Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Упражнение «Мыльные пузыри»
Представьте себе, что нужно сохранить летящий мыльный пузырь и не дать ему опуститься на землю. Это можно сделать, если надеть на руку мягкую пуховую варежку и осторожно, подставив её под опускающийся пузырь, приподнять его, направив вверх. Поднимает пузырь вместе с рукой гласный звук, соединённый с М или М': МУ, МО, МА, МЭ, МИ, МЫ или МЮ, МЁ, МЯ, ME, МИ. Упражнение помогает озвучивать гласные мягко, на середине звука, в максимально выгодной для резонирования позиции, найденной и подготовленной сонорными М и М'. Укрепив удобную позицию, можно переходить к более интенсивной атаке звука, заменив воображаемый мыльный пузырь воздушным шариком, а потом и мячом. Упражнения с закрытыми слогами (по типу: МУМ-МОМ-МАМ-МЭМ-МИМ-МЫМ или ЛЮЛЬ-ЛЁЛЬЛЛЛЬ-ЛЕЛЬ-ЛИЛЬ) позволяют активно привлекать к звучанию нижний резонатор, выравнивают звучание гласного двумя сонорными. Это особенно полезно женским голосам. Возможно применение и напевных упражнений с последующим переходом на речевое звучание. Для того чтобы выработанные в упражнениях навыки лучше закреплялись, в резонаторный тренинг вводятся тексты, обычно такие, в которых преобладают сонорные звуки. Вот небольшая группа описанных ранее упражнений, где вместо мычания введены короткие тексты. Упражнение «Феи» Текст взят из стихотворной сказки Е. Честнякова «Феи». Красавицы феи * Под звуки свирели Плясали и пели, И ели шумели, И реки журчали, И струны звучали: «Развеем печали», – Они нам сказали, Цветы говорили, Кивали, манили, Улыбки дарили И песни творили. Это упражнение направлено на развитие плавности, музыкальности речи, слитности произнесения звуков в слове, в поэтической строке. Оно укрепляет резонаторное звучание, полётность, округлость и мягкость речевого голоса. С его помощью можно добиваться устойчивости дыхательной опоры, эластичности работы ротового резонатора, всей артикуляционной системы. Такой широкий спектр возможностей возникает благодаря мелодичному, размеренному движению поэтической строки «Фей», обилию сонорных звуков, живому по видениям описанию праздника фей – мягкости их движений, негромкости и притягательности их пения, – а это с первых же звуков не допускает форсированности звучания. Произносится текст «Фей» с плавным перебрасыванием из руки в руку гимнастической палки. Ноги при броске расставлены широко и пружинят, колени чуть согнуты. Палка в полёте совершает восьмёрку: при броске палки правой рукой влево – кисть правой руки ладонью вверх, ловить палку левой рукой изнутри – кисть левой руки ладонью наружу. Момент соединения палки с рукой должен быть мягким, почти незаметным – лучше избегать хватательных движений. Подбрасывается палка при произнесении одной поэтической строки дважды: на «красавицы» и на «феи», на «под звуки» и на «свирели» и т.д. Бросок желателен на ударном гласном звуке слова. По амплитуде полёта палки броски разнятся – на главное слово в строке подброс выше. Можно рассказывать «Фей», используя вальсирование. Двустопный амфибрахий совпадает с ритмом вальса, и поэтому пластика танца становится особенной, музыкальной, «волшебной». Если упражнение исполняется группой, то следует стремиться к синхронности движений и к единству речевого звучания. В упражнения, формирующие у студентов навыки верного сценического голосоведения, насыщенное резонаторное звучание, полезно вводить физические движения. Прыжки, кувырки, движения рук, ног, корпуса – приучают речевой голос не терять наработанные профессиональные качества при исполнении материала любой длительности и сложности, помогают координировать звук и движение. Основное внимание в соединении речи с пластикой следует уделять упражнениям-этюдам с целенаправленной системой движений и игровыми ситуациями. Настройка голоса Бывают и такие голоса, которые хорошо слышны в театре на самом высоком или, напротив, на самом низком регистре, при полном отсутствии медиума (т.е. середины звукового регистра). Одних тянет вверх, отчего голос застаивается и напрягается до визга. Другие гудят и скрипят на низах. Насилие портит тембр, а регистр из пяти нот не даёт выразительности», – так писал К.С. Станиславский, характеризуя некоторые голоса профессиональных актёров. У юношей и девушек, приходящих в театральные школы, часто наблюдаются в одних случаях регистровая пестрота, неуравновешенность, в других – неяркость, вялость регистров. «Надо обладать настроенным инструментом, чтобы иметь возможность с предельной убедительностью и ясностью выражать мысли и чувства, составляющие сущность играемого образа», – отмечал Ю.М. Юрьев. Одним из серьёзнейших качеств «настроенного инструмента» (голоса) следует считать его способность выполнять любой интонационный рисунок в рамках широкого диапазона голоса. В работе над голосом немалая нагрузка приходится на воспитание и укрепление регистров: верхнего – для создания правильного посыла звука, его яркости, звонкости, полётности, нижнего – для объёмности звучания, опоры звука, тембровой насыщенности, динамической подвижности. Так как головной регистр легче проявляется на высоких нотах, а грудной – на низких, на начальном этапе тренинга у студентов в большинстве случаев более или менее отчётливо различаются два голоса – два тембровых звучания: один тяжёлый, неполётный, другой резкий, негибкий, срывающийся. Но какой же актёр захочет подражать купринскому герою из рассказа «Корь», о котором автор писал: «Читал же он самым неестественным, нутряным голосом, точно чревовещатель». Обязательно нужно добиваться качественного, тембрального единства на всем диапазоне звучания: от самых верхних до самых нижних нот. Исходным рубежом является определение «середины» голоса, присущей каждому человеку индивидуально. Именно здесь ощущается удобное для голоса смешанное звучание с вибрационными колебаниями в верхнем и нижнем резонаторах. При «смешанном» звучании важно, чтобы все положительные качества грудного и головного регистров были введены в действие. Добившись единства на нескольких индивидуально удобных средних нотах, можно постепенно переходить к звучанию выше и ниже «середины». Постепенное расширение единого тембрового звучания говорит о сглаживании регистров. Голос приобретает выносливость, полётность, насыщенность, как бы подкрепляется грудным и головным резонированием, что позволяет создать благозвучный тембр. Актёр получает возможность справляться с ролями любой голосовой трудности и достигать в них художественного звучания. Итак, под «смешанным» понимается такое звучание голоса, при котором чем выше по тону поднимается звук, тем активнее работает нижний резонатор, и чем ниже по тону опускается звук, тем активнее действует верхний резонатор. Происходит скрещивание грудного и головного механизмов звучания. В педагогической практике этот способ получил название «микстового» (mixtus – смешанный) звучания. При микстовом звучании происходит тембральное сглаживание регистров. Микстовый способ выравнивания регистров (микст) родился и получил широкое применение в практике ведущих вокальных педагогов. Целесообразность его использования в воспитании речевых голосов доказал теоретически и практически С.Волконский, утверждавший, что необычайно важно «опустить головные ноты возможно ниже и вогнать грудные возможно выше... Этим ... раздвигаются те естественные границы, в силу которых только высоким нотам принадлежит головной тембр и только низким принадлежит грудной». В процессе единения регистров студентам важно осознать и почувствовать, что с переходом от «середины» вниз по диапазону внимание к головному регистру повышается, активизируется головное резонирование. С переходом от «середины» вверх грудное звучание также не ослабевает. Помощь в координации головного резонирования с грудным приходит со стороны вибрационных ощущений. Немалую пользу при сглаживания регистров оказывает внутренний слух. Профессор Донец-Тессейр советует: «Чтобы сформировать звук, надо сначала его хорошо услышать внутренним слухом, представить его себе с полной ясностью. Если внутреннее представление ясно, то и голосовой аппарат чётко выполнит нужные для этого движения; если же представление неясно, то и голосовое воплощение будет неопределённым». Уделять внимание внутреннему слуху, развитию его необходимо на протяжении всех лет обучения. По характеру упражнения, направленные на укрепление микстового звучания голоса, делятся на три группы: а) напевные, б) напевно-речевые, в) речевые (названия условные, необходимые нам лишь в рабочем порядке). В них используются специально подобранные звукосочетания, слова и стихотворные тексты. Напевные упражнения помогают постепенному становлению микстового звучания, позволяют точно уловить совмещение головного и грудного звучания, выравнивают звучание гласных и согласных от звукосочетаний к фразам. Для тренинга этой группы упражнений необходим музыкальный инструмент. Напевно-речевые упражнения, в которых напевное звучание чередуется с речевым, дают возможность продуктивного перенесения навыков, достигнутых с помощью музыкального инструмента, непосредственно в речевое звучание. Речевые упражнения позволяют развивать и закреплять приобретённое в предыдущих упражнениях, пролагая путь к верному звучанию в отрывках, сценах, спектаклях. В процессе выравнивания регистров важно, чтобы ни в одной точке звуковысотного диапазона не было пропуска, регистровой «дырки». В воспитании объёма звучания хорошим помощником может стать рука. Например: исходное положение кисти руки – на уровне подбородка. С повышением тона рука понижается – чем выше тон, тем ниже рука, тем больше внимания к грудному звучанию. И наоборот: с понижением тона рука повышается – чем ниже тон, тем выше рука, тем активнее головное звучание. Все упражнения вначале лучше выполнять на среднем уровне громкости. Когда звук получит единое тембровое оформление и голосовые складки закрепятся в едином механизме функционирования по всему звуковысотному диапазону на среднем уровне громкости, тогда возможны изменения динамики звучания. Правильное пользование микстом помогает расширению звуковысотного диапазона без насилия над голосовыми складками. Крайние ноты диапазона легче «берутся» при миксте. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы