Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архитектура и пластика Египта и Месопотамии III-I тыс. до н.э.
Египет. Высокое экономическое и политическое развитие Древнего Египта создало необходимые условия для развития архитектуры и изобразительных искусств. Постепенно архитектура и изобразительные искусства стали использоваться как средства идеологического обоснования существующего строя. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа свойствена зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Уже с самых ранних времен существования государственности, сформировались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц или храмов и в статуях. Исходные принципы архитектуры формировались и воплощались в разработке двух типов сооружений: гробниц для фараонов и храмов. Два типа гробниц: надземные, которые наиболее известны по пирамидам IV династии, и скальные гробницы, получившие наиболее полную разработку в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежуточныи тип, сочетающий принцип надземной, относительно небольшой пирамиды и ряда помещений, вырубленных в скале (гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бах-ри). Прообразом пирамид, как усыпальниц, были мастабы, в которых хоронили фараонов первых двух династий и их вельмож. Для основателя III династии фараона Джосера впервые была построена монументальная (высота 60 м) ступенчатая пирамида, которую образовали шесть последовательно поставленных друг на друга уменьшающихся мастаб. Заполнение пустот между ступенями привело к появлению классического типа пирамиды. Самыми большими пирамидами являются усыпальницы царей IV династии Хуфу (высота пирамиды 146,6 м, длина каждой стороны по основанию 233 м, площадь основания 54 тыс. кв. м, общий объем всего сооружения более 2 500 000 куб. м, пирамида сложена из 2,3 млн. каменных глыб весом свыше 2 т каждая) и Хафра (высота 140 м, длина стороны основания 220 м). После Хафра величина пирамид резко уменьшается, а со Среднего царства пирамиды строятся довольно редко. Скальные гробницы представляли целые анфилады подземных помещений, длинных коридоров, погребальной камеры. Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий подземный дворец. Длина гробницы Сети I около 100 м. Храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими. Особое внимание уделялось храмам главных богов. До нас дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигло при фараонах XVIII—XIX династий.. Храмы в Луксоре и Карнаке — это комплекс более сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и огромных статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска, находящихся во дворе храма, имеют 30 м в высоту и весят 1000 т каждый. Большой колонный зал храма занимает 5,5 тыс. кв. м, в нем 134 колонны. 12 центральных колонн имеют высоту в 21 м и 10 м в обхвате, а капитель — 15 м в обхвате. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике найдено 500 каменных и свыше 17 тыс. бронзовых статуй и статуэток. Из других известных храмов можно назвать расположенный на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хат-шепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив). Особый тип храмового комплекса - скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих колосса фараона в 20 м высотой. Внутри скалы на глубину в 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический надземный храм. Первый зал соответствовал открытому двору, второй — колонному, главному залу, за ними находилось само святилище. Также активно разрабатывался тип царской резиденции-дворца. Судя по описаниям, царские дворцы по всем параметрам не уступали храмам. Наглядное представление остатки резиденции Эхнатона, найденные при раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м. Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Все выше перечисленные здания были заполнены разнообразной скульптурой. В основном скульпторы разрабатывали образ фараона. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре. Большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер. Свободнее чувствовали себя мастера при изображении вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается влияние канона и реалистичнее разрабатывается образ, передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира и глубоким психологизмом. Также египтяне охотно обращались к рельефу. Стены различных сооружений покрыты великолепными рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др. Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова-и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались. Стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства. В целом египетская архитектура и изобразительное искусство являются весомым вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства Месопотамия В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика нее геометрическим орнаментом. С начала III тысячелетия до н. э. большую роль приобрела резьба по камню, благодаря чему началось активное развитие глиптики, которое продолжалось до исчезновения клинописной культуры на рубеже I в. н. э. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены. В XXIV—XXII вв. до н. э„ когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализированные портреты С аргона, основателя династии Аккада. В период III династии Ура в XXII— XXI вв. до н. з., когда по всей территории Месопотамии была создана единая разветвленная сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия. Во дворце царей Мари, сооруженном в начале II тысячелетия до н. э., археологи нашли многочисленные фрески с изображениями жертвоприношений и сцен дворцовой жизни. Художники сначала наносили контуры на гипсовую основу, после этого накладывали краски. Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Этот нашло отражение в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей. Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Для рельефов из дворца Ашшурбана-пала в Ниневии характерны большая тонкость и отделка деталей при передаче страданий раненых львов. Художники ассирийского дворцового искусства отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, усовершенствовав при этом жанровые сцены. Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они строились из сырцового кирпича и воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э. Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ниневия, построенная на берегу Тигра в основном при Синаххерибе (705— 681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии. Она занимала 728,7 га земли и была расположена в форме вытянутого треугольника. Город окружала стена, которая имела пятнадцать ворот. На городской территории кроме дворцов и частных домов располагался громадный царский парк с экзотическими деревьями и растениями, например, рисом и хлопчатником. Ниневия снабжалась водой с помощью специального акведука, который брал начало в 16 км от города. В ассирийской столице, по всей вероятности, обитало более 170 000 человек. Еще больше людей было в Вавилоне (по-видимому, около 200 000), который в значительной мере был перестроен при Навуходоносоре II в VI в. до н. э. и занимал площадь в 404,8 га. В Вавилоне имелись улицы протяженностью в пять и более километров. Стены домов часто были толщиной до двух метров. Многие дома имели два этажа и были снабжены всеми необходимыми удобствами, включая ванные комнаты. Как правило, комнаты располагались вокруг центрального двора. Полы были покрыты обожженным кирпичом, тщательно залитым природным асфальтом, а внутренние стены побелены известковым раствором. Рядом с домами богачей площадью до 1600 кв. м, имевшими несколько дворов и более двадцати комнат, находились дома бедняков, площадь которых не превышала 30 кв. м. В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты его изготовления относятся еще к XVIII в. до н. э. Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно — в XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий труда и оружия началось лишь еще несколько столетий спустя. Завершая характеристику культуры Древней Месопотамии, следует отметить, что достижения обитателей долины Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности и литературе, в сфере научных знаний во многом играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности 31. Храмы – центры образования, науки и культов в Месопотамии Центр древнейших городов – храм, богато украшенный. В нём – городские запасы.В храмах 3 тысячелетия – большие хоз.архивы, рабы использовались в т.ч во время церемоний как певчие. Хотя религия не изучалась в школах, готовили там в основном писцов – государственных и храмовых работников. В храме г.Ура – музейная комната с предметами разных эпох. Часто библиотеки и архивы находились при храмах. Храм считался домом бога. Между его кирпичей месопотамцы вкладывали записки с просьбами. При храмах – зиккураты, с которых наблюдали за звёздами. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы