Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЦЕНА 3. ЗНАКОМСТВО ГАРРИ И ДОРИАНА



ГАРРИ (1)   Недурно, если дружба начинается смехом. И лучше всего, если она им же и заканчивается.

БЭЗИЛ (3)   Ты не знаешь что такое настоящая дружба, Гарри. Ты любишь всех, а любить всех – значит не любить никого.

ГАРРИ (1)  Как ты несправедлив ко мне. Я далеко не одинаково отношусь к людям. В близкие друзья я выбираю людей красивых, в приятели – людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных.

БЭЗИЛ (3)   По твоей классификации я тебе просто приятель.

ГАРРИ Ты для меня боле, чем приятель.

БЭЗИЛ Я для тебя брат?

ГАРРИ Ну, нет. К братьям своим я не питаю нежных чувств. Мой старший брат никак не хочет умереть, а младшие только это и делают. (Смех) Но хватит о нас, поговорим лучше о Дориане Грее.

БЭЗИЛ Что тут говорить. Дориан теперь для меня всё мое искусство. Он для меня больше чем модель или натурщик. Сам того не подозревая, он открывает во мне черты какой-то новой школы, которая будет сочетать в себе всю страсть романтизма и все совершенство эллинизма. Гармония духа и тела – как это прекрасно. И я невольно выразил в этом портрете ту непостижимую влюбленность художника, в которой я, разумеется, никогда не признавался и не признаюсь Дориану. Я не хочу обнажать свою душу перед другими. Понимаешь теперь, Гарри, почему я не хочу выставлять этот портрет.

ГАРРИ Да… То, что ты мне сейчас рассказал – настоящий роман. Роман на почве искусства. Ты должен нас познакомить.

БЭЗИЛ Нет-нет-нет. Я не хочу. Я не хочу, чтобы вы познакомились. Не хочу!

ГАРРИ Не хочешь?

БЭЗИЛ Нет!

ГОЛОС Бэзил!

Музыка

БЭЗИЛ Дориан…

ГАРРИ Дориан! Теперь волей-неволей тебе придется нас познакомить.  

ГОЛОС Бэзил! Ой, простите, Бэзил, я не знал, что у вас гость. Я буду готов через минуту.

БЭЗИЛ (5) Гарри! Дориан Грей - мой лучший друг. У него открытая светлая душа. Смотри, Гарри, не испорти его. (5-1) Не пытайся на него влиять. Боюсь, это будет гибельно для него. Не отнимай у меня единственного человека, который вдохнул в мое искусство, то прекрасное, что есть в нем. Гарри, я надеюсь на твою совесть.  

Входит Дориан – 5.  Дориан-Гарри-Бэзил

БЭЗИЛ (5) Знакомьтесь, Дориан, это Лорд Генри Уоттон – мой старый товарищ по университету. Я только что говорил ему, что вы для меня… превосходно позируете.

ГАРРИ (3) Рад познакомиться, мистер Грей.

ДОРИАН А…

БЭЗИЛ Гарри, мне бы хотелось закончить портрет сегодня. Ты не обидишься, если я попрошу тебя уйти?

ГАРРИ Мне уйти, мистер  Грей? (-помост у правого окна)  

БЭЗИЛ   А…

ДОРИАН Ах, нет, лорд Генри, пожалуйста, не уходите, Бэзил я вижу сегодня опять в дурном настроении, а я терпеть не могу, когда он сердится.

ГАРРИ   Так мне уйти?

ДОРИАН А…

БЭЗИЛ   Гарри!

ДОРИАН Бэзил, если лорд Генри уйдет, я тоже уйду. Вы никогда не раскрываете рта во время работы, и мне ужасно надоедает стоять на этих подмостках и все время мило улыбаться.  Пауза

ГАРРИ Кхх…

БЭЗИЛ (5-1)   Ну хорошо, оставайся, Гарри. Раз Дориан этого хочет. Его прихоти – это закон для всех, кроме него самого. (5) И, кстати, Дориан, вам не придется сегодня позировать.  Сегодня я пригласил вас для того, чтобы мы вдвоем оценили плод наших совместных усилий. На портрете мне осталось доработать только фон. Так что я на некоторое время в мастерскую, а потом… Да, Дориан, не очень-то слушайте Лорда Генри. Он на всех знакомых, кроме меня самого, оказывает самое дурное влияние. (Г пошел вдоль сцены из 3 в 1) Гарри, я надеюсь на твою совесть.

Бэзил уходит. Дориан и Генри остаются.

ДОРИАН (5) Как мне все это надоело!!! Я вовсе не стремлюсь иметь свой портрет, тем более в натуральную величину. Но зато мне не придется сегодня позировать…  Лорд Генри, а вы на самом деле так дурно влияете на людей.

ГАРРИ (1) Я?! Ха-ха…Хорошего влияния вообще не существует, мистер Грей. Всякое влияние уже само по себе безнравственно с научной точки зрения.

ДОРИАН (6) Это почему же?

ГЕНРИ (1) А потому что, влиять на другого человека – это значит передать ему свою душу. И он будет думать не своими мыслями и пылать не своими страстями, и добродетели у него будут не свои. И грехи, если предположить, что таковые вообще существуют, будут заимствованные. Вы согласны со мной, Дориан?

ДОРИАН (6) Я не знаю, наверное, согласен, мистер… Лорд Уоттон.

ГЕНРИ (1) Генри, мой милый Дориан, просто Генри, без всяких этих мистеров и лордов. Ведь мы с вами, я так думаю, почти что друзья. Ведь вы довольны тем, что познакомились со мной?

ДОРИАН (6) Да, сейчас я этому рад. Не знаю только, всегда ли так будет.

ГЕНРИ (1) «Всегда»! (4) Какое ужасное слово – «всегда»! Я содрогаюсь, когда его слышу. Его особенно любят женщины. Они портят всякий роман, стремясь, чтобы он длился вечно, хотя всякий роман – это всего лишь каприз. А разница между капризом и «вечной любовью» - только та, что каприз длится несколько дольше.

ДОРИАН (6) Ну, если так, то пусть наша дружба будет капризом.

ГАРРИ Договорились.  (5) Я тоже рад, что познакомился с вами.

ДОРИАН (6) Это почему же?

ГАРРИ (5) Вы удивительный человек, Дориан.

ДОРИАН Я?

ГАРРИ Я вижу, вы умны.

ДОРИАН (4-3-2-1) Нет…

ГЕНРИ (печка) Да-да, вы знаете гораздо больше, чем это вам кажется, но меньше, чем хотели бы знать.(5)  А во-вторых, вам дана чудесная красота молодости. А молодость – единственное богатство, которое стоит беречь.

ДОРИАН (1) Я так не думаю, лорд Генри.

ГАРРИ (5) Сейчас вы конечно так не думаете, но когда вы станете безобразным стариком, когда думы избороздят ваш лоб морщинами, а страсти своим губительным огнем иссушат ваши губы, вы поймете это с неумолимой ясностью. Не хмурьтесь. Это правда. Красота – один из видов Гения, она - еще выше гения, ибо не требует понимания. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает властителями тех, кто ею обладает. Вот – теперь вы улыбаетесь. Но когда вы утратите свою красоту, вы не будете улыбаться. Да, мистер Грэй, Бог к вам милостив. Но Бог очень быстро отнимает то, что дает. У вас впереди не так много лет для жизни настоящей, полной и прекрасной. Минет молодость, а с нею и красота – и вот вам вдруг станет ясно, что время побед прошло. Вы будете страдать ужасно. Так пользуйтесь своей молодостью, пока она не ушла. Живите! Живите той чудесной жизнью, что пока еще скрыта от вас. Ничего не упускайте! Ищите новых ощущений! Ничего не бойтесь!

ДОРИАН (1-4) Постойте-постойте! Вы смутили меня. Я не знаю (наверх помоста), что сказать… Мне думается, что если бы каждый человек мог жить полной жизнью, давая волю каждому своему чувству, и выражение каждой своей мысли, осуществляя каждую свою мечту – мир погрузился бы в Хаос. Ведь мысли, чувства и поступки человека не всегда прекрасны, а скорее наоборот. И хоть раз согрешив, человек опять стремится к греху.

ГАРРИ (наверху помоста) Я же говорил, что вы очень умны для своих лет. (жест – снимает тряпку с Д.)  музыка (3) Но поймите, Дориан. Согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление – это путь к очищению. (2) После этого остаются лишь воспоминания о наслаждении или сладострастия раскаяния. Со временем вы это поймете. (1)

ДОРИАН (5) Вы знаете, Гарри, я, конечно, слишком молод, чтобы рассуждать о грехе, но в какой-то степени вы, наверное, правы.  Еще в отрочестве и юности во мне бродили страсти, пугавшие меня, мысли которые приводили в ужас, мечты и сновидения, при одном воспоминании о которых я до сих пор краснею от стыда. Но я никогда не давал и не дам осуществиться этим мыслям и мечтам.

ГАРРИ (вокруг Д)  Браво! Браво! Но, поймите, цель жизни – самовыражение. Проявить свою сущность в полной мере – вот для чего мы живем.

ДОРИАН А вы, Гарри…

ГАРРИ А что я?

ДОРИАН Вы всегда даете волю своим чувствам и выражаете в поступках все свои мысли?

ГАРРИ (через паузу) Да, Дориан, вы очень умный мальчик.

Крик Б. Д и Г переглядываются, вместе на 2, потом расходятся. Входит Бэзил.

БЭЗИЛ (1)  Готово!

ГАРРИ (колонна) Бэзил, ну нельзя же так пугать!

ДОРИАН (3) В самом деле кончено?

БЭЗИЛ (1) Да, мой милый Дориан, портрет готов.

ГАРРИ (колонна) Поздравляю тебя, Бэзил, от всей души!

БЭЗИЛ Прошу! музыка

Бэзил направляет Д. к портрету. При открытии пауза-зависание. Возникает Ч и Б у левой колонны

 

ПЕРЕБИВКА

 

БЕЛОЕ Стоп-стоп-стоп! Остановитесь! По-моему, мы с тобой договаривались.

ЧЁРНОЕ О чем?

БЕЛОЕ О чем? Не оказывать никакого влияния на это создание. А ты, что ты делаешь?

ЧЁРНОЕ А что я такого сделал?  Просто приоткрыл глаза на эту жизнь – только и всего.  

БЕЛОЕ Нет, ты породил в нем сомнение. А сомнение ослабляет веру в прекрасное.

ЧЁРНОЕ Вот тут ты не прав. Сомнение порождает мысль, мысль – порождает чувства, чувства – порождают желания, желания – порождают действия. Вот и посмотрим, до каких действий доведет его сомнение. Убедил?

БЕЛОЕ Отчасти. Ладно, посмотрим.

Появляется Бэзил.

БЭЗИЛ (1) Ну что же вы, Дориан, не бойтесь, открывайте портрет.

Музыка.   Дориан видит портрет. У него дичайшая оценка.

ГАРРИ Смеется. (Д. меняется с портретом местами, Смех Д.)

БЭЗИЛ (у портрета)   Разве вам портрет не нравится?

ГАРРИ Ну, конечно, нравится. Это же один из шедевров современной живописи. Бэзил, Я готов отдать за него столько, сколько ты потребуешь. Этот потрет должен принадлежать мне.

БЭЗИЛ Я не могу продать его, Гарри. Он не мой.

ГАРРИ А чей же?

БЭЗИЛ (у портрета) Дориана, разумеется.

ГАРРИ (1) Вот счастливец!

ДОРИАН (3) Как это печально!

БЭЗИЛ Что с вами, Дориан?

ДОРИАН (3) Как печально: я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше. Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда оставался молодым. За это… за это я отдал бы все на свете. Душу бы отдал за это.

ГАРРИ (со смехом)   Тебе, Бэзил, такой порядок вещей вряд ли понравился бы? Тяжела тогда была бы участь художника.

БЭЗИЛ (у печки)   Да, я горячо протестовал бы против этого.

ДОРИАН О, Бэзил, я в этом не сомневаюсь. Свое искусство (3-к портрету, Б – 5-3) вы любите больше, чем друзей. Я вам не дороже каких-нибудь позеленевших бронзовых статуэток. Нет, пожалуй, ими вы дорожите больше. Их вы будете любить всегда. А долго ли вы будете любить меня? Вероятно до первой морщины на моем лице. Я теперь знаю – теряя красоту, человек теряет все. Ваша картина мне это подсказала. (5)Лорд Генри прав: молодость – единственное, что ценно в нашей жизни. Когда я замечу, что старею, я покончу с собой. 

БЭЗИЛ (3) Дориан, Дориан! Что вы такое говорите?! У меня не было и не будет друга ближе вас. И что это вы вздумали завидовать каким-то неодушевленным предметам?! Да вы прекрасней их всех!

ДОРИАН (5) Я завидую всему, чья красота бессмертна. Завидую этому портрету. Почему он сохранит то, что мне суждено утратить? О, если бы было наоборот! Если бы портрет мог меняться, а я мог навсегда оставаться таким, как сейчас! Зачем вы его написали? (печка)

БЭЗИЛ (3) Это ты сделал, Гарри.

ГАРРИ (1) Нет. Это заговорил настоящий Дориан Грей. Вот и все.

БЭЗИЛ Неправда!

ГАРРИ А если неправда, то причем здесь я?

БЭЗИЛ Тебе следовало уйти, когда я просил тебя об этом.

ГАРРИ Я остался по твоей просьбе.

БЭЗИЛ Гарри, я… я не хочу поссориться разом с двумя моими близкими друзьями. Но вы, вы оба сделали ненавистной мою лучшую картину. Я ее уничтожу. Я не допущу, чтобы она отравила жизнь всем нам.

Музыка. Бэзил идет убивать портрет. Встречаются с Д в 5,

Г. встает между ними, Б выпадает в 2, Д – к портрету)

ДОРИАН Нет, Бэзил, не смейте! Это все равно что убийство.

БЭЗИЛ А… Вы, оказываете, все-таки цените мою работу. Очень рад, а я уже и не надеялся.

ДОРИАН Ценю ли я ее? Да я в нее влюблен, Бэзил. У меня такое чувство, словно этот портрет – часть меня самого.

БЭЗИЛ А, ну и отлично. Как только вы высохнете, вас покроют лаком, вставят в раму и отправят к вам домой. Тогда можете делать с собой что хотите.  (2-3)

ГАРРИ (в смехе) Какие же вы оба нелепые! Драматические сцены я люблю только на театральных подмостках. Интересно, кто это выдумал, что человек – разумное животное? Что за скороспелое суждение. У человека есть что угодно, только не разум. И в сущности это очень хорошо. Однако, господа, мне неприятно, что вы ссоритесь из-за портрета. Вы бы лучше отдали его мне, Бэзил. Этому глупому мальчику вовсе не так уж хочется его иметь, а мне очень хочется.

ДОРИАН (от портрета в 5) Бэзил, я никогда вам не прощу, если вы отдадите этот портрет не мне. И я никому не позволю называть меня глупым мальчиком.

БЭЗИЛ Я уже сказал, что дарю этот портрет вам, Дориан.

ГАРРИ (оценка) Вот… Не обижайтесь на меня, мистер Грей. Вы сами знаете, что вели себя довольно глупо. И не так уж вам неприятно, когда вам напоминают, что вы еще мальчик.

ДОРИАН Еще сегодня утром мне это было очень неприятно, лорд Генри.

ГАРРИ Ах, утром… мммм… Но с тех пор вы многое успели пережить. Ладно, господа, на самом деле не будем ссориться. Портрет готов. Он гениален. Мне кажется, это стоит отметить, поэтому сейчас все вместе идем обедать, а потом в оперу или в театр.  Дориан?

ДОРИАН Я с удовольствием.

ГАРРИ Прекрасно, значит, едем. Вы с нами, Бэзил.

БЭЗИЛ Нет, право, не могу. У меня уйма дел.

ГАРРИ  (1-5 к Д) Ну, так мы пойдем вдвоем – я и мистер Грей.

БЭЗИЛ (3-2) А я останусь с подлинным Дорианом. По крайней мере, внешне вы такой. И на портрете всегда таким останетесь.

ДОРИАН (про себя) Как бы я хотел, чтобы было наоборот.

БЭЗИЛ (2-1) Что вы сказали? музыка

ДОРИАН Ничего. До свидания, Бэзил.

БЭЗИЛ До свидания, Дориан. Гарри, помни, о чем я просил тебя сегодня утром.

ГАРРИ А я уже забыл, о чем именно.

БЭЗИЛ Смотри, я доверяю тебе.

ГАРРИ (со смехом) Хотел бы я сам доверять себе. Идемте, мистер Грей. Я ужасно проголодался. А потом – театр. ТЕАТР!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь