Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Парцхаладзе Мераб Алексеевич



Парцхаладзе Мераб Алексеевич (15 декабря 1924, Тифлис - 14 февраля 2008) - cоветский композитор. Народный артист РСФСР (1986). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1967). Мераб был сыном композитора Алексея Алексеевича Парцхаладзе (1897-1972), это во многом предопределило его судьбу. Обучался будущий композитор у С. С. Богатырёва.

Значительное место в творчестве Мераба Парцхаладзе занимает музыка для детей (муз. сказки, хоры a capella, песни, инструментальные пьесы). Среди других произведений: симфоническая поэма "Нестан" (по поэме "Витязь в тигровой шкуре" Ш. Руставели, 1954), оркестровые сюиты "Лесные картины" (1978), "Таёжными тропами" (1986), "Прощание с Дерсу" (1987); концерт для ф-но с орк. (1953); струнный квартет (1951), соната для скрипки и ф-но; Пандурули № 1 и № 2 (для ф-но); музыка к спектаклям драм. театра, к кинофильмам.

Около тридцати лет назад студент второго курса Тбилисской консерватории Мераб Парцхаладзе написал яркую, сразу обратившую на себя внимание фортепианную токкату "Пандурули", с большим успехом прозвучавшую в авторском исполнении в Большом зале Московской консерватории на I Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов. Это было началом плодотворного творческого пути Парцхаладзе, создавшего много талантливой, лирической, светлой и доброй музыки.
Заслуженный деятель искусств РСФСР и Грузинской ССР Мераб Алексеевич Парцхаладзе родился в 1924 году в Тбилиси в семье известного грузинского композитора, фольклориста, просветителя и педагога А. А. Парцхаладзе. С раннего возраста мальчик слышал грузинские народные песни и инструментальные наигрыши, которые во многом и определили впоследствии стилистику и колорит его творчества.

С четырех лет Мераб жил в Батуми (куда переехала его семья) и музыкальные занятия начал в Батумском музыкальном училище по классу фортепиано у педагога Г. Д. Бучинского. После окончания Великой Отечественной войны, участником которой был М. Парцхаладзе, он продолжил свое дальнейшее музыкальное образование под руководством известных музыкантов и педагогов — сначала в Тбилисской консерватории у профессора С. В. Бархударяна, а затем в Московской консерватории и в аспирантуре у профессора С. С. Богатырева.

Блестящая школа, полученная молодым композитором, его природный мелодический дар и серьезное, вдумчивое отношение к своей профессии, позволили ему весьма разносторонне проявить себя в самых различных жанрах музыкального творчества. Его перу принадлежат фортепианный концерт и музыка для струнного квартета, произведения для симфонического оркестра и скрипичная соната, романсы и духовые марши, музыка для театральных спектаклей... Но у каждого композитора, как бы ни были широки его творческие пристрастия, есть жанры, в которых он высказывается особенно полно, особенно сокровенно. Для М. Парцхаладзе это прежде всего хоровая музыка и музыка для детей.

Большое внимание композитор уделяет детской музыке (склонность к хоровой музыке и пению a'cappella ярко проявилось и в этом жанре). Многие пионерские хоровые коллективы и студии, такие, например, как хор Института художественного воспитания Академии Педагогических наук, детская хоровая студия "Пионерия", хоровая студия "Весна", Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, хор из Болгарии "Бодра смяна" и другие коллективы с успехом исполняют его произведения, среди них — вокализ "У Вечного огня", хор "Море спит" (слова Л. Кондратенко), "Утро Отчизны" (слова В. Татаринова), "Весна" (слова В. Семернина), "Горы" (слова Э. Джгамадзе) и т. д.
Кроме хоров а'сарреll композитором написано большое количество песен, адресованных как малышам, так и детям более взрослого возраста. Это песни о Родине, о Ленине, о комсомоле, о красоте родного края. Их склад и характер, по преимуществу, лирический. Лирика вообще составляет одну из сильных сторон дарования Парцхаладзе. Самые различные темы композитор стремится раскрыть в лирическом ключе. Ясность мелодии и прозрачность сопровождения делают его песни легкими и радостными для детского восприятия и исполнения. В этом привлекательность песен Мераба Парцхаладзе, композитора, сохранившего в сердце свое пионерское детство. Живой, непосредственный характер высказывания, свойствен его песням "Снега-жемчуга" и "Мамина песенка" (слова М. Пляцковского), "Дед-Мороз" (слова Л. Кондратенко), "Школьный звонок" (слова Ш. Акобиа), "Каждый день" (слова 3. Петровой), "Ручей" (слова Ш. Цйижба), "Так держать, ребята!" (слова В. Кузнецова) "Здравствуй, школа!" (слова Л. Некрасовой).
Детская тема в творчестве М. Парцхаладзе не исчерпывается хорами и песнями. Им написаны две музыкальные сказки ("Короткий хвост и Холодный нос" и "Самый лучший Дед-Мороз"), выпущенные фирмой "Мелодия", музыка к мультфильмам, а также и "Детский альбом" для фортепиано и ряд пьес для различных инструментов.

Творческие интересы М. Парцхаладзе весьма широки. Он пишет музыку к кинофильмам ("Дерсу Узала", "Тропою бескорыстной любви", "Необыкновенные встречи"), к театральным спектаклям ("Свет далекой звезды", "Верхом на дельфине", "Одни без ангелов", "Пока арба не перевернулась"), к радиопостановкам ("Полтора месяца в жизни Тамары", "Скованные одной цепью", "Нонкина любовь", "Первый учитель").
Давно привлекает пристальное внимание композитора эстрадная песня и эстрадная инструментальная музыка. Некоторые из его произведений, получивших известность, вышли из кинофильмов и театральных спектаклей ("Вальс", "Голос в ночи", "Счастливого пути"), большая же часть написана специально для эстрадных певцов и эстрадных оркестров.
В предлагаемую пластинку вошли песни и оркестровые пьесы, написанные главным образом за последнее время. Хочется отметить непосредственность мелодического языка и верность грузинским национальным интонациям в танго "Если б вы знали", теплое лирическое настроение песен "Все, что дала мне любовь" (слова В. Татаринова), "Жду тебя" (слова В. Лазарева), "Не сердись" (слова Г. Регистана), точность ощущения жанра в песне "Расстаться нам нельзя" (слова И. Кохановского).

 


Максаев Александр Васильевич (26.01.1930 – 17.10.1991) – русский поэт.

Красивый статный мужчина, до самой смерти сохранивший густую черную шевелюру, он напоминал крепкое дерево. И это так совпадало с его поэтическим миром, со стихами об отчем крае, о неброской его природе, так тонко увиденной А. Максаевым. Родная земля, Донщина, не отпускала от себя. Проведя молодые годы в Москве, опубликовав там в коллективных сборниках свои первые стихи («Знакомство». — М. —1963; «Сатира, юмор, лирика». — М. —1963), издав первые книги: «Щедрость» (М.: Моск. рабочий. —1965), «Игрища» (М.: Сов. писатель. —1966), вступив в Москве в Союз писателей СССР, он все же вернулся на родину. И свой последний предел он нашел в родной земле: его похоронили в станице Букановской.
Первая публикация поэта относится к1946году, ему исполнилось тогда только16лет. Себя он ощущал преемником классической поэтической традиции, связанной с крестьянской темой. О себе он заметил: «Моя лирика вышла из школы С. Есенина, Б. Корнилова, П. Васильева. А донской колорит, песенность, непосредственность — все это дала моя Донщина», песнь о которой он слагал всю свою жизнь.

Всего поэтом было издано восемь книг, четыре из них — в Волгограде. Это «Солнце в лемехах» (1973), «Поземки» (1981), «Старый окоп» (1985), «Новолунье» (1989). В Москве кроме двух первых в разные годы вышли еще две: «Стрепета. Поэмы» (1975)и «Кони-годы. Стихотворения, поэмы» (1989).
В поэзии А. Максаева лирические и эпическое обогащают друг друга, способствуют выражению индивидуального восприятия истории и современности, позволяют воплотить серьезные размышления о жизни и выразить свой взгляд на нее. Лирика поэта дополняется его поэмами: «Мать-дубрава», «Федор Подтелков», «Степанида», «Гололед», «Кондрат Кулавин», «Степняк», «Старый окоп», «Кони-годы», «Хмель-омут», «Враги». Разнообразные по тематике, они создают эпическую картину прошлого и настоящего земляков поэта, тех, кому в первую очередь адресовано его творчество. Верность своей главной теме – Донщине – А.Максаев пронес через всю жизнь.









Литературный текст

Композитор обращается к стихотворению «Яблонька» А.В. Максаева, используя весь его первоначальный вид:

Предрассветной ранью,

 Как ушли морозы,

Умывали яблоню

Дымчатые росы.

Причесали тонкую

Ветры грозовые,

Напитали соками

Корни молодые.

А весна красавица,

Обойдя полсвета,

Собрала ей платьице

 Из живого цвета.

Поэты постоянно обращаются к природе, когда высказывают самые сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем. В их стихах она живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. Природа у Максаева очень загадочна, так как каждое деревце, каждая травинка заключает в себе определенный символ. Среди многих писателей, в чьих произведениях образ яблока - яблони имеет немаловажное значение, можно отметить такого замечательного русского поэта, как Н. А. Некрасова, А.С. Пущкина, С. Есенина писателя Ивана Алексеевича Бунина и т.д..

Природа – вот основной образ данного произведения, она выступает как нечто живое, постоянно движущееся, в ней есть душа, в ней есть любовь, в ней есть свобода, в ней есть чувства. Но не сама природа помогает нам понять образ, а её детали, благодаря которым можно раскрыть тонкие, скрытые ото всех тайнички человеческой души. Такими деталями являться "Яблонька" - цветение деревьев весной, когда все вокруг возрождается к новой жизни. " Яблоня ", " яблоки " в народной поэзии это символ молодости. Яблоня весной - ассоциируется с пробуждением, чистотой, рождением чего-то нового и невинного.

В стихотворении всего три куплета. И в каждом из них по четыре строки. Написано оно в размере ямб – двухсложный размер с ударением в стопе на второй слог. Рифма – перекрестная.

II . Основная часть.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1603; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь