Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос. Вопрос о языке художественной литературы. Можно ли рассматривать язык художественной литературы в качестве отдельного функционального стиля?



Отмечается специфичность языка художественной литературы, поскольку в нем концентрируется все многообразие остальных стилей. Именно поэтому многие исследователи исключают художественный стиль из системы функциональных. Такая точка зрения мотивирована следующими аргументами: художественная литература оперирует не только средствами литературного языка, в том числе разговорными, но и элементами общенационального языка, выходящими за рамки понятия «современный литературный язык»: просторечными, диалектными, жаргонными; возможно использование устаревших и индивидуально-авторских (окказиональных) языковых средств.

· Язык художественной литературы не включается в понятие «литературный язык» (это совершенно разные понятия);

· Язык художественной литературы многостилен, незамкнут; вбирая в себя другие функциональные стили, он в то же время не имеет специфических языковых примет;

· У языка художественной литературы особая, эстетическая функция, в силу чего его нельзя ставить в один ряд с другими стилями.

Аргументы в пользу признания самостоятельности художественного стиля:

· Эстетическая (духовная) сфера является одной из важнейших сфер человеческой жизни наряду со всеми остальными. Следовательно, это одна из сфер реализации языковых средств, выполняющих общественно значимую эстетическую функцию. Если же мы исключим язык художественной литературы из числа остальных функциональных стилей, то тогда следует признать, что эстетическая функция не является одной из функций языка, а это противоречит здравому смыслу.

· Художественная речь использует лишь отдельные элементы других стилей, но не выражает их стилистико-речевую системность. При этом элементы других стилей используются здесь в эстетической функции, а не в своем первичном назначении, как в стиле-источнике.

· Художественная речь, несмотря на яркое проявление в ней авторской индивидуальности, отличается достаточным единством речевой стилистической системности и специфики, которые четко отделяют художественную речь в целом от всякого другого функционального стиля.

Художественная речь при всей своей кажущейся стилевой пестроте, многостильности не является смешением разных стилей, так как все средства языка подчинены достижению единой эстетической цели, выражению поэтической мысли художника слова.
   Художественной речи свойственна метафоричность, образность разноуровневых единиц языка; здесь более, чем в любом другом стиле, используется синонимика, многозначность различных языковых элементов, и прежде всего – лексических.

Отличительная черта художественной речи – эстетически мотивированная

Еще одно свойство художественной речи - это основная черта художественной речи, которая объясняет природу воздействия поэтического слова на читателя.

Использование в художественной речи различных средств языка не имеет ограничений, и неисчислимо количество возможных комбинаций. Но все же прослеживаются определенные закономерности:

· В связи с повествовательной манерой изложения превалируют различные значения и оттенки форм прошедшего времени глагола. Разнообразны и значения будущего времени.

· Распространено употребление форм одного времени в значении другого. Изложение обычно ведется в разных видовременных планах.

· Преобладают формы совершенного вида как более конкретного в сравнении с несовершенным.

· Возможны все имеющиеся в языке формы лица и все личные местоимения. При этом личные местоимения обычно указывают на конкретный предмет, а не на абстрактное понятие, как, например, в научной речи.

· Обращает на себя внимание небольшое количество слов среднего рода с отвлеченным значением. В мужском роде преобладают конкретные существительные.

· В художественной речи в отличие от научной краткие прилагательные обычно обозначают не постоянные, а временные состояния и признаки.

Эмоциональность и экспрессивность в художественной речи проявляется в употреблении наиболее выразительных в эмоциональном отношении разноуровневых элементов языка. Экспрессия достигается за счет использования побудительных предложений с различными оттенками значений: побуждения, совета, просьбы, приказа, желания, пожелания и т.д.

Четыре основных закономерности художественного стиля:

· единство коммуникативной и эстетической функций;

· многостильность;

· широкое использование изобразительно-выразительных средств языка;

· проявление творческой индивидуальности автора.

Тем не менее каждая из этих примет не является специфической чертой художественного стиля и главным, определяющим фактором отбора и использования языковых средств остается их подчинение единой эстетической функции.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1965; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь