А что же с неженатыми и незамужними?
Безбрачие может быть временным или же распространяться на всю жизнь. В любом случае это — Божий призыв. Апостол Павел учит, что «неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1 Кор. 7:32), безбрачие дает возможность, чтобы люди «благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1 Кор. 7:35). У неженатых и незамужних есть выбор, которого больше нет у тех, кто в браке: посвятить все свои силы и время служению Богу.
До женитьбы, хотя мы с друзьями и были нагружены школьными и рабочими обязанностями, помню, я с огромной энергией старался посвятить каждую свободную минутку Господу и церкви. После выматывающего дня в школе или на работе мы свободно и с большим энтузиазмом собирались вместе, чтобы провести часть или всю ночь напролет в молитве. Иногда мы проводили все выходные, проповедуя вдали от дома. Нам не нужно было волноваться о домашних делах, ведь мы были не женаты и полностью посвящены Господу и Его работе. Это было самое плодотворное время.
Безбрачие не означает, что вы страдаете в одиночестве и изоляции. Иисус не вступил в брак, но все же сохранял идеальный баланс в Своей жизни. Когда Он был не с Отцом в молитве (что длилось порой всю ночь), Его окружали люди, кому служил Он или кто служил Ему.
Двойной фокус на Боге и на людях, показанный нам Иисусом, призван необыкновенным образом сформировать наш характер. Если безбрачие дано на определенный период, тогда оно подготовит человека к браку, развив сбалансированность в отношениях и по вертикали (с Богом), и по горизонтали (с людьми). Если безбрачие должно стать призванием на всю жизнь, то оно будет защищать человека, чтобы он не отвлекся на опасные вещи.
Одинок ли человек или уже вступил в брак — в любом случае необходима здоровая обстановка в семье. В своем письме Тимофею, неженатому служителю, Павел описывает тесные межличностные отношения, которые должны характеризовать неженатых людей. Павел называет Тимофея «сын мой» (1 Тим. 1:18) и наставляет его относиться к старшим, как к отцам, к молодым — как к братьям, к женщинам старше себя — как к матерям, а к женщинам младше — как к сестрам (1 Тим. 5:1, 2). Павел напоминает Тимофею, что его вера проистекает из веры матери и бабушки (см. 1 Тим. 1:5).
Безбрачие и семья — не взаимоисключающие вещи. На самом деле необходимо, чтобы они сосуществовали, удерживая безбрачие от превращения в нечто болезненное. Неженатые люди, лишенные активной семейной жизни, эмоционально и духовно уязвимы, потому что им недостает поддержки и духовного щита. С другой стороны, когда такие люди чувствуют надежный тыл в своей собственной или в «приемной» семье, они могут непрестанно служить Господу без развлечения.
Важность детей
Чудесно строить служение как семейная пара, но еще лучше, когда рядом с вами служат и ваши дети. Дьявол хочет, чтобы мы воспринимали детей слабыми и наша энергия и ресурсы уходили на заботу о них, а не на включение их как помощников в дело наполнения и обладания землей (см. Быт. 1:28).
Сто двадцать шестой псалом говорит об успешном сочетании семейной жизни, служения и городского благовестия. Он начинается с утверждения о необходимости строительства дома и безопасности города. Затем звучит предостережение: «Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали» (Пс. 126:2). Почему? Потому что все эти хлопоты не помогут построить дом или обезопасить город. На самом деле «возлюбленному Своему даю даже во сне» (Пс. 126:2; современный перевод).
Что же такого дает Бог? При помощи этого дара можно совершить даже то, что не удавалось колоссальными усилиями. Это дети! «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126:3; курсив автора). Пожалуйста, не упустите связь: Бог дает, и дети представлены как наследие от Бога.
Бог не сказал бы Адаму и Еве размножаться (рожать детей), чтобы покорить всю землю, если бы дети были недостатком, а не наградой. И Бог не говорил бы в этом псалме, что дети, как предполагается, будут строить дом и защищать город, если бы это было не так. Нам надо посмотреть на все по-новому. Дети — необыкновенное накопление, совершенно точно склоняющее жизненные весы в нашу пользу: «Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой!» (Пс. 126:4,5). Эта связь наследия и детей чрезвычайно важна.
Угроза для врага
Дети — стрелы в колчане, летящие прямо во врага. Здесь подразумевается и привлечение детей в служение. Этот псалом изображает детей как угрозу для врага, а вовсе не как бездонную бочку, куда уходят все ресурсы, и совсем не как главную причину беспокойства родителей.
Дьявол хочет, чтобы мы поверили: наши отпрыски слабы, уязвимы и неспособны драться. Если мы купимся на эту ложь, мы большую часть времени и энергии потратим, чтобы их защитить. Солдат, борющийся за стрелы в колчане (чтобы защитить свое оружие), вместо того чтобы бороться с их помощью, вскоре потерпит поражение.
Дьявол не желанный гость
Заметьте, что псалом завершается на ноте надежды: «Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (Пс. 126:5). Здесь мы видим переход от местоимения единственного числа к местоимению множественного — от слов «Блажен человек, который наполнил ими колчан свой» к фразе «Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах». Кто «они»? Речь идет о родителях и детях, плечом к плечу стоящих против врагов. Кто такие враги? Они не в доме, не в городе, а в воротах. Ворота города олицетворяют внешние пределы. Место дьявола там — вдали от наших домов и вне городов. Расстояние между домом и воротами равно полету стрелы, пущенной умелым лучником. Дети задуманы так, что могут участвовать в служении и особенно в духовной войне. Самое время освободить их! Просто посмотрите, что сказал Иисус, когда молился о детях:
«Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18:16, 17).
Полный круг
Чтобы освободить детей, позволив им участвовать в служении, нам необходимо видеть образ Божий, восстановленный в мужчинах и женщинах, так как обоим полам были доверены равные роли. Мужьям и женам нужно сильное переживание присутствия живого Бога, чтобы произошло восстановление. Благодаря этому пробуждению придет и сила для детей, когда Бог «обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал. 4:6), чтобы проклятие было удалено с нашей земли.
Сделать это нелегко — необходима обильная благодать. Чтобы узнать об этом побольше, в следующей главе мы вернемся к оскорбленной женщине, чья история открывала пятую главу. Ее жизнь — драматическое отражение того, в чем мы так нуждаемся, а развязка истории — живая притча о силе, ожидающей нас всех.
Глава 12
Ответ на вопрос «Почему?»
Женщина спросила: — Почему?
Она стояла в ожидании ответа. Она хотела знать, почему над ней так жестоко издевался ее отец. Почему у нее произошло раздвоение личности? Почему в ней по-прежнему кипит гнев? Почему она все еще сгибается под тяжестью негативного эмоционального багажа, хотя уже стала христианкой? Неужели Евангелие не может избавить ее от всего этого кошмара?
Эти вопросы имеют право на существование, потому что Евангелие — это Благая весть, а не просто добрый совет. Добрый совет — это когда банкир дает адрес Армии спасения (Армия спасения — религиозная филантропическая организация евангелического направления. По структуре напоминает армию: имеет офицеров и рядовых, которые носят форму. Основана Вильямом Бутом в 1865 году в Лондоне. —Прим. перев. ) несчастному, которого он только что лишил права выкупить дом. Благая весть — это когда он сообщает ему, что кто-то полностью выплатил сумму долга за дом да еще и оставил для должника миллион долларов!