Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Административное управление персидским государством
Устойчивая административная система оформилась при Дарии 1 после народных восстаний. Он разделил государство на сатрапии (заимствовано у ассирийцев) во главе с сатрапами, и если раньше они были местными, то теперь – персами. Если раньше сатрап совмещал военные и гражданские функции, то теперь он только возглавлял администрацию, а армией руководили начальники, подчинявшиеся непосредственно царю; это ограничение не соблюдалось строго. Сатрапия дробилась на области, где были свои начальники. В столице (Сузы) – большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией. Сатрапская канцелярия её копировала. Сатрапы и военачальники находились под контролем царя и чиновников, тайной полиции. Тысяченачальник – верховный контроль. В завоёванных странах – войска для подавления восстаний. Царь мог устанавливать новые законы, назначать судей для важных дел. Система податей, основанная на возможностях стран, и даже когда экономика менялась, сумма оставалась такой же. Персы не платили налоги, только натуральные подати. Система недобровольных подарков. Единая валюта – золотой дарик, который мало использовался вне М.Азии. Драгметалл был по большей части в слитках, монет не хватало, что не давало развиваться товарно-денежным отношениям, откат к обмену и натур.хоз-ву. Вавилонское столпотворение I тыс. до н.э. В Ветхом Завете существует сказание о людях, пришедших на землю Шинаар после великого Потопа и строивших там город и башню до неба. Бог наказал их, смешав их языки, чтобы они не понимали друг друга, и рассеял их по всей земле. Шинар («страна рек») – это участок Месопотамии. Судя по всему, тот, где располагался Вавилон. Скорее всего, предание связано с традицией возведения в Вавилонии зиккуратов – ступенчатых высоких башен-храмов. Библейская вавилонская башня – семиступенчатый зиккурат Этеменаки («храм краеугольного камня небес и земли»), пристроенный к Эсагиле, главному вавилонском святилищу. Высота башни – 91 м, на его вершине – святилище бога Мардука. В древности зиккурат был одним из чудес света. Построен при Навуходоносоре 2. Зиккураты были нужны для занятий наукой: с верхнего этажа велись наблюдения за небесными телами, что позволяло вавилонянам совершенствовать астрономические знания. Периодизация истории Древней Индии 1. Индская цивилизация: 23-18 вв Вдоль реки Инд; центры – Мохенджо-Даро, Харратта. Сведения – из литературы, эпиграфики, царских надписей, документов. Ганг так и не освоили. Выращивали рис, хлопок, к земледелию пришли от животноводства. До 18в – социальное расслоение. После 18 века города почему-то пустеют, к 12 там никого не осталось.Эламедическая языковая семья. 2. Ведийский период: 13-6 вв. Из Ср. Азии на юг движутся племена ариев, расселившихся в Сев. Индии, а позже, после соц. И полит. Дифференциации, создали гос-ва (8-6вв) в основном у Ганга. Созданы священные веды. 3. Буддийский период: 5-3вв Возникает и распространяется буддизм. Урбанизация, крупные гос-ва. Общеиндийская держава Маурьев. 4. Классическая эпоха: 2 до н.э – 5 н.э. Становление характерного соц-полит строя и культуры Юж. Азии. Литература и религия Древней Индии Чтобы сохранить чистоту крови во время пути, общество жёстко разделили на варны (касты): брахманы (жрецы), кшатри (воины), вайшни (скотоводы), шудры (провинившийся низший класс). Жрецы считали прошлое (когда скифы их ещё не выгнали) совершенством. Выделялось четыре времени: крита («век совершенный»), «тратта», «дватерра», «кали» («век грешный» - когда пришли). Жрецы формировали идеологию колонны. Появлялись веды – в устной форме, позже были записаны (знания обо всём, типа библии). Веды=рагведы+самоведа+яджурведа+абхарваведа. Веданты – брахманские толкования. Аратьяхи – философские комментарии, упамишады – богословские, сутры – разъяснения как жить. У каждого рода – свой культ, а культы направлены на создание соц.структуры, чтобы укрепить варновое деление. Положение брахманизма – душа вечна и неизменна. Арии поклонялись Брахме. Считали, что жрецы вышли из его рта, воины – из рук, земледельцы – из бёдер, шудры – из стоп. 4в до н.э – Сиддхарта-Гаудама создал буддизм, опровергая постулаты брахманизма. Основы: мир меняется, и душа не может быть неизменна; миру нельзя сопротивляться, но нужно приспособиться; жизнь есть страдание. Задача человека – спастись от зла (жизни), придя в нирвану – пограничное состояние между жизнью и смертью. Буддизм не требует ритуалов, не призывает ни к чему и утверждает, что при рождении все равны. «Благородные истины» раннего буддизма: 1. Жизнь есть страдание и зло 2. Возрождение из жалкой жизни возможно 3. Спасение от зла – в подавлении желаний. 4. Цель – моральное усовершенстование В ответ брахманы создают индуизм, Брахма разделяется на Шиву, Кришну и т.д. Рождается особый жанр рассказов о перевоплощении Будды – джатаки. В индии быи написаны крупные поэмы «Рамаяна», «Махабхарата». Писали двустишия, лирику («Рамаяна»). Писали на санскрите – первом индоевропейском языке. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы