Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И Он же есть Источник жизни для всякой твари. Только в этом соединении безсмертный дух наш получает всецелое удовлетворение, котораго напрасно ищем в вещах мира сего, яко суетных.
Если высшее блаженство будущей жизни - по разуму церковных Учителей - будет созерцание Бога лицом к лицу и ближайшее, доступное для твари, единение с Богом или близость к Нему, то внутренняя молитва именем Господа Иисуса Христа есть к тому не только подготовка, но и предварительное вступление. Есть то, о чём говорит св. Апостол: "ныне видим Господа, якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу. Ныне разумеем отчасти" (1 Кор.13:12). Потому-то и говорится, что только соединение человека с Богом может удовлетворить коренным существенным потребностям человека и утолить его желание, ничем земным ненасыщаемое. Производство этой третьей степени молитвы действуется во внутреннейшей и глубочайшей стороне нашей духовной природы - именно в духе, который, проницая своим содержанием душевное чувство или сердце, делает всего человека духовным. От этого она и называется по преимуществу внутреннею молитвою и есть принадлежность далеко не многих людей. Первыя две степени молитвы не престают и здесь; но только их действие как бы подавляется, утончевается и одуховляется. Молитва совлекается от своих внешних одежд - на первой степени от телесной (от разных занятий), на второй от душевной (помыслов), и чистою входит в духовный сердечный храм, для духовнаго служения Господу Богу, как и священник, входя в алтарь для Богослужения, снимает своя обычныя одежды и облекается в священныя, так и здесь - слово престает, а ум, облекшись во всеоружие силы и ревности о Бозе Спас Своем и препоясавшись чистотою и святынею, стоит грозным воителем при дверях сердца, страхом и ужасом поражая всю сопротивнию силу, как говорит Божественный Давид: "воззре око мое на врази моя" (Пс.91:12). И ещё: "возглаголю врагом моим во вратах (сердца моего)" (Пс. 126:5). Собственно говоря, молитвенное действие одно, но на первой степени оно находится в области телесной, земной, чувственной, в которой пребывает вся видимая природа; на второй она переходит в мысленную часть души и по всему есть душевная, ещё духа неимущая, содержащаяся в разсудочной сил души. Но всякому видно, что на этих степенях молитвы наша Служба Господу есть внешняя, так как ещё совсем не затронута духовная, высшая сторона души, сущая в сердце. И если где, то именно здесь, на переходе от внешняго ко внутреннему, от материи к духу и бывает так называемая на нашем язык "прелесть". Сюда относятся все строгия запрещения святых Отцев - не искать прежде времени сердечнаго места, которое в своё ему время открывается не иначе, как только Перстом Божиим. А с нашей стороны требуется только добросовестный труд - в первых двух степенях молитвы, в несомненной надежде на Божие милосердие, что не оставит Господь смиреннаго раба Своего, но всенепременно ущедрит его даянием Небеснаго дара. Как и говорит Он во святом Евангелии "достоин делатель мзды своея" (Мф.10:10). Здесь творится новое рождение. Ум наш, по природе страстный, совлекается своих помыслов, какими был одеян, как одеждою покрывается тело или дерево корою, и бывает чист, как Небесный свет. А это делает его способным к соединению с Господом Иисусом Христом; и сие есть его последняя цель, для которой призвана к бытию вся разумная тварь, но уклонилась в лице праотца нашего Адама. Сердце наше на этой третей степени получает духовное оживление и освящение, потому что Источник святыни и всех духовных совершенств - Господь Иисус Христос - милостивно входит в него со всею Своею безконечною благостию и почивает на нём, как на престоле. Изображая сие, св. Апостол Павел говорит: "вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог, яко вселюся в них и похожду и буду им Бог и тии будут мои людии" (2 Кор.6:16). Ещё: "Христос в вас, разве только вы не искусны" (2 Кор. 13:5). Здесь видится вся справедливость учения святых отец, что именно молитва есть корень и основание всему духовному житию и всем его подвигам, трудам и исправлениям. Находясь вследствии ея в сердечном с Господом Иисусом сочетании, мы проникаемся Божественным светом и во свете лица Божия видим то, что сокрыто от обыкновенных людей; входим в непосредственное общение с духовным миром, живём и действуем там,- как говорит святой Макарий Великий,- и гражданствуем, хотя бы по внешнему виду и положению были малы и ничтожны. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы