Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Заметки на полях. Еще два совета.



Первый . Все это необходимо знать, но запоминать необязательно. Существует способ, прием составления порядка номеров, значительно облегчающий эту работу, освобождающий режиссера от необходимости

«держать это в голове».

На каждый номер будущего концерта режиссер заводит небольшую карточку, куда заносит все данные о номере: название, жанр, количество участников, метраж, протяженность, аккомпанирующий состав, сидят они или стоят, состав инструментов, реквизит, оформление, костюмы и дру­гие особенности номера. Пользуясь этими карточками, режиссер начи­нает раскладывать своего рода «пасьянс». Сначала карточки делятся на номера первого и второго отделения (если в двух отделениях). Потом определяют начало концерта и номер, завершающий весь концерт, за­тем конец первого отделения, и начало второго. А уж потом подбирается порядок номеров внутри каждого отделения в поисках лучшего варианта. Бывает и так, что какой-либо намеченный номер в первом отделении лучше будет восприниматься во втором отделении и наоборот. И тогда карточки переставляются.

Такой способ не только технически облегчает работу - переложить карточку с одного места на другое значительно проще, чем каждый раз переписывать порядок заново, но и дает возможность все время соотносит  поиск порядка номеров с замыслом концерта. Ибо при каждой новой комбинации возникает новое, наглядно зримое видение концерта.  Труд режиссера, ставящего концерт, - труд нелегкий. Если постановка отдельного номера требует от режиссера узкой жанровой специализации, то постановка концерта в идеале требует универсального знания законов творчества («условий игры») и существа разных жанров. Без боязни ошибиться можно смело сказать, что одной из главных, если  самой главной, особенностью режиссера концерта является синтетичность его труда, его профессии.

Второй . Нередки случаи, когда руководство (чаще всего Дворца, культуры, клуба) требует от режиссера обязательного участия в концерте всех коллективов и всех солистов. Понять такое требование важно. Ведь нередко концерт, особенно праздничный, - это, как прави-Но, и своеобразный творческий отчет художественной самодеятельности. Но показать в таком концерте кого-либо из ее участников несправедливо. Когда коллективов немного, у режиссера не возникает проблем. А если коллективов и солистов больше, чем достаточно? Тогда режиссеру следует, во-первых, ограничить количество произведений, исполняемых I Коллективами. Например, хору или оркестру исполнять не два-три произведения, а лишь одно. Так и поступают при организации торжественных концертов, идущих на сцене Кремлевского Дворца съездов. *  

Во-вторых, создавать из родственных по темам номеров, музыки или ПО другим признакам своеобразные сюиты. Так, однажды при постановке заключительного концерта сельской художественной самодеятельности России, состоящего из одного отделения, в силу сложившихся обстоя­тельств пришлось включить в концерт 48 (!) номеров различных жанров. По самым оптимистическим подсчетам такой концерт должен был бы длиться около 5 часов. Даже теоретически допустить такое было невоз­можно - никто из зрителей его просто бы не выдержал. Но и не включить какой-либо номер тоже было невозможно. Участников привезли со всех

Концов России.

Спасение пришло, когда номера стали «сбивать» в смысловые «сюи­ты». Например, среди номеров, привезенных в Москву, были: шумовой оркестр, два исполнителя на бересте, два танцевальных коллектива -один женский, исполнявший «Танец доярок», другой обычный с танцем «Коробейники», ансамбль ложкарей и имитатор с популярным тогда ори­гинальным номером «Утро в деревне». Семь номеров, которые шли больше 35 минут. К тому же в трех (ложкари, шумовой оркестр и танец «Коробейники») использовалась одна и та же мелодия русской народной песни «Коробейники». Как вы понимаете, такое в одном концерте вообще недопустимо. Тогда из этих номеров была создана своеобразная сюита-картинка «Утро в деревне». Не трудно догадаться, что ход был «подсказан» названием оригинального номера.

После сокращения отдельных кусков этих номеров получился номер на семь с половиной минут.

С самого начала на сцене располагался шумовой оркестр. Справа и слева от него стояли расписанные под хохлому табуретки (реквизит лож­карей). Начинал звучать пастушеский рожок участника шумового оркест­ра. Ему тут же отвечала соловьиная трель (береста). Ее подхватывал другой соловей, как бы ведя диалог. Из-за одной кулисы в противопо­ложную, проходила влюбленная парочка. Не успевали скрыться «соло­вьи», как раздавался бой часов (шумовой оркестр), и по радио женский голос произносил: «Доброе утро, товарищи! Местное время - шесть ча­сов». После этих слов снова звучал пастушеский рожок, из оркестра вы­ходил имитатор, исполняя только первую часть своего номера: кукарекал петух, квохтали куры, блеял козел, мычали коровы, лаяли собаки. На этом оставленная часть номера заканчивалась, так как вступал шумовой оркестр. Под исполняемую им мелодию «Коробейников», на сцену с рас­писными ведерками в руках «выплывал» хоровод девушек. Шел сильно укороченный «Танец доярок». И тут же выбегали «коробейники» (ложка­ри) и, одарив девушек разноцветными лентами и платками, быстро уса­живались на свои табуретки и подхватывали продолжающуюся мелодию. А когда ложкари начали новый куплет, на сцене, с разных сторон, появ­лялись озорницы (женская группа второго танцевального коллектива). Разыграв сценку «заговора», они убегали за кулисы и тут же возвраща­лись, но уже с парнями, чтобы исполнить под аккомпанемент образовав­шегося на глазах у зрителей оркестра (ложкари, шумовой оркестр и при­соединившиеся к ним баянисты двух танцевальных коллективов) укоро­ченный танец «Дробушки-топотушки». В этом же концерте было создано еще несколько подобных сюит-картинок, позволивших показать всех уча­стников за один час пятьдесят пять минут. К тому же концерт обрел нестандартную форму.

Естественно, что создание таких «сюит» требует специальных репе­тиций, которые постановщик проводит совместно с музыкальным руко­водителем и балетмейстером концерта.

Соединение разножанровых номеров по «сюитам» имеет еще одно достоинство. Оно дает режиссеру возможность создавать внутри концер­та интересные, выразительные, динамические сюжетно-тематические сценки, которые очень хорошо принимаются зрителями. И это неслучай­но. Ведь соединение номеров в сюжетно-тематические сценки, собст­венно, и есть обогащение их элементами театрализации.

Все, что сказано о композиции, целиком относится и к постановке театрализованного концерта. Конечно, в процессе раздумий над решением концерта, что-то извинится, что-то уточнится, а что-то возникнет новое.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь