Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СЦЕНА 11. СОМНЕНИЯ И ВЫБОР
ДОРИАН Какой ужас! Нет. Таких чудес не бывает. Неужели мое желание исполнилось?! Страшно даже и думать об этом! Взгляд! Взгляд на портрете стал каким-то жестоким, и еще складка жестокости у губ… (5)Жестокость! Но разве я поступил жестоко? (от печки в 3) Я не виноват! Во всем виновата Сибилла. Я воображал ее великой актрисой и за это полюбил, а она разочаровала меня. Она оказалась ничтожеством недостойным моей любви. Но портрет… он изменился. (из 3 в 5) Нет-нет! Все это только обман чувств, вызванный душевным смятением. Я пережил ужасную ночь, вот мне и мерещится что-то. Портрет ничуть не изменился, и воображать это просто сумасшествие. (в 2) Но человек на портрете смотрит на меня с жестокой усмешкой, и эта усмешка портит прекрасное лицо. Человек на полотне уже изменился и будет меняться все больше. Потускнеет золото кудрей и сменятся сединой. Увянут белые и алые розы юного лица. Каждый грех, свершенный мной, будет пятном ложиться на портрет, портя его красоту. Нет-нет-нет. Нет, я не стану больше грешить. Музыка Я буду бороться с искушениями, перестану слушать опасные речи Лорда Генри, которые пробудили во мне жажду невозможного. Я вернусь к Сибилле. Я женюсь на ней. И жизнь наша будет чиста и прекрасна. А этот портрет, он теперь станет мой совестью. Входит Лорд Генри из окна по подиуму наверх до 5, Д. от картины вниз 6-3-2-1-колонна ГАРРИ Дориан, Дориан! Как хорошо, что я застал вас дома! (Д – 3) Держитесь! Это все, конечно, ужасно, но вы старайтесь меньше думать об этом! ДОРИАН (3) Вы хотите сказать о Сибилле Вейн? ГАРРИ (5) Да, конечно. Но вы, Дориан, ни в чем не виноваты. ДОРИАН (3) Ах, Гарри, я был жесток, бесчеловечно жесток! Мы поссорились. Но теперь уже все в порядке. Я не жалею о том, что произошло. Это помогло мне лучше узнать себя. И сейчас я совершенно счастлив. Во-первых, я понял что такое совесть. Это вовсе не то, что вы говорили, Гарри. Она - самое божественное, что есть у нас. И вы не смейтесь больше над этим! По крайней мере, при мне. Я хочу быть человеком с чистой совестью. Я не могу допустить, чтобы моя душа стала уродливой. ГАРРИ (1) Какая прекрасная эстетическая основа нравственности, Дориан. Поздравляю вас! А с чего же вы намерены начать? ДОРИАН (3) С женитьбы. С женитьбы на Сибилле Вейн. ГАРРИ (1) На Сибилле Вейн… Но Сибилла… ДОРИАН (6) Ах, Гарри, знаю, что вы хотите сказать: какую-нибудь гадость о браке. Не надо. Я просил Сибиллу стать моей женой и я своего слова не нарушу – она будет моей женой! ГАРРИ Вашей женой… Дориан, так вы ничего не знаете? ДОРИАН (у картины) О чем? ГАРРИ (1) Сибилла… Сибилла Вейн умерла… ДОРИАН Умерла!? Сибилла умерла!? Неправда! Это ужасная ложь! Как вы смеете лгать мне?! ГАРРИ Это правда, Дориан. Об этом пишут утренние газеты. Наверное, будет следствие, и надо постараться, чтобы вы не были замешаны в этой истории – нельзя начинать свою карьеру со скандала. Скандалы приберегают на старость, чтобы подогреть интерес к себе. Надеюсь, в театре не знали кто вы такой? Если нет, то тогда все в порядке. ДОРИАН (у портрета) Следствие? Вы сказали «следствие»? Что это значит? Разве Сибилла… Гарри, я этого не вынесу. Отвечайте скорее, скажите мне все! ГАРРИ (1) Да-да, Дориан, не приходится сомневаться, что это не просто несчастный случай, но надо, чтобы публика так думала. Рассказывают вот что: когда девушка в тот вечер выходила с матерью из театра – кажется, около половины первого – она вдруг сказала, что забыла что-то наверху. Ее некоторое время ждали, но она не возвращалась. В конце концов, ее нашли мертвой на полу в гримуборной. ДОРИАН (5) Боже! Боже! какой ужас! ГАРРИ Да, это поистине трагедия, но нельзя, чтобы вы были в нее замешаны. (к Дориану) Дориан, не принимайте этого так близко к сердцу. (5-3)Немедленно поезжайте со мной обедать, а потом мы с вами заглянем в оперу. ДОРИАН (5-1) Значит, я убил Сибиллу Вейн?! Все равно, что перерезал ножом горло. И, несмотря на это, розы все также прекрасны. Птицы все так же весело поют в моем саду, а сегодня вечером я обедаю с вами и поеду в оперу, потом куда-нибудь ужинать. Как необычайна и трагична жизнь! Прочти я все это в книге, Гарри, я, верно, заплакал бы. А сейчас, когда это случилось на самом деле и случилось это со мной, я так потрясен, что и слез нет. Мне кажется сейчас, что это было много лет назад. Тогда она для меня была всем на свете. Потом наступил этот страшный вечер. Неужели он был только вчера?! Она играла так скверно, что у меня сердце чуть не разорвалось. Она мне потом все объяснила. Это было так трогательно! Но меня ничуть не тронуло. И я назвал ее глупой. Потом случилось кое-что… (1-3) Не могу вам рассказать что… но это было страшно. И я решил вернуться к Сибилле. Я понял, что поступил дурно. А теперь она умерла. Боже, Боже, Гарри, что мне делать?! Вы не знаете, в какой я опасности. И теперь некому удержать меня от падения. Она могла бы сделать это… Она не имела право убивать себя – это эгоистично. Что мне делать, Гарри? ГАРРИ (5) Милый Дориан, женщина может сделать мужчину праведником только одним способом – надоесть ему так, что он утратит всякий интерес к жизни. .. ДОРИАН Гарри.. ГАРРИ Если бы вы женились на этой девушке, вы были бы несчастны, не говоря уже об унизительности такого неравного брака, который я постарался бы не допустить. Я вас уверяю, что при всех обстоятельствах ваш брак с этой девушкой был бы крайне неудачен. (4) ДОРИАН Пожалуй, вы правы. Но я считал, что обязан жениться, и не моя вина, что эта страшная драма помешала мне выполнить долг. Вы как-то сказали, что над благими намерениями тяготеет злой рок – они всегда принимаются слишком поздно. Так случилось и со мной. ГАРРИ (4) Благие намерения – просто бесплодные попытки идти против природы. Порождены они бывают всегда чистейшим самомнением, и ничего ровно из этих попыток не выходит. Они только дают нам иногда блаженные, но пустые ощущения, которые тешат людей слабых. Вот и все. ДОРИАН Гарри, почему я страдаю не так сильно, как хотел бы?! Неужели у меня нет сердца, как вы думаете?! ГАРРИ (4) Назвать вас человеком без сердца никак нельзя особенно после всех безумств, которые вы натворили за последние две недели. ДОРИАН (3) Мне не нравится такое объяснение, Гарри, но я рад, что вы меня не считаете бесчувственным. Я не такой. Знаю, что не такой. И все же, то, что случилось, не подействовало на меня так, как должно было подействовать. Оно для меня как бы необычайная развязка какой-то удивительной пьесы. В нем жуткая красота греческой трагедии, в которой я сыграл главную роль, но которая не ранила моей души. (3-6) ГАРРИ (1) Это любопытное обстоятельство. Да, очень любопытное. Но что в сущности произошло? Девушка покончила с собой из-за любви к вам. Жалею, что в моей жизни не было ничего подобного. Я тогда поверил бы в любовь и вечно преклонялся бы перед нею. Но все, кто любил меня, - таких было не очень много, но они были, - упорно жили и здравствовали еще много лет после того, как я разлюбил их, а они меня. Вы оказались счастливее меня, Дориан. Клянусь вам, ни одна из женщин, с которыми я был близок, не сделала бы из-за меня того, что сделала из-за вас Сибилла Вейн. Я рад, что живу в эпоху, когда бывают такие чудеса. ДОРИАН Я был страшно жесток с ней. Вы это забываете?! И она уже не воскреснет. (3) ГАРРИ (1-5) Нет, не воскреснет. Она сыграла свою последнюю роль. В Сибилле вы видели всех романтических героинь, так пусть же ее смерть будет для вас отрывком необычайной и мрачной трагедии. Так оплакивайте Грэтхен, если вам угодно, посыпайте голову пеплом из-за утонувшей Офелии, кляните небеса за смерть Джульетты, но не лейте напрасно слез о Сибилле Вейн. Она была для вас еще менее реальна, чем они все эти персонажи. ДОРИАН (3) Спасибо, Гарри, вы помогли мне понять себя. Как хорошо вы меня знаете. (1) Не будем больше говорить о случившемся – это было удивительное переживание, вот и все. Не знаю, суждено ли мне в жизни испытать что-нибудь подобное. музыка ГАРРИ (3) У вас вся жизнь впереди. При такой красоте для вас нет ничего невозможного, так что берегите свою красоту – она вам нужна. ДОРИАН (1) Я вам признателен за все, что вы сказали. У меня нет друга вернее вас. Никто меня не понимает, как вы. ГАРРИ (у портрета) И это только начало нашей дружбы. До свидания! (ушел на лестницу) Музыка. Гарри уходит. Дориан остается один. ДОРИАН (5 внизу) Ну, что же, как говорит Гарри, прошлое тем и хорошо, что оно прошлое. Его всегда можно изгладить раскаяньем, забвением, отречением. Будущее же неотвратимо. (2)Пришло время сделать выбор? Или за меня его сделала сама жизнь? Вечная молодость, неутолимая страсть, наслаждения утонченные и запретные, безумие счастья и еще более иступленное безумие греха: я все это должен изведать? Или жить, боясь самого себя? Боясь собственных чувств и желаний? А потом страдать, что не изведал в жизни все, что она мне давала? Нет, это невыносимо! Я должен изведать всё! А портрет?! А портрет пусть несет бремя моего позора – (2-1) вот так! пошел по подиуму вверх
АКТ Музыка. Танец-разврата. Ч – в окне руководит, Д – повторяет, народ – за Д, потом все вместе. Появляются Белое и Черное. Ч – левая колонна, Б – правая колонна. Д-3 СЦЕНА 12. Я ВЫИГРАЛ ПАРИ
ЧЁРНОЕ Ну, все-все-все! Зачем это продолжение? Пора бы закончит «шоу». По-моему, все ясно. Человек сделал выбор. Давай уже прекратим этот эксперимент. Я, конечно, понимаю, что весь мир – это театр, но пьеса очень плохо сыграна. БЕЛОЕ Ну, и чья же здесь вина: режиссера или актеров? ЧЁРНОЕ А, может, автора? БЕЛОЕ Автора не трогай – это святое. Просто автора всегда можно трактовать по-разному. Если кто-то не понимает истинный замысел художника, это его проблема. ЧЁРНОЕ О-о-о! Ты сам себе противоречишь. В первом акте ты говорил о перформансе, который мало кто понимает. БЕЛОЕ Не надо ловить меня на слове, а не то я поймаю тебя на деле. ЧЁРНОЕ На каком деле?! БЕЛОЕ А на таком! Ты окончательно сбил его с пути праведного, и ты за это ответишь! Жди сюрпризов. ЧЁРНОЕ Каких еще сюрпризов? БЕЛОЕ Экспромт. Как тебе это понятие? Пора отойти от догмы и начать импровизировать. Так вот: я отрекаюсь от этого создания и полностью отдаю его в твою власть. ЧЁРНОЕ Но почему? Считаешь, что проиграл пари? БЕЛОЕ Нет. Хочу посмотреть, как ведет себя человек без веры и без возможности выбора. ЧЁРНОЕ Ты меня пугаешь! БЕЛОЕ Иногда сам себя боюсь, но все-таки надо закончить этот роман – роман между очевидным и невероятным. ЧЁРНОЕ Ну, что ж, закончим, как бы это невероятное не оказалось очевидным. Музыка. Появляется народ. Появляются Бэзил и Дориан.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы