Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ораторское искусство в Древнем Риме



Под влиянием греческого ораторского искусства начинает развиваться риторика в Древнем Риме. Расцвет римского красноречия приходится на I век н.э.

Самым крупным теоретиком и практиком ораторского искусства Древнего Рима был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. н.э.). Риторический стиль Цицерона: выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении, ритмически оформленных периодов, обильное (но не чрезмерное) употребление риторических украшений, отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов. Его трактаты: «Об ораторе», в котором автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа; «Брут, или О знаменитых ораторах» – история красноречия; «Оратор» – разработка вопроса о лучшем стиле и теоретическое обоснование собственного идеала. Красноречие есть одно из высших проявлений нравственности человека. Наилучший оратор тот, кто своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление, – подчеркивал Цицерон. Критерием эффективности и целью красноречия считал одобрение народа.

Марк Фабий Квинтилиан (35-96 гг. н.э.) руководил первой государственной риторической школой. Его труд «Двенадцать книг риторических наставлений» (или в другом переводе «О воспитании оратора») – энциклопедическое изложение теоретических основ и практического опыта в области красноречия. Основным критерием хорошей речи считал меру выражения, к чему должен стремиться каждый говорящий. Квинтилиан превозносит ясность, чистоту, правильность и соразмерность слога, украшения же могут выполнять свою функцию в том случае, если соответствуют предмету речи и цели выступления.

Если для греков главное в риторике – искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. В средневековье риторика становится искусством украшения речи. С этого времени она обращена не только к устным, но и к письменным текстам. Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать её теорию, элементы которой используются и в наши дни, стали создавать методику обучения.

Интерес представляет риторика средних веков и эпохи Возрождения. Основным видом было духовное красноречие. Служители церкви должны были пересказывать религиозные догматы, толковать библейские легенды, воспитывать прихожан в духе смирения и покорности. Основным методом влияния на слушателей становится не убеждение, а внушение. Начинает развиваться гомилетика – наука о христианском церковном проповедничестве.

К числу знаменитых религиозных проповедников относят архиепископа г.Кесарии в Малой Азии Василия Великого (ок. 330-379); епископа Константинополя Иоанна Златоуста (ок. 350- 407), Григория Богослова (329-389); епископа г. Гиппон в Северной Африке Августина Блаженного (354-430), испанского архиепископа Исидора Севильского (560-635); англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного (673-735). Большое влияние на искусство слова оказали Конфуций в Китае; Будда в Индии; пророк Мухаммед в Медине; Михаил Псёлл в Византии и др.

C появлением средневековых университетов в XI – XII веках зарождается университетское красноречие. Господствующее положение в науке занимала схоластика (от греч. scholastikos – школьный, учебный), религиозная философия. Наиболее характерными чертами её было стремление опираться на церковные «авторитеты» и полное пренебрежение к опыту. Свои доказательства схоласты черпали из «священного писания».

Самое яркое выражение схоластика нашла в сочинениях католического богослова XIII в. Фомы Аквинского, заявившего, что всякое познание является грехом, если оно только не имеет своей целью познание Бога. Наука находилась в кругу авторитета и традиций. Догматизм, цитатничество, погоня за внешней формой, игра логическими понятиями становятся основными приемами схоластической риторики.

Зарождение капиталистических отношений в недрах феодальной формации оказало огромное влияние на развитие всей культурной жизни стран Западной и Центральной Европы. Начинается новый этап в развитии мировой культуры – Возрождение. Главным становится гуманизм (от лат. homo – человек, humanus – человеческий). На первый план выдвигается человек как личность. Ценятся его ум, воля, способности, нравственные качества, утверждается красота и достоинство человека, сила его разума и энергии. Большой вклад в развитие гуманистической риторики эпохи Возрождения внесли в Италии Франческо Петрарка, Николай Кузанский; Эразм Роттердамский; Николо Макиавелли и др.; во Франции – «Логика Пол-Рояля», созданная А.Арно и К.Николем; «Тетради» Поля Валерии; «Старинная риторика» Ролана Барта.

Возрождение способствовало дальнейшему развитию ораторского искусства. Начинает развиваться судебное судебное, торговое, парламентское, военное красноречие. Риторика отходит от латинских учебных пособий, обогащается живой национальной речью. Ораторское искусство становится неотъемлемой частью культуры нового времени.

Во второй половине XX века начинается динамическое возрождение риторики. Развивается неориторика, или новая риторика как синтезирующее, междисциплинарное направление, разрабатываемое на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии.

Ведется большая исследовательская работа в области ораторского искусства, речевого воздействия. Во Франции: связь разработак в области новой риторики с деятельностью Ролана Барта; развитие метариторики, занимающееся теорией риторики и интерпретацией её понятий. В Италии: развитие неориторики в рамках литературной критики. Два направления новой риторики в Бельгии: 1) аргументативная риторика (Х. Перельман); 2) общая риторика («группа мю» из Льежского университета – Жак Дюбуа и др.). Сохраняются два аспекта научного поиска: 1) организация языкового материала в связи с проблемой аргументации (труды Х. Перельмана, Г.П. Грайса и др.); 2) развитие орнаментального раздела риторики – искусства украшения речи (работы Р.О. Якобсона, Т. Тодорова, Ж. Дюбуа, и др.).

Таким образом, история зарубежной риторики – это не только анализ становления и развития теории и практики ораторского искусства, но и попытка осмыслить влияние исторического культурного наследия на разработку различных аспектов риторики в дальнейшем.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь