Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и способы их преодоления



Вокальная - хоровая техника состоит из комплекса навыков, один их них -держать строй. В мелодическом (горизонтальном) строе трудностью будет интонирование минорного и мажорного лада.

Минорный лад неустойчивый, "ползучий " за счет того, что 1я ступень в нем -неустойчивая, и все звуки t5/3 тоже неустойчивы.

1я - ступень в мин. ладу интонируется высоко

2я-тоже высоко

3я- низко

4я- в ↑движении -высоко, в ↓нисходящем -низко

5я- звучит высоко

 6я-низко

7я-низко .

Во второй части происходит отклонение в параллельный D-dur.

    Устойчивость интонирования тоники (1 ступени) в мажоре, высокого исполнения VII ступени -вводного тона, V ступень исполняется устойчиво, III ступень должна быть достаточно, высокой, чтобы обеспечить мажорность тонического трезвучия, но, в зависимости от ладовых условий, следует пользоваться, более или менее высоким интонированием III ступени. Стоит обратить внимание на интонирование повторяющегося звука, т.к. появляется не точность в пении. Восходящая б2 и нисходящая м2 наиболее трудные интервалы для интонирования. Нужно избежать пения в низкой позиции и пения с подъездами. Полутона диатонические интонируются широко, а хроматичнские -узко. Нужно помнить, что любой скачок в мелодии –сложность (такты № 3, 4,11).

 

В произведении преобладает пение в большую терцию и это уже является трудностью для детей. Следует научить их строить чисто этот интервал, слушать мелодическую линию. Этому могут помочь распевки в два голоса.

В гармоническом (вертикальном)строе нужно следить за звучанием интервалов и аккордов в их последовательном движении. В произведении применяются в основном консонансные аккорды.

При выстраивании созвучий хормейстер нужно определить роль и значение в гармоническом движении: заключительный - тоническое трезвучие, обычно требует спокойной, устойчивой интонации, а функционально неустойчивые такие как II7 требует более острой интонации, предполагающей последующего разрешения.

Для хорошего строя чрезвычайно важны два условия:

а) необходимость предварительной настройки (задавание тона хормейстером);

б) необходимость постоянного активного вокально-слухового (интонационного) контроля в пении участниками хора и дирижером.

 

В процессе работы над средством выразительности в данном произведении возникает необходимость работы над ансамблем.

Динамический ансамбль в партиях особо важен. Он требует не только слухового контроля, но и технического.

 Нужно, чтобы каждая партия слушала друг друга и на унисонах смягчали динамику. При выравнивании аккордов в гармоническом ансамбле, необходимо обращать внимание на унисоны и октавно-унисонные удвоения, которые могут нарушить динамическое равновесие(такты № 5, 8,17)

Удвоение голоса следует петь тише, а из общего ансамбля выделять найболее важные звуки. В частности терции.

 Так как фактура, в большей степени, мелодико-гармоническая, каждая партия должна быть одинаково слышна. Но все же партию сопрано стоит немного выделить, так как там звучит мелодия. За исключением двух тактов, когда тема передается альтам (№ 7, 9).

 В динамическом ансамбле нужно установить динамическое равновесие в неподвижных нюансах. Когда звук будет выровнен, можно будет переходить к работе над ансамблем в выполнении подвижных нюансов.

В работе над тембровым ансамблем следует подчеркнуть различные окраски партий. Сопрано должны быть звонкими, преобладать по силе, но ни в коем случае не по напряженности. А альты должны отличаться глубиной и бархатностью звучания.

Дикционно-орфоэпический ансамбль так же играет не маловажную роль. Хорошее произношение помогает добиться яркого звучания, активизирует дыхание, то есть от дикции зависит вокальная сторона исполнения и отчетливость подачи текста исполняемого произведения.

Дикция - навык правильного, грамотного и отчетливого произнесения литературного текста в пении. Текст должен быть четким и понятным. Коллективное пение предполагает одновременное и одинаковое произношение слов, а так же единую для всех певцов хоровой партии и хора в целом манеру произнесения текста. В конце фразы слоги должны быть открытыми и заканчиваться на гласную. Однако, если слово заканчивается согласной, то ее необходимо перенести к началу другого слова или же слога. (Если в произведении такого примера нет, то сия строка не уместна?)

Стоит обратить внимание на свистящие и шипящие звуки («росы», «ушли»). Эти звуки нужно проговаривать близко к губам. Так же необходимо утрированно произносить букву «р» («предрассветной ранью», «красавица», «ветры грозовые»).

Помимо этого, наиболее часто встречающийся недостаток – нечеткое произношение окончаний слов: предрассветной. Следует заметить, что почти все окончания заканчиваются гласными. Следует заметить, что почти все окончания заканчиваются гласными.

Сложность дикционного исполнения связанна с метроритмическим рисунком. А именно при исполнении пунктирного ритма (такты № 6,8,13) и чередования восьмых и шестнадцатых длительностей (такты № 1,2).

Метроритмический ансамбль включает в себя все моменты связанные с темпом, ритмом, метром хорового произведения и  подразумевает одновременное вступление и снятие всех партий, чёткое ощущение метра и внутридолевой пульсации. В данном музыкальном сочинении используется зачастую один ритмический рисунок и не правильное вступление и исполнение голосов может привести к нарушению звучностей вертикалей. Для этого дирижёр должен давать чёткую схему и высчитывать пунктирный ритм, чтобы было ощущение внутренней пульсации.

Так же для создания образа нужно добиться хорошего темпового ансамбля. Основная трудность метроритмического ансамбля в данном произведении - одновременный переход от аккорда к аккорду, одновременное снятие и вступление. Это достигается с помощью четко и совместно произнося буквы. Встречаются агогические отклонения (poco rit. ит. постепенно замедляя 18 т.). Также во время исполнения crescendo и diminuendo возможно непроизвольное ускорение или замедление. Можно предложить хору исполнить произведение на слог «ку», «ду». Пение на эти слоги способствует выработке одновременного произношения. Поэтому чрезвычайно важен четкий жест дирижера, его постоянный контроль.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь