Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. Методико-педагогический анализ исполнения хорового произведения



Уровень трудности, цели и задачи произведения.

    Произведение «Яблонька» является сложным для исполнения в детском хоре, так как оно исполняется a`cappella. Это музыкальное сочинение может исполнять старший хор музыкальной школы.

    Так как произведение лирического характера, то и характер звука должен быть светлым, не нагруженным. Нужно тонко передать образ природы. При подготовке к разучиванию партитуры, исполнению данного произведения следует опираться на стихотворный текст. Он подскажет дирижеру верное исполнение музыкального сочинения и задумку композитора. Исполнять хоровую миниатюру в указанном композитором темпе и ритме, соблюдая все встречающиеся изменения. Придерживаться указанных в партитуре динамических оттенков. Важно выполнять подвижные нюансы. Перед второй частью нужно слегка смягчить динамику, чтобы сама кульминация звучала ярче.

Тембр голоса в партии сопрано должен звучать светло, а окраска у альтов должна быть бархатной. Необходимо избегать форсированного звучания, голоса должны быть плавными и однородными на протяжении произведения.

Должна быть хорошо отработанная артикуляция, нужно ясно и осмысленно произносить слова, а звук подавать легко, не перекрывать. Унисоны и октавные унисоны следует петь тише.

Дыхание, на протяжении всего произведения, используется, как и цепное, так и пофразовое. Фразы отделятся друг от друга общехоровой цезурой, а цепное дыхание применяется внутри самих фраз.

Фразировка музыкального сочинения использует разграничение при помощи цезур. Штрих, который используется, в основном legato. При звуковедении legato нельзя снимать звук с дыхания.

Основные пути выявления образно-художественной и стилевой направленности

Произведение «Яблонька» М. А. Парцхаладзе поражает своей глубиной содержания, красотой мелодики, своеобразием ладо-гармонического языка, логичностью и чёткостью структуры, многоплановостью фактуры. Национальный грузинский колорит, ощутимый в данном хоре, передаёт неповторимый образ природы. Мелодике свойственны орнаментальность, ритмическая подвижность, интонационное богатство и красочность. Широко применяются диатонические лады.

Данное произведение М.А.Парцхаладзе является одним из полезнейших произведений учебного плана.

 Оно требует спокойного, не форсированного звучания, которое передает настроение этой хоровой миниатюры. Она в исполнении требует, хорошей артикуляции, осмысления фраз. Выразительность произнесения достигается через осмысленное восприятие мелодии, тесно связанной с текстом. Напевность и некая пустоватость, за счет кварт, показывает стиль композитора, его восточный колорит.

 

Дирижерские трудности в исполнении и методы их преодоления

1. Показ четких и ясный ауфтактов, которые соответствуют динамике и темпу.

2. Прием дирижирования - legato (легато - связно): мягко, пластично, плавно, тягуче, ровно, без толчков. «Точки» на гранях долей в дирижерских схемах почти стираются, а доли схемы связываются между собой. Для этого необходима свобода всего мышечного аппарата (кисти, предплечья, плеча).

3. Показ подвижных и не подвижных нюансов.

4. Смена темпов (sostenuto такт №14, poco rit. Такт№18)

5. Выдержка и правильное дирижирование фермат. Ферматы, использованные в данном произведении – это снимаемые ферматы, не связанные с дальнейшим изложением музыкального материала. Они требуют прекращения звучания после истечения их длительности.

6. Донести до слушателя то, что хотел показать композитор, прочувствовав данное произведение. А именно – красоту природы, изящность яблоньки и щедрой весны. Художественная передача образа требуется как и от дирижера, так и от всего хора.

 

Заключение

Хоровая миниатюра «Яблонька» является сложным и воспитательным произведением, в котором юные хористы учатся совершенствовать свои вокально-хоровые навыки. Произведение помогает обрести чувство художественной меры. Так же уважающий себя музыкант должен знать о композиторе, эпохе написания произведения, стиле автора и особенности его исполнительского языка, чтобы наиболее полно и точно представить произведение на суд зрительного зала, к чему должен стремиться каждый дирижер.

Задачи, которые ставит дирижер перед хором при изучении этого хорового сочинения, несомненно, раскрывают хоровые возможности исполнителя и его творческий потенциал.

 

Список использованных источников:

1. Живов В.Л. «Исполнительский анализ хорового произведения» М.1987.

2. Романовский «Хоровой словарь» М. 2001.

3. Келдыш А. «Музыкальный словарь», М. 1980 г.

4. Мазель Л.А. «Анализ музыкальных произведений», М.«Музыка» 1967 г.

5. Богданова А. Очерк о жизни и творчестве М. А. Парцхаладзе Монография, М. 1985 г

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь