Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эта вторая степень молитвы Иисусовой занимает в духовной жизни очень высокое место, потому что она уже завладела умом человека.



А ум, нам известно, не малое значение имеет вообще в нашей жизни. Наибольшая часть людей исключительно живёт умом, в особенности учёный класс. Хотя и направляют его по большей части не в ту сторону.

Эти две степени Иисусовой молитвы - словесная и умная,- как производимыя внешними силами души, повредить человека неправильным действием не могут, если только он не будет гордиться и презирать других. Гордость есть коренная причина всякой прелести, а смирение есть привлечение силы Божией. Если похвально, когда, человек пребывает в словесной Иисусовой молитве, то тем более, когда он возвысится и вступит в область души и займёт ея первенствующую силу - ум. Святой Апостол Павел говорит: "иные проповедуют Христа не чисто, а некоторые из корыстолюбия, но как бы ни проповедывали, я радуюсь, потому что так или иначе, а все-таки Христос проповедуется" (Фил. 1:18). Так и здесь - лишь бы только молитва была во имя Иисус Христово; Христос величается, сила Его прославляется и имя Его благовествуется.

Здесь ещё необходимо нужным видится добавить, что внимание при произнесении молитвы, то есть самое действие умной молитвы (произносимыя слова) нужно держать или пред собою, по слову Божественнаго Давида: "предзрех Господа предо мною, яко одесную мене есть" (Пс.15:8), или, что всего лучше, в груди, то есть грудной полости; а другой старец советует держать "в гортанном почувении" (ощущении), то есть в горле. Эти действия суть подготовка и приближение ко входу Иисусовой молитвы в сердце, что составляет цель всего молитвеннаго труда.

ГЛАВА 13. О третьей степени Иисусовой Молитвы

И вот мы, с Божиею помопцю, опять дошли до сердечной Иисусовой молитвы, откуда и началась наша беседа, когда да сидели на высотах гор. О действиях ея и о плодах там было говорено не мало. Теперь разве немного нужно поговорить о ея производстве. У святых Отец она называется умно-сердечною или же просто сердечною,- и они действительно не находят слов, чтобы восхвалять ея достоинство. Нил Сорский говорит о ней, что она есть источник всякаго добра, и, как сады напояваются водою, так она напоявает душу духовною полнотою. Всё Священное Писание Ветхаго и Новаго завета, все писания св. Отец, преподобных подвижников благочестия, своею последнею целию имеют именно сердечное соединение человека с Богом. Это крайняя степень желаний нашего богоподобнаго, безсмертнаго духа, которому так же естественно и свойственно стремится к Богу - Источнику своего бытия,- Иже и даде его, как телам вещественнаго мира тяготеть к центру Земли. Это та неудержимая, пламенная и ненасытимая жажда причастия Божия, которая томит сердце праведника в течении всей его жизни земной и которую так восторженно воспел Божественный псалмопевец (в псалмах 42, 63 и 143) и во многих других, и сие неудержимое стремление наше к Богу основывается и зависит от того, что дух наш родствен Богу и есть дыхание Его Божественных Творческих уст. Поэтому какая близость между дыханием и дышущим, такая же,- говорит Святитель Московский Филарет,- близость должна быть между Богом и нами. И как человек в естественном своём состоянии необходимо нуждается в пище и питии, принимая которые бывает здрав и способен на дела свои, так и в духовной жизни, когда чувствует в себе стремление и движение к Божеству, которое не иначе выражается, как только в молитве. И потому она есть самым делом восхождение к Богу; степени ея возвышения,- суть ступени приближения к Господу.

Без молитвы соединиться с Богом невозможно, а без этого соединения и наше спасение сомнительно, потому что естественная природа духа есть влечение к Божеству; удерживая эти духовную стремительность, мы движем всю свою духовную жизнь в безсодержательности и просто сказать в пустоте и разсеянности. А это что за жизнь?... Один только ея призрак. И истинная жизнь наша, в ея высоком значении, состоит именно в соединении сердца нашего с Богом, в Котором находится безпредельная полнота всех духовных совершенств.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь