Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О замысле театрализованного концерта. И не только о нем



Хочу напомнить: разговор о замысле и его значении для режиссера мы начали с вами, когда речь шла о постановке дивертисментного (сборного) концерта. Тогда же я предупредил, что продолжу беседу, когда речь пойдет о замысле театрализованного концерта.

Начну с того, что режиссерский замысел театрализованного кон­церта-представления - одновременно и замысел драматургический. Именно он является не только основой драматургии, но и подсказывает и определяет построение действенной линии концерта-представления.

Вообще, должен заметить, что нахождение замысла будущего дей­ства - один из самых важных этапов творческой работы над его созда­нием, поскольку на основе замысла возникает общее видение, общая режиссерско-авторская концепция. Воплощение же замысла, постановка, в данном случае театрализованного концерта-представления, - во­прос профессионального ремесла, в высочайшем смысле этого слова, и знания законов и особенностей «условий игры» эстрадного искусства.

Вы уже знаете, что режиссерский замысел рождается в процессе поиска действенного сценического решения концерта (представления, спектакля), в процессе уточнения его темы, идеи, формы и т.д.

Но не надо забывать, что поиск образного решения есть процесс

творческий!

Л                         Заметки на полях. Ещё немного теории

В теории искусства творческий процесс имеет три этапа:

• познание и творческая переработка впечатлений, знаний;

• возникновение художественного замысла;

• реализация замысла, его воплощение в произведение искус­ства.

Поиск и нахождение режиссерского замысла начинается с процесса познания, изучения, анализа всех предлагаемых обстоятельств пред­ставления (концерта, спектакля): темы, сбора и изучения документов, фактов, литературы, иконографии и других материалов, связанных с со­бытием, во имя которого ставится представление - то есть с изучения предлагаемых обстоятельств и изучения условий и возможностей его практического осуществления (так же, как и при постановке концерта: (^наличия творческих сил, особенностей сценической площадки и т.д.).

В искусстве познание не есть только одновременное накопление и осознание всех исходных данных. Оно имеет определенную действенную цель: возникновение режиссерского замысла будущего художественного произведения. Поэтому в результате процесса познания, в результате целеустремленного и целенаправленного действия художника и его осознания возникает образное видение не только художественного за­мысла, но и его реализации. Конечно, еще в начале процесса познания у режиссера имеется представление о будущем произведении. Иначе процесс познания будет идти без руля и без ветрил. Возможность пред­видеть желанную цель, представить себе результат своей деятельности обостряет и усиливает способность человека отбирать из множества случайных связей и впечатлений именно те, которые необходимы для решения поставленной им перед собой задачи. Например, художник-живописец, прежде чем написать задуманную картину, длительное время собирает материал, изучает быт и нравы, костюмы, пишет бесчисленное множество набросков, этюдов, проникает в сущность социальных чело­веческих отношений и т.д. И только тогда, когда под влиянием собранно­го и изученного материала возникает в его сознании, пусть поначалу не очень подробное, зримое представление, видение будущей картины, он приступает к ее написанию, то есть приступает к воплощению задуман­ного. Конечно, это не означает, что все им накопленное будет изображено на полотне. Но он никогда не жалеет о потраченном времени, так как все изученное и собранное в предварительной работе дало ему возмож­ность создать картину, которая своим образным решением волнует лю­дей, будит их мысли и чувства. Вспомним какое количество зарисовок, набросков, этюдов, сделанных И.Е. Репиным во время его работы над картиной «Бурлаки на Волге» экспонируется в Государственном Русском музее рядом с этим шедевром художника.

То же самое, или почти то же, происходит и в творчестве режиссера, который для того, чтобы поставить театрализованный тематический кон­церт (представление, спектакль), должен проделать работу по изучению и накоплению материала с тем, чтобы у него возник замысел своего бу­дущего произведения.

Причем, для режиссера театрализованного тематического концерта начало познания, начало этого процесса в первую очередь обуславлива­ется познанием события, которому посвящается будущее произведе­ние и, конечно всех предлагаемых обстоятельств, связанных с этим событием и осуществлением будущего театрализованного тема­тического концерта. Ибо, процесс рождения замысла напрямую свя­зан с изучением, анализом всего, что имеет отношение к будущему дей-

ству.

О теме театрализованного тематического концерта

Итак, нам с вами нужно начать поиск замысла нашего театрализо­ванного тематического концерта. Естественно, что мы начнем с нахож­дения его темы и идеи.

Вы можете возразить, что она нам известна - 60-летие Победы. Ко­нечно, каждое событие, каждая знаменательная дата имеет свое содер­жание и свой неповторимый образ. Но само-то событие, в данном слу­чае - годовщина Победы, не однозначно. В нем и история войны, и бе­ды первых дней войны, и разгром немцев под Москвой, и Сталинград­ская битва, и Орловско-Курская дуга, и Брестская крепость, и фронт и тыл, и женщины на войне, и партизаны, и миллионы не вернувшихся, и Победа со слезами на глазах... Разве можно перечислить, все из чего складывались 4 долгих года Великой войны, 4 долгих года Веры и На­дежды.

А это означает, что режиссер-автор театрализованного тематиче­ского концерта не определяет существующую тему произведения, как это делает театральный режиссер, а ищет, находит и выбирает ее среди множества тем, заключенных в событии (а не выдумывает ее!).

Значит, для определения темы нашего театрализованного тематиче­ского концерта мало знать, какому событию он посвящается? Конечно.

84

Если вдуматься, то каждое, особенно историческое событие, по его значимости, по его сути многогранно и, как правило, содержит в себе множество тем. Разве событие - Победа народа в Великой Отечествен­ной войне помимо только что перечисленного, не содержит в себе и величие народа, одержавшего победу в смертельной схватке с фашиз­мом, и героизм тыла, и подвиг городов-героев, и память о тех, кто на­всегда остался молодым, и веру в Победу?.... Это перечисление можно продолжить. Причем, каждое из этих слагаемых, по своей значимости может стать темой театрализованного тематического концерта в День Победы, посвященного ее годовщине. Например, «Подвиг солдата», или «Война и дети», или «На море и на суше», или «Тыл - фронту» и т.д.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь