Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кроме помощи Божией, прежде всего нужно усердное старание и прилежание.



Не леностно пребывай в этом упражнении,- сколько от тебя зависит; постоянно - днём и ночью, на всяком месте и при всяком занятии.

Даже если бы ты и всю жизнь, до кончины своей, пребыл в устном упражнении Иисусовой молитвы, то и в таком случае будешь в великом приобретении, потому что намерение твоё свято и Богу любезно; занятие твоё честно и досточтимо и труды многоплодны и спасительны. И блажен ты и добро тебе будет, потому что Бог не обидлив. Он даст тебе вкусить плоды трудов твоих или при смерти, или же после смерти, когда душа твоя, разрешённая от союзов плоти, будет восходить на Небо посреди воздушных мытарств, то действие молитвенное окружит её, как пламень огненный, и недоступна она будет мытоимцам и миродержителям - воз-душным князям ради всемогущаго имени Иисус Христова, а только издали стоя, будут в горести и отчаянии вопиять: "о калугере!* [греческое слово, означает "монах"] каковой чести ты сподобился от Бога и как счастливо избежал наших мучительных рук".

На этой степени Иисусова молитва называется трудовая, делательная, устная, телесная, как производимая телесными членами - устами и языком.

Здесь не смотрится ни ум, ни сердце, а только одно произношение спасительнаго имени Иисус Христова.

Нужным видится добавит и то, что при начале своём она по большей части бывает чрезвычайно трудная; не раз, а многажды человек приходит в безнадёжие, что не в силах приобрести спасительнаго упражнения, которое по временам настолько же бывает трудно, как разбивать молотом камни. Сердце делается жестоким, вся душа поражается нечувствием, возстаёт страстность с необыкновенною силою, а духовная область жизни закрывается как бы каменною стеною. Состояние безотрадное, томительное, страдательное. И его необходимо пережить, потому что оно неизбежно бывает со всяким, приступающим к сему великому делу - всего более ненавистному сопротивной силе демонской.

Перейдёт это страдание и опять наступит радостная пора. При всём том нужны труды многолетние, усиленные, постоянные.

Царствие Небесное нудится и только нуждницы восхищают е.

- Ну что,- возгласил старец,- поняли силу и действо Иисусовой молитвы на ея первой степени?

- Ей, Богу содействующу,- ответили мы.

- Аминь,- завершил старец.

Богу нашему слава!

ГЛАВА 12. О второй степени Молитвы Иисусовой

День провели в безмолвии, по обычаю своему. Когда-же наступил вечер и сели мы за трапезу подкрепить себя пищею, то снова просили старца, чтобы продолжил прерванную беседу о Иисусовой молитве. Старец же говорит: я очень радуюсь, видя ваше усердие и любовь к сладчайшему Иисусу. А ещё более радуюсь тому, что представляется мне случай и возможность передать Премудрость Божию и истину, сокрытую от сынов века сего, о чём почти мало знает в нынешния времена и монашеский чин людей. На второй степени молитва Иисусова называется умственною, или "умною" и, по действию своему, есть "душевная", потому что действуется с участием душевной силы разума или разсудка, называемаго во всех отеческих писаниях умом. Способ ея производства тот же: - она произносится устно, но только ум заключается или вмещается в словах молитвы. Это заключение ума в слова молитвы имеет, в духовном деле, весьма великое значение, потому что оно удерживает ум от парения. Известно, что ума никаким другим способом удержать нельзя, как только всемогущим именем Иисус Христовым.

Если и во всяком добром деле, то здесь во очию подвижник осязательно и ощутительно познаёт непобедимую силу всемогущаго имени Иисус Христова. Господь Иисус Христос есть Избавитель от греха всего рода человеческаго, и вот как во всём прочем, так и здесь видется Его всесильное избавление.

Без Него не можем творити ничесоже (Ин.15:5). Но произнося священные глаголы Иисусовой молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", и заключая ум в Сии слова, недостаточно этим одним ограничиваться и довольствоваться. Это будет лишь только одно наше человеческое действие.

Конечно, хотя это нельзя выразить никаким словом - сколько полезно, радостно и спасительно, но невозможно ощутить силы имени Иисус Христова. Нужно, чтобы ум, погружаясь в имя Иисус Христово, зрел в нём Самого Христа. Но как зреть? Во всех писаниях святых отец строго-настрого запрещается составлят умом какой-нибудь образ или представление или очертание, форму и фигуру.

Св. Апостол говорит: хотя мы и разумели Христа телесно, но отныне к тому не разумеем (2 Кор. 5:16). А духовно существо Христа невообразимо, и нам отнюдь недоведомо. Как бы не вообразили - всецело и всеконечно погрешим; вместо истины будем держать ложное.

Итак, поэтому нужно, чтобы ум, держась в словах молитвы, был совершенно голым, чуждым всякаго образа и мысли; само имя Божие и содержащаяся в нём безконечная, благодатная сила произведёт свойственное ей действие. Она освятит ум (хотя только ещё ум), удержит его от парения, просветит его разумение - особенно в Божественном Писании, прогонит его естественную тьму и ослепление. Просто сказать - ум озарится Христовым светом. Как сказано в Евангелии про святых Апостолов: отверзе им ум разумети писания (Лк.24:45).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь