Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие и признаки социального института. Этапы процесса институционализации.



Институт - установление или устройство.

- как совокупность норм права по определенному виду общественных отношений.

Социальный институт - это система соц. связей и норм, базирующихся на определенных общественных ценностях и процедурах, удовлетворяющих основные потребности общества.

Структура:

1. общественные ценности - абстрактные идеалы.

2. социальные нормы - образцы и правила поведения индивида в обществе.

3. общественные процедуры - стандартизированные образцы поведения в группах.

4. система социальных связей - переплетение ролей и статусов, включающее всех без исключения членов социального института.

Этапы институционализации:

1. возникновение потребности удовлетворение кот. требует совместных действий.

2. формирование общих целей.

3.появление соц. норм, процедур в ходе стихийного социального взаимодействия.

4.установлений санкций для поддержания норм.

5. создание системы статусов и ролей.

Признаки соц. института:

1. установки и образцы поведения

2. символические культурные черты

3. утилитарные (полезные) культурные черты

4. кодексы поведения - устный или письменный

5. идеология

Признаки, типология и функции социального института.

Признаки соц. института:

1. установки и образцы поведения

2. символические культурные черты

3. утилитарные (полезные) культурные черты

4. кодексы поведения - устный или письменный

5. идеология

соц. институты:

1. семья - удовлетворяет потребности в воспроизводстве человечества.

2. политика - удовлетворяет потребность в безопасности и общественном порядке.

3. экономика - потребность к добыванию средств к существованию.

4. образование - потребность в добывании знаний и их передаче.

5. религия - удовлетворяет потребность в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

Если потребность исчезает или изменяется, то и соц. институт может ичез. или измениться.

Типология соц. институтов:

1. классификация Осипова:

*релятивные - институты, кот. ответственны за распределение соц. ролей и статусов (семья, школа, вуз, трудовой коллектив)

*интегративные - ответственны за обеспечение интересов целого (гос-во, местн. самоупр)

*регулятивные - определяют границы свободного поведения индивида и наказания (суд, полиция, прокуратура)

*духовные (религия, наука)

Клссиф. без автора

*традиционные - имеют тесную связь с моралью и предписывают индивидам определенные шаблоны поведения (семья, армия, гос-во, религия)

*современные – имеют меньшую связь с моралью и допускают большую степень свободы поведения и взаимодействия индивидов (полит. партии, парламент, корпорация, фирма)

3. кл. Збаровского: 4 типа соотв. и сфер обществ. жизни:

1. соц. инст. в политической сфере (партии, президент)

2. в экономической сфере (рынок, деньги, фирмы)

3. в социальной сфере (здравоохр, соц. защита)

4. в духовной сфере (религия, наука, исскств)

Функции соц. институтов:

1. явные (открыто декларируется соц. институтом)

*воспроизводство общественных отношений

*регулятивная (мама наказала)

*интегративная (связи постоянно поддерживаются. детские сады, возобновл. рождаемости)

*транслирующая (передача соц. опыта)

*коммуникативная (передача внутри си, между си)

2. латентные

*побочные продукты деятельности (гендерная социализация в шк, девочек учат шить - скрытая ф. образованиия, обладание дорогой вещью - повышение личного статуса - скрытая ф. экономики)

*намеренно скрытые (церковь влияет на гос управление)

 21. Семья как социальный институт и малая группа.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

-воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

-хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

-экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

- функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

- духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;

- социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

- эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи.

По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны.

1) В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

2) В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

3) По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, илидемократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

4) К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т. д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т. д.).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь