Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из сего видится, что требуется постепенное восхождение на высоту добродетели, от низшаго к высшему, а не наоборот



ГЛАВА 11. Подробное разъяснение о первой степени Иисусовой молитвы

На второй день по приходе к нам старца я, непотребный, снова с послушником своим обратился к нему с прошением, чтобы он со всею подробностию разъяснил нам всё, относящееся к делу умно-сердечной Иисусовой молитвы - и, конечно, всего лучше от своего личнаго опыта, как известно, действующаго всегда, по-разительнее и влиятельнее, чем чтение книг.

Услышавши сие, старец снова засиял духовным светом от сердечнаго восторга, ибо не мог сохранить спокойствия при мысли о величии имени Иисус Христова и о тех действиях, какия оно производит в человеке, когда он носит его посреди сердца своего, что известно было старцу по опыту, и возрадовался он духом, видя возможность поделиться с ближними сокровищем небесным, которым обладал, потому что имел искреннюю любовь к ближнему своему.

Старец сказал:

- Похваляю, братие, ваше святое желание и молю Бога, да даст вам, по богатству славы Своея, утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися верою Христу в сердца ваша.

Прежде всего нужно сказать, что одно упражнение Иисусовой молитвою никак не состоится, если мы при этом не будем стараться, по силам своим, о исполнении всех заповедей Божиих. Исполнение Христовых заповедей действительно есть почва, на которой только и может произрасти спасительное древо Иисусовой молитвы. В противном же случае, то есть при произвольном нарушении Божественнаго закона, произойдёт то, о чём говорится в Писании: одною рукою созидать, а дригою разорять - что выйдет - один труд (Сир. 34:23).

- В частности же,- продолжал старец,- как мы и сами испытали в опыте жизни своей и не один или два раза, а почти ежедневно, нужно непременно хранить ко всякому ближнему искреннюю любовь.

Приступая к научению сей молитвы, нужно как стеною каменною оградить себя осторожностию, старанием и вниманием, чтобы как-нибудь не оскорбить ближняго своего - ни словом, ни делом, ни взглядом, ни мыслию, отнюдь не обращая внимания на его малый чин, звание и положение, хотя бы он был по состоянию и образованию самый последний. Напротив, к таковым-то ещё нужно оказывать большую и преимущественную любовь, здесь она может свидетельствоватся истинною и действительно нелицемерною, потому что высоких по положению в жизни людей,- богатых и славных - мы можем любит, имея в виду свою пользу, а здесь этого не имется в виду, и любовь бывает истинная, святая, совершенная.

Если же по нашей слабости и греховным привычкам и, что всего более, по невнимательности и разсеянности, оскорбим кого-нибудь из братий своих, то нужно употребить все зависящия от нас и возможныя средства непременно умиротворить его и спросить прощения и сделать его спокойным и мирным. Заметьте, сказал старец, это в молитве главное. Не соблюдая сего, не будете иметь успеха в молитве, хотя бы и годы пребывали в ней и днём и ночью. Это мы испытывали, добавил старец, во всю свою жизнь и из опыта выводим таковой закон и правило, что нужно связать себя непременным обязательством, и не как-нибудь легко или просто, но поставит его главным, коренным, существенным, чтобы никого никогда не оскорбить никаким действом. Пример этому видим в писании у св. Отец. Святой Иоанн Лествичник, описывая Александрийскую обитель и в ней знаменитаго Авву, сообщает, что там братия прежде всего обучались тому, чтобы не уязвить совести брата, а далее говорит, что между ними были утверждены некие тайные знаки, коими они напоминали друг другу о умном делании, даже и во время трапезы. Согласно сему пишет и св. Исаак Сирский: если хочешь быть умом своим в общении с Богом, то прежде всего постарайся о том, чтобы соделать милостивым своё сердце, ибо этим более другого мы можем уподобляться Отцу Небесному, как говорит и Спаситель: "будьте милосерды, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть" (Лк.6:36).

А св. Патриарх Иеремия о милосердии учит ещё сильнее. "Положим,- говорит он,- что кто-нибудь имел бы своим другом Самого Господа Бога, то само собою разумеется, что чрез это он имел бы своими друзьями и всех Небожителей".


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь