Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Беседа одиннадцатая. О сценарии
Исходным моментом непосредственного воплощения режиссером театрализованного представления является его сценарий, в котором еще на уровне его создания учитываются все предлагаемые обстоятельства. Как правило, автором сценария театрализованного представления является сам режиссер. Создавая сценарий, он одновременно мысленно осуществляет его постановку. Уже тогда в сознании режиссера в какой-то мере возникает зрелищная картина будущего концерта. В силу ряда причин профессиональные драматурги* не пишут такие сценарии, и режиссерам приходится брать в свои руки перо. Такова особенность профессии режиссера театрализованного представления. Дело в том, что в этом виде сценического искусства первичным является не драматургический, а режиссерский замысел. Вернее, режиссерский замысел представления является и замыслом драматургическим. Именно он подсказывает пути драматургического решения представления, подсказывает и определяет, исходя из темы и идеи, построение его действенной линии. И даже, когда в силу разных причин режиссер сам не пишет сценарий, все равно, первоосновой сценария будущего театрализованного концерта является его режиссерский замысел. Драматург, знакомый с особенностями и законами театрализованных концертов, массовых представлений, — явление весьма редкое. Конечно, создание сценария - это сложный, не только логический, но и творческий процесс. Дело в том, что не так просто выбрать и выстроить из многих разнообразных компонентов стройную конструкцию, найти образное и композиционное драматургическое решение содержания события, которому будет посвящен театрализованный тематический концерт. Да, к тому же, как много раз справедливо подчеркивал А.П.Довженко, это «произведение... должно обладать в первую очередь действенностью, во вторую очередь - действенностью и в третью очередь - действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим». И все это режиссер-автор, как правило, начинает придумывать и писать, как говорится, «с чистого листа». И так каждый раз, когда ему приходится осуществлять постановку какого-либо театрализованного тематического концерта или представления. Я не ошибусь, если скажу, что каждый раз, когда режиссер-автор изучает новый для него пласт реальной жизни: содержание события, его идейную, нравственную, социальную сущность и значимость для будущего зрителя, - он невольно становится разведчиком, исследователем не только этого события, но и этой жизни. Правда, именно здесь подстерегает режиссера-автора опасность увлечься открывающимися для него новыми примечательными, неизвестными ему и будущей аудитории фактами, документами, свидетельствами, и «утонуть» в их обилии. Решающую роль в том, чтобы остаться «на плаву», играет режиссерский замысел будущего театрализованного тематического концерта. Именно режиссерский замысел, будучи путеводной звездой, определяет выбор и отбор необходимого материала, форму будущего концерта и многое другое. Поскольку в основе сценария будущего театрализованного тематического концерта лежит замысел режиссера, то, естественно, что он же и подсказывает не только пути драматургического решения сценария, но и определяет построение его действенной линии. А это означает, что создание сценария неразрывно связано с одновременным обдумыванием режиссером-автором будущей постановки театрализованного концерта. Иначе говоря, режиссерское решение театрализованного представления возникает на уровне создания сценария. Именно поэтому перед режиссером-автором открываются такие возможности, которых не знает режиссер традиционного театра. Таким образом, можно говорить, что, во-первых, единство сценарного и режиссерского творчества - одна из важнейших специфических особенностей профессии режиссера театрализованного тематического концерта. Во-вторых, нигде так не слиты взаимотворчеством режиссер и автор, как в современных театрализованных представлениях. Естественно, что специфика сценария театрализованного тематического концерта довольно четко проявляется и в ряде других особенностей. В основе содержания драматургии театрализованного представления - сценария, как правило, лежит реальное событие. По сути дела, сценарий театрализованного тематического концерта - это всегда художественное осмысление реального события жизни. Не ставя своей целью во всей полноте осветить вопросы, относящиеся к сценарному, драматургическому мастерству, к процессу создания сценария (тем более, что нет и не может быть рецептов его написания, и каждый раз это, до поры до времени, постижение неведомого), все же существует выработанная практикой некоторая последовательность этого процесса, не отрицающая творческий поиск режиссера-автора. Правда, эта последовательность - не догма. Нечего и говорить, что сочинению сценария, как и любой пьесы, предшествует большая предварительная работа. Тут и глубокое изучение и постижение особенностей события, по поводу которого режиссеру-автору предстоит создать театрализованный тематический концерт и, прежде всего, изучение документального, исторического, иконографического материалов. Тут и доскональное изучение всех предлагаемых обстоятельств, тут и поиск образного решения, сюжетного хода и многое, многое другое. Но поскольку, я веду речь о постановке театрализованного тематического концерта, то в этих беседах я буду затрагивать только те особенности сценария, которые непосредственно влияют на постановочную работу режиссера. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы