Божьи повеления для мужчин
Женщины — другие, и Библия говорит, что ответственность за понимание лежит на мужчинах. В Книге Второзаконие мужу повелевается оставаться дома один год после вступления в брак, чтобы была счастлива молодая жена (см. Втор. 24:5). В Послании к Ефесянам говорится, что муж должен любить свою жену как свое тело (см. Еф. 5:28). В Евангелии от Матфея указывается, что мужчине необходимо оставить отца и мать и прилепиться к своей жене, пока они не станут одной плотью (см. Мф. 19:5). Они станут одним целым, когда станут новой личностью. Хотя они остаются двумя индивидуальными личностями, в браке двое становятся одним.
В любой ситуации ответственность за развитие приятной домашней атмосферы прежде всего лежит на мужчине, а не на женщине. Именно его Бог наделяет ответственностью сделать жену счастливой, любить ее, как он любит самого себя, и прилепляться к ней, пока не сформируется новая единая личность. Это единство настолько прочно, что, по мнению Бога, неделимо.
Потребность мужчины в женщине
Эти повеления представлены абсолютно недвусмысленно, потому что Бог видит в их соблюдении совершенную необходимость.
Очень важно подчеркнуть библейский взгляд на этот вопрос, потому что многие женщины борются с невероятным чувством вины, когда сталкиваются с серьезными проблемами в браке или семье. Они думают, что виноваты во всем, когда на самом деле мужья делят с ними ответственность за исход любой ситуации. Необходимо отбрасывать нездоровую и ложную вину.
Однако что же делать, если муж не идет на сотрудничество? Как можно его убедить и преобразовать библейскими истинами и принципами, приведенными в этой главе?
Два повеления — одно обещание
Одна из самых навязываемых идей состоит в том, что если страдающая семейная пара хочет восстановления отношений, они оба должны посетить консультанта и договориться следовать его советам. Все это хорошо в идеале, но вовсе не является самым простым способом восстановления брака.
Бог знал, что между супругами в такие критические моменты не будет хватать единства, поэтому, как может сделать только Бог, — Он предложил действительно работающее решение. Чтобы брак выжил, Он дал мужчинам и женщинам разные повеления, но одно обетование. Он сказал мужьям любить своих жен (см. Еф. 5:28), а женам — почитать своих мужей (см. 1 Пет. 3:1, 2). Любить и почитать — разные повеления, но они оба несут одно обетование: восстановление непокорного партнера.
Бог установил замечательный принцип: когда жена почитает мужа, который не покоряется Слову, этот муж будет меняться и станет послушным (см. 1 Пет. 3:1, 2). Бог также установил, что «пятна» и «морщинки» характера жены исчезнут без следа, когда муж примет решение ее любить (см. Еф. 5:22-25).
Это божественное устройство похоже на систему двойного торможения в машинах: если не срабатывает одно, то, для спасения автомобиля от аварии, в дело вступает второе. Для женщин важно быть любимыми. Для мужчин — чтобы их почитали.
Мужская жажда уважения
Больше всего мужчина нуждается в уважении, прежде всего — в уважении своей жены. Вот почему Бог говорит женам почитать своих мужей. Для мужчины любовь не так ценна, как уважение. Когда кто-то говорит о нем, как о человеке, достойном уважения, утоляется какая-то жизненно важная жажда, а по всей его душе разливается волна удовольствия. Вот почему он работает допоздна, терпит трудности и смело решает проблемы на работе, делая столько, что это не может вознаградить никакая зарплата. Он жаждет уважения, достигаемого всем этим трудом. Женщины — другие, потому что были сотворены не служить мужчинам, а служить вместе с ними, дополняя их.
Бог велит женам почитать мужей, потому что тогда мужья начнут делать для них все, что угодно, даже станут послушными Слову, против которого раньше восставали (см. 1 Пет. 3:1, 2).
Уважение со стороны жены — самое большое желание мужчины. Оно рождается вместе с ним в момент зачатия.
Каждый мужчина был зачат и выношен в течение девяти месяцев женщиной. Пока она кормит его грудным молоком и заботится о нем, он настраивает свой слух и разум на тон и мелодию ее голоса. Он делает первые шаги, и она направляет, поправляет и учит его. Он растет и все больше зависит от ее одобрения и ободрения. Хорошо видно, что уникальные отношения, развивающиеся у сына и матери, представляют собой более близкую и крепкую связь, чем то, что объединяет ребенка с отцом.
Когда мужчина женится, душевная ниточка, связывающая его с женщиной, уже крепкая, — для ощущения успеха одобрение и почитание со стороны жены становятся такими же жизненно важными, какими были со стороны матери, пока он подрастал. Вот почему Бог смело заверяет женщин, что они изменят своих мужей, если начнут им почтительно повиноваться. От почтения у мужчин сладко замирает сердце! Как никто не может жить без кислорода, так ни один мужчина не может продвигаться по жизни без хотя бы малой толики уважения.
Аврам и Сара
Два ярких примера этой потребности в уважении мы находим в двенадцатой и двадцатой главах Книги Бытие. Обе они — об Авраме и Саре.
Аврам поступил аморально, когда два раза солгал царям, представив Сару как сестру а не свою жену. Но в Писании нет ни одного упоминания о том, что Сара бесчестила Аврама, раскрыв всем его обман, хотя на кону стояло ее самое ценное достоинство: сексуальная чистота. Однако когда она стала подвергаться серьезной опасности, Бог вмешался и спас и ее, и Аврама.
Это соответствует образам, использованным в Первом послании Петра:
«Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу... Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Пет. 2:20, 25).
Петр рисует картину, как праведники терпеливо проходят через страдания, потому что Бог — Пастырь, заботящийся о нуждающейся овце, и блюститель безопасности, отгоняющий врага.
Следующий стих как раз обращается к проблеме жен, таких как Сара (затем названная Саррой), вынужденных иметь дело с непокорными мужьями (см. 1 Пет. 3:1-4). Подчинение — синоним почитания — представлено как способ их изменить. Более того, в качестве примера приводятся женщины Ветхого Завета, а ситуация с Сарой представлена первой.
Сегодня Аврам, позднее названный Авраамом, считается мужем необыкновенной веры, смелости и праведности. Интересно, как много из этих качеств — результат менее известного, но не менее героического поведения Сары? Без сомнения, ей нужна была вера, смелость и праведность, чтобы жить в языческих дворцах, где ее преследовали цари, а муж больше беспокоился о спасении своей шкуры, а не чести жены. Сара изменила Аврама, почитая его, хотя он этого не заслуживал и даже не ожидал. Работает!