная среда и социализация, кот. обуславливают индивидуальн. характр-ки человека.

Социологические теории

Теория аномии. Эмиль Дюркгейм. А - это отсутствие регуляции, безнормность, состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, соц. связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противречивыми. Аномия - основная причина девиаций.    \1. в современных обществах стандарты и нормы разрушаются, не будучи заменены новыми.

\2. аномия возникает, когда в определенных областях соц. жизни нет ясных стандартов поведения. \3. люди испытывают тревогу, страх перед неопределенностью, поэтому аномия становится фактором предрасположенности к суицидам. Таким образ. главн вывод Дюркгейма в том, что девиация столь же естественна для общества, как и конформизм, она несет в себе не только отрицательные, но и положительные начала.

сер. 20в. Роберт Мертон. - создана функционалистская теория аномии.

Осн. причиной девиации является противоречие, конфликт между целями культуры и одобряемыми средствами их достижения.

5 типов поведения: одобр. цели одобр. средства

Конформный ++ Инновация +- Ритуализм -+ Ретритзм -- Мятеж +-+-

Теория стигматизации (теория ярлыков). Ирвинг Гофман.

Девиация - не некий набор характеристик индивида или группы, а процесс взаимодействия между девиантом и недевиантом.  Чтобы понять природу девиации, нужно понять, почему на некот. людей навешивают ярлык девианта.

Гофман определяет субъектов стигматизации: 1) представители силы закона и порядка 2) те, кто имеет возможность навязывать моральные установки другим

Вывод: ярлыки применятся, чтобы сформир-ть категории отклонения и, тем самым, выражают структуру власти в обществе.

Процесс стигматизации опред-ет следующие виды девиации:

Первичное отклонение - первоначальный акт нарушения нормы, вызывающий слабую реакцию со стороны общества и не меняющий идентичности девианта.

Вторичное отклонение - индивид принимает на себя стигму, она становится для него доминирующим социальным статусом. Так. образ. девиация - это соц. феномен, главное не поведение чел., а реакция людей на это поведение.

4. теория соц. конфликта - исходит из идеи, что дев. отражает соц. неравенство.

1. законы отражают интересы богатых и властных слоев, всякий, кто посягает на их интересы называется девиантом.

2. сами власть имущие, даж есл их повед отклоняется, сопрот-ся навеш. ярлыков.

3. законы всегда имеют политическ суть, но она маскируется под благо для всех.

Выводы по теориям:  Социологические теории указ-ют на 3 источн. девиации в обществе:

1. релятивность 

2. люди становятся девиантами, когда становятся таковыми в глазах других

3. как установление, так и нарушение норм подразумевает власть. Таким образом неравенство порождает девиацию.

Теории глобализации

Теории глобализации:           1. Роланд Робертсон

Рассматривал глобализацию как превращение мира в «единое место».

Ситуация, в кот. события или явления в одной части мира выступают одновременно и причиной и следствием событий и процессов друг. части света.

Формула глобализации: структурная гомогенность(однородность) + социокультурная гетерогенность

Структурная гомогенность появл-ся в рез. действия 3 глобальных сил: американский империализм, глобальный капитализм, глобальные СМИ.

Структурная гетерогенность формир-ся в рез. различного действия масс культ (навязывает общие образы) и миграции (приводит к проникновению экзотических элементов в нац. культуры) в результате формир-ся культурные гибриды из элементов национальной, массовой и экзотической культуры.

2. Аржун Аппадураи Глобализация - детерриториализация – это утрата социальными процессами привязки к локусу (месту).

Глобализация - глобальный «поток пространства», состоящий из 5ти самостоятельных потоков.                           Потоки:

1. финансовый - глобальное перемещение денег, валют, ценностей, ценных бумаг, контролируемое международными финансовыми фондовыми институтами

2. технологический - перемещение технологи из ядра в периферию

3. идеологический - в этом потоке пространства перемещаются и конфликтуют лидирующие идеологии / Исламский фундаментализм

4. этнический - связан с глобальной миграцией, порождает множество политических решений и политических конфликтов

5. медиа поток пространства - интернет, глобальные сми

*6. (добавлен уже в другой теории) Криминальный поток пространства

 

Социология как наука. Объект и предмет социологии.

Термин ввел Огюст Конт в 1839г. Также он основоположник социологии как самостоятельной науки. Он задумывал социологию как науку позитивную, она должна, по его мнению, опираться на методы точных наук при изучении актуального общества.

Социология - это самостоятельная наука об обществе, которая изучает закономерности и механизмы его функционирования.

Объект социологии - общество: человечество в планетарном масштабе, традиционное общество, социальная общность, личность.

Предмет социологии – познание ассоциированных форм человеческой жизнедеятельности, СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.141 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь