Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Русское красноречие XI – XIX вв.
Истоками русского красноречия явилось устное художественное творчество народа, воплощающее знание в народную мудрость. Принципиально важным является положение о том, что история русской риторики начиналась не с трактатов, а с живого слова (сказания, поучения, легенды, проповеди, плачи, обрядовые речи и др.). По справедливому утверждению академика Д.С. Лихачева, «сама русская почва была хорошо подготовлена для создания искусства слова. Ко времени появления на Руси литературных произведений Византии и Болгарии на огромной русской территории было уже развито искусство устной речи». Сам термин «риторика» впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 г. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам панегирического (торжественного) и дидактического (учительного) красноречия. Каждой разновидности были свойственны своя тематика, язык, художественные средства. Разновидностями дидактического красноречия были «слова», поучения, «беседы» на темы христианской нравственности. Свойства памятников дидактического красноречия: невелики по объему; часто лишены каких-либо риторических украшений; писались или произносились на живом, разговорном древнерусском языке. Цели дидактических поучений и бесед: осуждение пороков – злобы, зависти, гордости, сквернословия и т.д. и прославление добродетели – трудолюбия, забота о семье, знания, смирения, кротости, богобоязненности. Памятники учительного красноречия: поучения Феодосия Печерского (ок. 1036 – 1074): «Слово о терпении и о любви», «Слово о терпении и милостыне»; «Поучение» Владимира Мономаха (1053 – 1125); «Моление» и «Слово» Даниила Заточника (XII или XIII вв.) и др. Истоками русского торжественного красноречия послужили произведения мастеров христианского эпидейктического красноречия: Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, Василия Великого. Цель торжественного красноречия – постановка проблем широкого общественно-политического или философско-богословского охвата: война и мир, оборона границ Русской земли, внешняя и внутренняя политика, борьба за политическую и культурную независимость. Наиболее характерный признак торжественного красноречия – злободневность. Памятники торжественного красноречия: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона (1037 – 1043); «Слово о князьях» (или «Слово похвальное на перенесение мощей святых страстотерпец Бориса и Глеба») неизвестного автора (2-я пол. XII в.); «Слово о Лазоревом воскресении» (XII в.). Развивается своеобразное военное красноречие: «Слово о полку Игореве» (XII в.). Обращение Игоря к своей дружине является примером военного красноречия. Первой русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617/1619 г.), состоящий из двух книг (разделов) – «Об изобретении дел» и «О украшении». В 1699 г. эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым. Уникальным явлением в русской языковой культуре XVII в. было красноречие протопопа Аввакума Петровича (1620/21 – 1682): «Книга бесед», «Книга обличений, или евангелие вечное», «Житие». Язык Аввакума: смесь книжного с разговорно-простонародным стилем; меткая речь, пересыпанная поговорками и пословицами, выразительными и живописными словами и оборотами. В эпоху петровских преобразований, в конце XVII начале XVIII века, появилось значительное количество риторик: «О риторической силе» Софрония Лихуда (перевод Козьмы Афоноиверского, 1698); «Риторика» Михаила Усачева (1699); «Риторическая рука» Стефана Яворского (16989, перевод Федора Поликарпова – 1705); риторики Андрея Белобоцкого; «Книга всекрасного златословия» Козмы Афоноиверского (1710); «Старообрядческая Риторика» в 5 беседах (1706-1712). Значительный вклад в теорию и практику ораторского искусства внес выдающийся государственный и церковный деятель, писатель, просветитель, сподвижник Петра I Феофан Прокопович (1681-1736): курс лекций в 10-ти книгах «De arte rhetorica» («О риторическом искусстве», 1706-1707). В латинской риторике «О поэтическом искусстве» Феофан Прокопович рассматривает содержание общей и прикладной риторик; виды общественных речей, входящих «в круг науки ораторской»: 1) эпидейктические речи; 2) военное красноречие; 3) убеждающее красноречие; 4) писание писем; 5) дипломатическое красноречие; 6) история; 7) церковно-полемическое красноречие; 8) церковная гомилетика; 9) история церкви. Развитие русского красноречия в Новое время, XVII – XVIII вв., связано с деятельностью Василия Кирилловича Тредиаковского (1703-1768), Александра Петровича Сумарокова (1717-1777), Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). С именем М.В. Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова: учебник риторики по-латыни «Artis Rhetoricae praecepta» 1734 г., а также первая научная русская риторика «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» 1743 г. и «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки» 1748 г.). В «Риторике» ученый существенное внимание уделяет истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией». В его работах необходимо обратить внимание на определение риторики как искусства убеждать и даже переубеждать; на пристальное внимание не только к логической аргументации (силлогизмам), но и к психологии доводов, выявлению причин; на ориентацию не только на произнесенное (а потом записанное), но и на письменные образцы публичной речи; на ориентацию формирования национального языка во всем его стилистическом многообразии; на ряд наблюдений, касающихся связи между содержанием убеждающей речи и наиболее эффективной формой её языковой реализации. «Риторика» М.В. Ломоносова определила развитие ораторского искусства в России не только в XVII в., но и в последующие периоды. Конец XVIII – начало XIX в. характеризуются симптомами приближающегося кризиса общественной феодально-крепостнической системы, первыми попытками социальных реформ. Характерная черта этого времени – нарастающий интерес к конфронтационному красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. В это время сложилась риторическая школа Российской Академии, а затем и университетская школа красноречия. Заслуживает внимания работа известного государственного и политического деятеля «Правила высшего красноречия» (1792) Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839), известные в рукописи, созданного на основе лекционного курса, который он читал в 1792 г. в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге (в 1844 г. рукописи были опубликованы). Особое значение М.М. Сперанский придавал эмоциональности речи, описанию экспрессивности в слове и анализу природы «страстей»; стилистике индивидуальной речи, изложил собственную концепцию теории слога, в чем проявилась самобытность его сочинения. Влиятельным филологом своего времени был А.С. Никольский (1755-1834). Им были написаны «Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах» (1790 г.), «Основания Российской словесности. Риторика» (1807 г.). Автор характеризует особенности прозаической, ораторской и стихотворной речи; классифицирует слог в зависимости от разновидностей речи (разговорный, письменный, учебный, философский, исторический, баснословный, романтический, ораторский, театральный). Иван Степанович Рижский (1759-1811), первый ректор Харьковского университета, впоследствии академик, пишет «Опыт риторики» (1796). Свои представления об ораторском искусстве он связывает с проблемами стилистики и правильности речи. Достоинством риторики И.С. Рижского является непосредственная связь с языковой и сочинительской практикой деятелей XVIII века (поэтов, прозаиков, ученых). Итак, в конце XVIII – начале XIX вв. появляется термин словесность. Две науки составляли словесность: грамматика и риторика. Первая половина XIX века считается временем расцвета русской риторики. Основной пафос появляющихся риторик был направлен на определение принципов организации прозаических текстов, всей сложившейся художественно-речевой практики. Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830), профессор Московского университета, занимавший кафедру российского красноречия и поэзии, в своей «Краткой риторике, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических» (1809) первым представил многообразие родов и видов словесности: письма, диалоги, учебные сочинения, история (характеры, биографии, романы, подлинная история), речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические). Автором популярных учебников «Общая реторика» (1-е изд. – 1818г.) и «Частная реторика» (1832 г.) был Николай Федорович Кошанский (1781-1831), филолог, переводчик, профессор русской и латинской словесности Императорского Царскосельского лицея. Риторика, по мнению ученого, есть наука изобретать, располагать и выражать мысли, отсюда три раздела в «Общей риторике»: «Изобретение», «Расположение» и «Выражение мыслей». «Частная риторика», основываясь «на правилах общей риторики, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, цель, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки». Истинно красноречивым, по мнению Н.Ф. Кошанского, «может называться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели» [Аннушкин 2002: 306]. Значительный вклад в развитие теории риторики внесли Н.И. Греч (1787-1867), В.Т. Плаксин (1796-1869), А.И. Галич (1803-1848), К.П. Зеленецкий (1812-1857) и др. В 60-х годах XX в. после проведения судебной реформы 1864 г. начинается бурное развитие русского судебного красноречия. Речи выдающихся русских юристов – П.А. Александрова (1838-1893), С.А. Андреевского (1847-1918), А.Ф. Кони (1844-1927), Ф.Н. Плевако (1842-1908), В.Д. Спасовича (1829-1906), Н. И. Холева (1858-1899) и др. – обладали огромной силой воздействия, приковывали внимание широкой общественности. Академическое красноречие представлено именами виднейших ученых: И.С. Сеченова, Д.И. Менделеева, В.О. Ключевского, К.А. Тимирязева, С.П.Боткина, И.В. Склифосовского. Со второй половины XIX в. начинается упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической мысли становится изучение художественной прозы и поэтических форм речи. Появляется новый предмет – «Теория словесности». Таким образом, как самостоятельная учебная дисциплина риторика ко второй половине XIX в. оказалась утраченной. Дальнейшее развитие теории словесности приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина риторика. После 1917 г.делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова, в котором принимали участие лингвисты, литературоведы и мастера театра: Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгарт, Л.П. Якубинский, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский и др. Преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора. Впервые была описана пропагандистская речь. В 20 – 70-е гг. XX в. ученые (Л.В. Щерба, Б.А. Ларин, Г.О. Винокур, В.И.Чернышев, Д.Н. Ушаков и др.) в основном занимались проблемами культуры речи, которая понималась как этика речевого поведения и речевое мастерство. Культура речи как научная дисциплина развивалась преимущественно в пределах ортологического направления. Внимание к проблемам ораторского искусства со стороны ученых и общественности начинает проявляться в 70 – 80 гг. в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды были опубликованы труды С.С. Аверинцева (Риторика как подход к обобщению действительности, 1981); Ю.М. Лотмана (Риторика, 1981); Ю.В. Рождественского (Проблемы риторики и стилистической концепции В.В. Виноградова, 1981; Риторика и стиль, 1984); В.И.Аннушкина (Первая русская «Риторика» начала XVII в., 1985) и др. Сегодня актуально звучат слова Ю.В. Рождественского: «История общества показывает, что процветание общества зависит не от экономики и техники и даже не от общей культуры, а от культуры слова. Поэтому мудрые правители образуют процветание общества только устройством речи для создания творчества во всех областях жизни» [Рождественский 1995]. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы