Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дыхательная гимнастика для снятия напряжения гортанной мускулатуры



1. Поворот головы влево, одновременно с глазами  – вдох, в исходное положение – выдох.

2. Запрокинуть голову назад – вдох, одновременно глаза поднимаются вверх; опустить голову на грудь – выдох, од­новременно глаза опускаются вниз.

3. Положить голову на правое плечо – вдох, в исходное положение – выдох. Затем – в левую сторону.

4. Руки сложены на груди, полунаклон вперёд – вдох (голова прямо), вернуться в исходное положение – выдох.

5. То же исходное положение, полунаклон корпуса назад – вдох (голова прямо), вернуться в исходное положение – выдох.

Упражнения делаются сначала беззвучно, затем – во время произнесения при каждом движении слова текста.

Все упражнения проделываются 4-5 раз. После каждого упражнения произносится проверочный текст. Все внима­ние фиксируется на ощущении мышечной свободы и ощущении звука в резонаторной полости.

Упражнения на тренировку дыхательной мускулатуры, со звуком

1. Руки на нижнебрюшных мышцах: произносить текст, подталкивая на ударных слогах руки вперёд.

2. То же, проверяя работу межрёберных мышц.

3. То же, проверяя работу поясничных мышц. (Эти упражнения создают ощущение опоры дыхания со зву­ком.)

Позы отдыха (расслабления)

1. Сбросить тело вниз, при наклоне плечи, руки, шея свободны.

2. Стоя, поникшая голова, плечи опущены (поза усталости)

3. Развалиться, раскинуться на стуле, откинув голову, рот открыт.

4. Сидя, свесить голову вниз. Руки мягко лежат на коленях.

5. Лёжа на спине, расслабиться. Проверить свободу шеи, плеч, рук, ног.

6. Стоя, голова мягко откидывается назад, рот полуоткрыт.

7. Сидя, опереться лбом о стол. Повернуть мягко голову вправо, затем влево. Во время поворотов тянуть звуки «М», «Н»

Рождение звука

Упражнение «ЦВЕТОК» (Из педагогической практики  А.И. Куницына)

(И.П. – исходное положение, З. – задание, И. – исполнение, Д. – дополнение)

Первый этап.

И.П.: группа образует круг, лицом к центру; ноги на ширине плеч, носки врозь; руки согнуты в локтях перед грудью, кисти свободно опущены; голова наклонена вперёд; плечи свободны; спина прямо.

З.: руки – лепестки большого цветка, который плавно рас­крывается, потом медленно и плавно закрывается.

И.: после плавного вдоха через нос (голова наклонена впе­рёд) – выдох, на котором негромко и протяжно произ­носится звук М-М-М... (губы слегка сомкнуты, нижняя челюсть свободна, верхние и нижние зубы не соприкаса­ются); одновременно со звуком М-М-М... кисти рук плавно совершают движение вперёд и вверх, но не выше лица, голова приподнимается; кисти раскрываются ладонями вверх, пальцы свободны – звучание прекращается; плав­ный вдох через нос; выдох – одновременно со звуком М-М-М... руки и голова движутся в обратном направлении и возвращаются в И.П. – звучание прекращается. Упражнение выполняется на счёт 8 (на 4 счёта – раск­рытие цветка, на 4 – закрытие); уровень громкости зву­чания М-М-М... одинаков на всем протяжении выполнения упражнения – негромко; при раскрытии «цветка» звук, зародившийся «в груди», как бы движется за кистями рук и увеличивается в объёме – раскрывается.

Д.: обязательное условие выполнения упражнения – введе­ние несложных предлагаемых обстоятельств: какой цве­ток, как пахнет, какого цвета лепестки, отчего происхо­дит «пробуждение» и пр.

Второй этап.

И.П.: группа располагается так же; ноги на ширине плеч; корпус наклонен вперёд, голова опущена; руки и ноги свободно.

З.: руки и корпус – лепестки большого цветка, который плавно раскрывается, потом закрывается.

И.: после плавного вдоха через нос – выдох, во время ко­торого протяжно звучит М-М-М...; одновременно с «мы­чанием» руки и корпус совершают плавное движение вверх – руки до положения «чуть выше головы», корпус и голова до положения «прямо»; затем руки, голова и корпус возвращаются в И.П.

Упражнение выполняется в среднем темпе на счёт 8 (на 4 – открытие «цветка», на 4 – закрытие); уровень гром­кости меняется: начинается тихо, с каждым счетом до 4 чуть громче, с каждым счетом от 5 до 8 – чуть тише.

Третий этап.

И.П.: группа располагается так же; в приседе, правая нога на колено; корпус собран «в комок», голова к колену; кисти рук свободно на полу ладонями кверху.

З.: руки, корпус, ноги – весь человек – лепесток огромного цветка, который плавно раскрывается вверх и тянется к солнцу.

И.: при выдохе, во время плавного «мычания», руки и корпус совершают движение вверх до полного распрямления, ру­ки выше головы, чуть вперёд и «тянутся к солнцу»; кор­пус прогибается.

Упражнение выполняется в среднем темпе на счёт до 12; уровень громкости меняется: начинается тихо, с каждым счётом до 8 чуть громче, потом затихает и сходит на нет.

Д.: упражнение может исполняться индивидуально, парно и в группе; нужно избегать отведения головы далеко назад, что провоцирует излишнее напряжение мышц шеи; необходимо следить за свободой плеч – они не должны подниматься; при возникновении трудностей в налаживании естественно­го звучания и нахождения звуковысотной «середины» до­пустимо задавать тон, пользуясь музыкальным инструмен­том: для низких мужских голосов – «си» большой октавы, для высоких – «до» малой октавы, для женских низких го­лосов – «си» малой октавы, для высоких – «до» первой.

После настройки звучания грудного резонатора настраива­ется верхний (головной) резонатор. Здесь также опасны спешка и переутомление. Залог успеха – в непринуждённости и ес­тественности звучания в наиболее благоприятном участке ди­апазона речевого голоса и в точности выполнения простых актёрских задач, которые пронизывают каждое упражнение и создают предпосылки для опосредованного, косвенного воздей­ствия на голосовой инструмент. При легко сомкнутых губах и свободной нижней челюсти (верхние и нижние зубы не смы­каются) звук М поочерёдно направляется в резонирующие зоны лица и головы – в зубы, в переносицу, в губы, в лобные пазухи, в темя, в затылок. Последовательность может изме­няться в зависимости от индивидуальных вибрационных про­явлений.

Высота тона избирается такая, чтобы студенту было оди­наково легко настраивать и головной, и грудной резонаторы: приблизительно два-три тона середины высотного диапазона. В начале формирования вибрационных ощущений следует дифференцировать настройку резонаторов, уделяя каждому из них специальное внимание. В дальнейшем надо стремиться к единому объёму звучания с максимальным использованием природных возможностей всей резонаторной системы.

 

Улучшение резонанса:

Упражнение «СПОР»

Один из участников упражнения предлагает другому что-либо взять, прочит в чем-либо помочь и т. п. При этом он произносит фразу: «НА-НА-НА-НА-НА». Второй участник отказывается, говоря: «НО-НО-НО-НО-НО». Тогда первый наста­ивает: «НУ-НУ-НУ-НУ-НУ», – второй ещё решительнее отка­зывается: «НИ-НИ-НИ-НИ-НЙ!!»

Кроме укрепления резонаторного звучания такое упражне­ние повышает действенность речи, дыхательную и голосовую активность.

Каждая пара студентов придумывает свои условия диалога, не совпадающие с условиями игры других пар.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь