Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Слово о радетелях Родной Веры — Ведания Родового
Рекут мудрые: утверждает Правь не маятою пустою влекомый, но о Божеском исто радеющий. Поистине, все мы — со-Творцы во Деяниях Богов Родных наших, но одним дано деять сие от Сердца — собственным добрым соизволением, иных же — влечёт, подобно щепам древяным безмысленным, Река Судеб[296], бия оных беспутных о берега свои, кои суть: Среча и Несреча (Доля и Недоля). О сём же рекут ещё: исто радеющего — Стезя ведёт, не радеющего — Рок[297] влечёт. Ибо внемлющий Богам Родным — сам Им уподобляется, Стезёю Их идучи; иной же — влечётся Богами вслепую, о каменье острое придорожное непрестанно спотыкаясь, Судьбою своею никак не правя, но лишь от Рока претерпевая. Ибо так от Самого Рода положено: взыскующему Мудрости Вышней — всяк урок станет во прок, иному же — всяк урок не урок, но пинок-приторок!.. Ниже перечислены некоторые из тех, кто дерзает в Сердце своём, по воле своей доброй, пред Богами Родными истинно предстоять, радея телесно, умно и Собно (Духовно) о Родной Вере нашей — Ведании Родовом.
1. Радарь — общее название исто радеющего о Родной Вере. Может быть как священником, так и мирянином. В узком же смысле — тот, кто совершает те или иные радения (Духовные практики), совершенствуя себя и неся Духовный Свет миру.
2. Знахарь — общее название ведуна, склоняющегося к той или иной отрасли практического ведовского Знания. Не является жрецом (священником) в собственном смысле слова, отдавая предпочтение частной практике, не обязательно ограничивающейся рамками Общины. Радеет о Родной Вере по мере собственного разумения.
3. Ведун — общее название того, кто изведал в достаточной мере Таинства скрытых сил Природы и овладел на практике теми или иными приёмами Природного целительства, Природной волшбы, основами колдовства и чародейства. Не является жрецом (священником) в собственном смысле слова, отдавая предпочтение частной практике, не обязательно ограничивающейся рамками Общины. Радеет о Родной Вере по мере собственного разумения.
4. Потворник — помощник жреца (священника) на общем обряде. Зачастую — его ученик и послушник в мирской жизни. Рядовой радарь либо младший жрец.
5. Священник — общее название того, кто призван миром (Общиной) совершать священнодействия (изначально — от слова «свет») на общих обрядах. Священники подразделяются на: жрецов (собственно священников) и волхвов (чьё служение не исчерпывается исключительно жреческим).
6. Жрец — тот, кто «жрёт Богам» (приносит жертвы-требы) на общем обряде. Оный непременно отличается светлым умом, соответствующими познаниями, добрым нравом, трезвым поведением и облечён уважением сородичей, доверяющих ему вершить положенные священнодействия от лица всего мира (Общины). Поистине, всяк человек Рода Русского да Племени Славянского — сам себе священник и жрец во дому своём, ибо по праву рождения не нуждается в посредниках меж собой и Родными Богами — Старшими во Роду нашем, к Коим всегда может обратиться напрямую, постигая Вышнюю Волю Их по мере своей. Жрец же, призванный миром (Общиной) для соответствующего служения, есть радарь, объединяющий воедино в Сердце своём воления сородичей своих, призвавших его к сему служению. Как правило, жрецы имеют свою специализацию, по соответствию Ликам Родных Богов, как то: жрец Перуна, жрец Велеса, жрица Макоши и т.д., среди коих возможны определённые сочетания. На обряде с-Правном жрец есть первый радетель и вершитель всех действ, лишь во творении некоторых Таинств уступающий волхву. Не облечённый призванностью мира (Общины) жрец есть простой радарь, и позора ему в том никакого нет. Но, поистине, нелеп всяк, именующий себя верховодой, ежели не ведёт за собой никого...
7. Волхв — человек вещий, достигший определённого уровня в постижении Таинств Богомирья (Единства Всебожья и Всемирья), изведавший Истинную Природу своего Сердца (АЗ ЕСМЬ), значительно продвинувшийся по Стезе Ведающих и воплотивший постигнутую Мудрость в жизнь. Он — яко бер среди людей, ведающий Стези Божеские; мёртвый среди живых и живой среди мёртвых; облечённый Силой творить священнодействие не столь зримыми деяниями, сколь самим своим присутствием, за коим скрывается Присутствие Сил Вышних. Может как состоять в какой-либо Родноверческой Общине (живя в миру, но сам будучи не от мира), так и быть одиночкой (жить отшельником). В качестве действующего священника — может приглашаться миром (Общиной) для успешного проведения тех или иных обрядов, связанных, как правило, с отверзанием Стезей во Ино, но в отличие от жреца либо старейшины Общины — не может ею избираться или назначаться, ибо приходит не от того или иного мирского сообщества, но от Родной Земли, не от тех или иных людей, но от Родных Богов. Человек, заключённый в узилище личных слабостей и лишённый добродетелей, не может именоваться волхвом. Зачастую некоторые, желая выказать особое уважение к представителям Жреческого Сословия, именуют «волхвами» всех Родноверческих священников вообще, что, в строгом смысле слова, не верно... Средь иных распространено нелепое заблуждение, что волхв, якобы, есть лишь одного Велеса, Волохатого Бога, призванный жрец, но никак не человек, от всего Всебожья приходящий. Действительно, слово «волхв» происходит от Имени Вещего Бога, и Оный же является Вышним Покровителем волхвов, будучи, помимо прочего, Богом Мудрости. Но истинная Мудрость — охватывает всё Коло Всебожья, отражённое во Святоднях Кологода (Годового Кола), и не ведает ограничений в Божеских Ликах. Посему «волхв», чтящий лишь одного Велеса либо ещё Кого из Родных Богов в ущерб Всем остальным, не постиг ещё самой Основы Родной Веры нашей: положения о Единстве Всебожья Родова, проявленного во Ликах Всемногих, и не может быть назван волхвом в собственном смысле слова, как не может быть назван жрецом «жрец», не приносящий жертв, и «радарь», не радеющий о Родной Вере нашей...
Поистине, много чего ещё можно было бы сказать о радетелях Родной Веры — Ведания Родового Земли Светорусской, но как нельзя объять необъятное, так нельзя обозреть очами телесными все верви ведовские, тянущиеся к нам из глубин времён, украшенные славою простых радарей, ведунов и Вещих людей многих и многих, коим нет числа и счёту во Роду нашем — как было, как есть и как будет — пока Земля родит, пока Солнце светит!
Слава Роду!
[2001]
«Урядник Малый»
Богам Родным — вовек слава, А нам — хвала по делам! Гой!
Уряд Потворный
1. Потвора есть всякому действу основа, как великому, так и малому. По ней внутренняя природа и подлинный нрав всякого человека познаются. Ибо не тот подлинно велик, кто на самом обряде сладкогласием либо чем иным блещет, но тот, кто дрова ко будущему Огню несёт так, будто сие действо его и есть наивеличайшее таинство и служба Богам, хотя и сокрыто от глаз досужих оно. Поистине, подготовка к обряду есть не отдельное действо, но неотъемлемая самого обряда часть и прочная основа его. Ибо какова подготовка, таков и настрой, а каков настрой, таков и обряд. Честной же труд совместный во славу Божескую, рекут мудрые, людей пуще обрядов иных сплачивает, ибо в действе сём человек Богам Родным сотворцом — потворником верным становится, Правду Божескую не словом пустым, но делом своим утверждая.
2. Потвора не исчерпывается одной лишь подготовкой к обряду. Она не только лишь предшествует ему, но и неотрывно вплетается в само обрядное действо, требуя ото всех участников ведания должного Ряда. О Ряде сём будет сказано далее.
3. Первое действо потворное, творимое по прибытии на место, где обряду надлежит вестись, есть сего места должное приготовление. Оное включает в себя: во-первых, очищение места от всякого наносного сора и вещей, пребывание коих на месте проведения обряда представляется неуместным (особенно сие необходимо в случаях, когда за данным местом не осуществляется необходимый постоянный надзор); во-вторых, устранение природных препятствий для проведения обряда — посредством таких действ, как утаптывание снега зимой, частичное подкашивание травы летом и прочих; в-третьих, восстановление, по мере необходимости, Капищной ограды либо борозд, отделяющих Капище от Требища, а также — обозначающих границы самого Требища, иже творится жрецами.
4. Если обрядное действо предполагает пребывание не месте более одного дня в условиях походного лагеря, то расположение сего лагеря должно быть согласовано со жрецами, кои будут проводить обряд, дабы хозяйственная часть не пересекалась с Требищем, и уж тем паче — с Капищем. Ибо нечестие пред Богами есть: костёр бытовой (хозяйственный) в одном кругу с жертвенным Огнём утверждать, а Требище Богово — походной утварью загромождать!
5. Когда место приготовлено, следует приступить к подготовке хозяйственной части будущего действа. Жрецам должно начинать готовить Капище, вывешивать хоругви, приводить в порядок обрядную утварь и приготовлять иные вещи, для грядущего обряда особливо необходимые. Мужской половине остальных участников должно озаботиться дровами для Огня, установкой скамей для братчины и прочими подобными делами, смотря по необходимости. Женщинам да девам должно заняться будущим столом да иными мелкими хозяйственными нуждами. На отдельного радаря возлагается обязанность изготовить факелы для возжигания Огня и приготовить сухую щепу в достаточном количестве, дабы не возникло срамной мешкоты да неприглядной проволочки пред Ликами Божескими, когда жрецам срок придёт Огонь священный во славу Их возжигать.
6. Прежде чем начать складывать сам обрядный костёр, мужам следует облачиться в праздничные одежды (хотя бы надеть обрядные рубахи) и согласовать со жрецами, каким он должен быть: большим (как летом) или малым (как зимой); выложенным в виде крады (как на поминовение Дедов) или в виде клина, устремлённого в небо (как на Купалу), и т.п. Костёр следует складывать чинно, без излишней суеты, не ведя пустых разговоров и с соответствующим душевным настроем.
7. Находясь в пределах Капища либо Требища, не следует сквернословить, курить, потреблять хмельное (кроме как по знаку жрецов в общем кругу — во славу Богов), втыкать мечи и ножи в землю, плевать на землю, либо в Огонь, либо на Огневище — то место, где Огню надлежит быть во время обряда, заходить без особой необходимости на Капище, маять без дела руками Чуры (Капи[298]) Богов и священную утварь, брать без разрешения жрецов обрядовые принадлежности, срамно дурачиться, шуметь и судачить всуе, поминать чужебесие и всякое непотребство, справлять нужду, устраивать потасовки и т.п. Также желательно избегать всего неправедного и в мирской жизни, дабы не уподобляться иным лицемерам и двурушникам, чья недостойная суть зело разнится с обликом их благолепным на обрядах.
8. На Капище не следует никому готовить или разогревать еду, бросать в обрядный костёр мусор, бесчинно греться и сушить одежду на священном Огне. Не следует заходить на Капище без земного поклона, а также — перепрыгивая через ограду, ибо не блюдущий Обители Божеской на земле — не блюдёт её и в Сердце своём.
9. Жрецам должно поститься до начала обряда не менее суток (за исключением особых случаев, например, боевых либо походных, когда сие определённо не целесообразно). Остальным же сие — хотя и желательно, но не обязательно.
10. К началу обряда факелы и вся утварь, для действа необходимая, а также требные хлебы, положенные на рушники, должны уже находиться на изготовке, дабы не искать и не готовить их в самый последний миг перед выносом.
11. К началу обрядного действа все участники должны совершить омовение (полное либо частичное — смотря по обстоятельствам) и быть облачены в подобающую Славянскую одежду, должны знать общий ход действа и обладать соответствующим ему душевным настроем. Всякий, вовлечённый в мысли о суетном, да не взойдёт на Требище Богово!
12. На обряде следует стоять, общего кола самочинно не разрывая, на себя всеобщее внимание без дела не отвлекая — Богов Родных да сородичей своих уважая. Маяту пустую отринув, каждому из участников следует чёрную злобу в Сердце ни на кого не таить, всуе от себя не вещать, но Богам всем Сердцем внимать. Всякий, кто Сердцем чёрен, рассудком взбаламучен да на язык невоздержан, да не взойдёт на Требище Богово!
Уряд Обрядный
1. Цель всякого обряда, с-Правно (то есть с Правдой — по Прави) творимого, поистине есть: силу Божескую призвать, смертное со Несмертным соединить — дабы человекам возможно стало в Божеское облечься, Ладом Всемирья Сердца свои исполнив. Творится же обряд сей в триединстве ума, мощи (силы) и плоти, подвигаемых Собью — Духом Родовым (АЗ ЕСМЬ), от веку сущим во Сердце человечьем, коему одному только и возможно небо и землю по Прави единить. Сие же не токмо об обряде, но и вообще обо всяком ином действе сказать можно, ибо всё, к чему человек Сердца своего не приложит, то одной лишь пустой маятой для него обернётся и кривды никак не превозможет. Ну а коли кривда человека в свои сети уловит, то никто уж его из плена сего не вызволит, разве что сам он Сердце своё Правью Божеской восполымит да крепи узилища своего, с Божеской помощью, разверзнет да опрокинет.
2. Творится обряд с-Правный в подобающем, чистом ото всякой скверны месте и в надлежащее время, кое ведомо людям вещим. Небесных Светлых Богов хорошо славить во светлый день с высоких холмов. Тёмных Богов Подземья уместно чтить во пору ночную во низинах, недалеко от воды (озера, реки, либо иного какого водоёма). Велеса хорошо славить на опушке леса либо на поляне — не на самой высоте, но и не в самом низу. Коляду хорошо отмечать во своём дому да во тесном кругу. Купалу — на поле широком, где раздольно чрез Огонь скакать; во лесу густом, где любо в ночи Жар-цвет искать; да на берегу высоком, где лепо поутру Солнце встречать. Равноденствия, когда дни ночам равны, хорошо на равнинах же и встречать. На Масленицу хорошо с вершин холмов — Ярилиных плешей, с коих снег сошёл, Весну-Красну закликать. На ниве своей Родовой — хорошо по весне обрядом с-Правным Землю-Матушку «отмыкать», требы Богам Родным принося; а по осени за урожай добрый — на ней же Богов и благодарить, славы Им вознося. Хорошо Перуна славить у дуба, а Рожаниц — у воды. Хорошо Макоше-Матушке приносить в требу земные плоды, а ветви ивовые — жёнам сведущим избирать для волшбы. Хорошо Сварога-Батюшку славить, молотом о камень бия. Хорошо Лелю-Деву кликать, наземь воду лия. Хорошо на Масленицу Солнце блинами чтить. Хорошо на Ярилу Вешнего хмельное пить. Хорошо Ящеру на Купалу в воду хлебы бросать. Хорошо Морозу на Корочун кутью с ложки давать. Хорошо Дедов-Предков тризною славною чтить. Хорошо, в миру живя, Правду Божескую не забыть!
3. Хорошо Солнцевороты и Равноденствия отмечать строго по Солнцу, а также — когда оно «на воробьиный скок» али «на гусиную лапку» вперёд перейдёт. Хорошо другие природные Святодни отмечать не по числам, а по Природе, коя в деле своём порой отстанет, а порой и вперёд уйдёт. Хорошо наблюдать движение Месяца ясного в ночи, но ещё лучше — за Солнцем красным следовать, стези земные свои по нему правя.
4. Рекут мудрые: Коло Года походит на Коло дня; Коло же дня походит на Коло жизни человечьей. Поистине, весна, удел Ярилы-Млада да Лели-Девы, есть юность (или Утро) Года. Лето, удел Трисветлого Даждьбога да Лады-Богоматушки, есть зрелость (или День) Года. Осень, удел Велеса Вещего да Макоши-Осенины, есть старость (или Вечер) Года. Зима же, удел Кощного Бога да Мары-Морены, есть Ночь Года — пора, не только приносящая смертное оцепенение, но и знаменующая грядущее возрождение. Каждую весну Отец-Небо отмыкает-оплодотворяет Мать-Землю, соединяясь с Нею, чтобы через девять месяцев, на Коляду, когда умирает Старый Год, и рождается Год Новый, родилось Новое Солнце — завертелось Новое Коло Годовое. Другие же полагают иначе: Небо с Землёю сходятся на Купалу, потому и Год Новый нарождается лишь весной — на Равноденствие, по прошествии девяти месяцев, когда Жива Мару во Яви побеждает.
5. Помимо обрядов, на лоне Природы свершаемых — в местах, где силы Богов Родных особым образом явлены, и где людьми вещими, сие истинно ведавшими, Капища от веку ставлены — творятся обряды и в Родном дому: во Красном куту[299]. Но о сём не здесь, а в другом месте и в другое время речь поведём...
6. Рекут мудрые: всякий обряд с-Правный, во Яви земной воплощение своё имеющий, не в суете мирской-внешней, но в Сердце пламенном — Вещем — истинное начало своё берёт. Ибо Сердце человечье — подлинный Алатырь-камень — есть неисточимая основа нашего Капища внутреннего, нетленного, и нет Капища главнее и твёрже оного!
7. Когда все приготовления закончены, и приходит срок начинать действо обрядное, оповещают о нём глашатаи либо сами жрецы, в рога трубя, в позвонцы звеня да в кобны-бубны свои бия, созывая троекратно всех участников на Требище. По зову их все сбираются, становясь в коло либо полуколо — смотря по тому, как устроено Капище. Мешкать со сборами тут никому негоже, ибо сие — хула на Богов Родных, а сородичам — неуважение.
8. Волхв либо другой кто из людей сведущих напоминает собравшимся о сути и особенностях предстоящего действа, если в сём есть нужда (например, если среди участников присутствует много гостей либо новообращённых).
9. Само обрядное действо состоит, во-первых, из предварительного освящения места; во-вторых, из речения кощун (сказаний о Родных Богах и Предках) волхвами; в-третьих, из возжигания Огня и зачина; в-четвёртых, из славления — непосредственного обращения ко Богам, сопровождаемого принесением Им положенной жертвы-требы; в-пятых, из принятия Силы Божеской — за круговой братиной и, если это возможно, в хороводе; и в-шестых, из заключения — благодарения Родных Богов за Дары Их. Последнему могут предшествовать особые обрядные игрища, такие, например, как: бой Велеса с Зимой и оберег скота на Велесов день; сжигание чучелка Морены на Масленицу; приезд Ярилы на коне на Ярилин день и отмыкание — оплодотворение Им Земли; русалочьи пляски в поле на Ляльник (Лельник); обход поля на Вешнее Макошье — день Земли (Именины Земли); мужские-воинские бои («сам-на-сам» и «стенка-на-стенку») и удалые забавы молодецкие на поминальной тризне — встрече Вешних Дедов; проводы русалок и «похороны» Ярилы, разыгрываемые в начале лета; многочисленные действа Купальского Богодеяния (мистерии); обрядные бои воинов на Перунов день; многочисленные действа, связанные со сбором урожая, например, чествование снопа Велеса; игра-охота на Небесных Лосих на день Рода и Рожаниц; благодарение Богов за урожай на Осеннее Равноденствие — Таусень (Родогощ); замыкание земли и воды на осеннее Макошье; поминальная тризна на проводах Осенних Дедов; окрутная[300] мистерия на приход зимы — день Мары-Морены; многочисленные действа Колядной мистерии, включающей в себя, среди прочего, жданки — лёгкую предварительную трапезу, приход Полазника — Гостя из Нави, поход за Бадняком (красно украшенным сухим поленом, из коего «мостят мосты» наступающему году) и последующее принесение его Огню, славление новорождённого Солнца, кормление Мороза кутьёй и последующую окрутную мистерию; а также ряд других действ.
10. Предварительное освящение места творится одной либо несколькими девами-обавницами, коих также может сопровождать жрец с бубном либо позвонцами. Перво-наперво обавницы обходят все Капище (большое коло-оберег), благословляя его зерном ярым — наговорённым. Рекут слова:
ЧУР-ЧУРИЛО СТАР-ПРЕСТАР ТЫ СИДИ-СИДИ ПОСИЖИВАЙ ТЫ ХОДИ-ХОДИ ПОХАЖИВАЙ [ТЫ ГЛЯДИ-ГЛЯДИ ПОГЛЯДЫВАЙ] ТЫ ВОДИ-ВОДИ ПОВАЖИВАЙ ДА [ВСЯКО ЗЛО] ОТ НАС ОТВАЖИВАЙ! ГОЙ[301]!
Вдругорядь обавницы обходят всех собравшихся (среднее коло-оберег), благословляя их ключевой наговорённой водой, сбрызгиваемой с берёзовых либо ивовых ветвей, кои окунаются в особую чарку, для действа сего изготовленную (в зимнее время вода заменяется наговорённым зерном). Рекут слова — во здравие Духа, души и плоти:
ЗДРАВЫ БУДЬТЕ ОТ ВЕКУ А ДО ВЕКУ! ПРИМИТЕ СИЛУ БОЖЕСКУ! ГОЙ!
Затем обавницы обходят Огневище (малое коло-оберег), простирая к нему длани. При сём жрец бьёт в бубен либо гремит в позвонцы, речёт слова:
КОЛО-ОБЕРЕГ СОРОК СОРОКОВ ТРИЖДЫ ПО СОРОК СОРОКА ДОРОГ ОГНЬ-ПЕРЕКРЕСТ ОБЕРЕГ ОКРЕСТ! ОГНЬ-ПЕРЕКРЕСТ ОБЕРЕГ ОКРЕСТ! ОГНЬ-ПЕРЕКРЕСТ ОБЕРЕГ ОКРЕСТ! ГОЙ!
Затем обращается к Чуру:
ЧУР-ЧУРИЛО СТАР-ПРЕСТАР СТАР-ПРЕСТАР ЧУРИЛО-ЧУР ТЫ ХОДИ-ХОДИ О-КОЛО ХОДИ ГОРЕ ХОДИ ДОЛУ ЗОРКО ГЛЯДИ КОЛО СВЯТИ КОЛО СВЯТИ СИЛУ ВОДИ СИЛУ ВОДИ СИЛУ РОДИ ИНО НАВИЕ ОТВОДИ В ОБЕРЕЖЕ ЧУРЕ СТАНИ СИЛА БОЖСКА БУДИ С НАМИ! ГОЙ!
11. Волхвы испрашивают у Родных Богов дозволения начать славление — обрядное обращение (общее — ко Всебожью, либо частное — к Кому-либо из Родных Богов особливо), например:
УЖ ВЫ ГОЙ ЕСИ БОГИ РОДНЫЕ ВО РОДУ НАШЕМ РОДИЧИ СТАРШИЕ ВЫ ДОЗВОЛЬТЕ НАМ ДЕЛО ПРАВИТИ ДЕЛО ПРАВИТИ ДА ВАС СЛАВИТИ ПО ИСКОНУ ВСЕ ДА ПО РУССКОМУ КАК ТО ПРЕДКИ НАМ ЗАПОВЕДАЛИ! ГОЙ!
Либо:
ДОЗВОЛЬТЕ БОГИ РОДНЫЕ А ПРЕДКИ СВЯТЫЕ ДНЕСЬ ВАС СЛАВИТИ ДА ВЕЛИЧАТИ НЕ РАСТОЧАТИ НО СОБИРАТИ РАДЕНЬЕ НАШЕ О ВАС НАЧАТИ ПО ЗАКОНУ ПО СВАРОЖЬЕМУ ПО ИСКОНУ ПО РУССКОМУ ПО ПРЕДАНЬЮ ПО СЛАВЯНСКОМУ КАКО ПРЕДКИ НАШИ ДЕЯЛИ КАКО НАМ ДЕЯТЬ ЗАПОВЕДАЛИ ДА БУДЕТ РАДЕНИЕ НАШЕ С-ПРАВНО ДА БУДЕТ СО-БЫТИЕ НАШЕ СЛАВНО ДА БУДУТ ДАРЫ БОЖЕСКИ ПО СЕРДЦАМ НАШИМ! ВО СЛАВУ БОГОВ А ПРЕДКОВ НАШИХ! ГОЙ!
Затем — рекут кощуны по случаю свершаемого действа, повествуя былинным-старинным слогом о Деяниях Божеских, кои к сему Святодню приурочены, добавляя в конце:
КАК НА МОРЕ-ОКИЯНЕ ДА НА ОСТРОВЕ БУЯНЕ ЛЕЖИТ БЕЛОЙ БОГАТЫРЬ ДИВИЙ КАМЕНЬ АЛАТЫРЬ КТО К СЕМУ КАМНЮ ПРИДЕТ ТОТ И СИЛУ ОБРЕТЕТ МЫ К СЕМУ КАМНЮ ПРИШЛИ МЫ И СИЛУ ОБРЕЛИ! ГОЙ!
Все собравшиеся сему внимают — о времени забывают, слов вещих не перебивая, в Сердцах своих связь прошлого с настоящим, а Божеского с человечьим восстановляя.
12. Жрецы возжигают священный Живой Огонь на Огневище, рекут слова:
ЗА СЕМЬЮ РЕКАМИ ЗА СЕМЬЮ КАМНЯМИ НА КРАЮ ЗЕМЛИ У ВЫСОКОЙ ГОРЫ ЗЛАТА КУЗНЯ СТОИТ ЖАРКИЙ ЖАР В НЕЙ ГОРИТ КАК ПРИХОДИЛ ВО ТУ КУЗНЮ БЕЛОЙ КУЗНЕЦ КАК РАСКАЛЯЛ ДО БЕЛА ОН БУЛАТНЫЙ МЕЧ КАК УДАРЯЛ ПО НЕМУ ТЯЖКИМ МОЛОТОМ КАК ВЫСЕКАЛ ОН ДВЕ ЯСНЫЕ ИСКОРКИ ОДНА ИСКОРКА НА НЕБЕ ДАЖЬБОГОВ СВЕТ А ДРУГАЯ НА ЗЕМЛЕ СВАРОЖИЧ-ОГОНЬ НАД ОГНЕМ ТЕМ КУЗНЕЦ ДЕСНИЦУ ПРОСТЕР ОТ ОГНЯ ТОГО МЫ ВОЗОЖЖЕМ СВОЙ КОСТЕР ПУСТЬ ВОВЕК ГОРИТ НАМ ТЕПЛО ДАРИТ! СВА[302]! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!
Затем — призывают силу Огнебогову:
О АГУНЯ ВЕСТНИК БОЖСКИЙ О БОГ ОГНЕКУДРЫЙ СВЕТОЛИКИЙ К ТЕБЕ ВЗЫВАЕМ О РАЗГОНЯЮЩИЙ ТЬМУ ПРИДИ К НАМ ОТВЕРЗНИ СВАРГУ ЗЛАТУЮ ПРИДИ К НАМ ЯСНЫЙ ВО ПЛАМЕНИ ЯРОМ ПРИДИ К НАМ СВЕТЛЫЙ ВО СВЕТЕ БОЖСКОМ ПРИДИ ПРИДИ ПРЕЧИСТЫЙ НАШ БОЖЕ УЗРИ О СВАРОЖИЧ ОГНЬ СЕРДЕЦ НАШИХ ПРИМИ ЧИСТУ ЖЕРТВУ (ТРЕБУ) НАШУ ДОНЕСИ ЕЕ ДО БОГОВ РОДНЫХ НАШИХ! ВОССЛАВИСЯ ДНЕСЕ! ГОЙ!
И далее:
ЯР-ОГОНЬ БАТЮШКА ЖГИ-ПАЛИ ТРАВЫ СОРНЫЕ ВОЗМАХНИ КРЫЛОМ ОПАЛИ ПЕРОМ ДАЙ НАМ ДНЕСЬ ДОБРО ЯРОЕ ЗЕРНО КРАСНУ СОЛНЫШКУ СВЕТ-СВАРОЖЕ СКУЙ ЗЛАТО ДОНЫШКО ПЛАМЯ-СВЕТ ЯР-БУЙ РАСПРЯМИ КРЫЛА ВО СТО ЗОЛ ЗОЛА ОГНЕБОГА СТОЛП БОЖЕСКИЙ ПРЕСТОЛ БОГОВ СВЯТ УДЕЛ СВЕТУ СВЕТ ПРЕДЕЛ ОГНЕСЛАВА-СВА ЯРЫЕ КРЫЛА ГОЙ СВАРОЖЕ-СВА! СЛАВА! ГОЙ!
Либо:
ЯР-ОГОНЬ БАТЮШКА ВОЗДЕНЬ ПЛАМЕНЬ СВОЙ ЗАЧЕРНИ ЗОЛОЙ КУДРИ ЗЛАТЫЕ ЯР-БУЙ ВОЗНЕСИ КОЛО ВЫСВЕТИ ЯР-ОГОНЬ ЖГИ-ПАЛИ НЕБО ЗОЛОТИ ЗЕМЛЮ ОСВЕТИ ДАЖЬ БОЖЕ ДОЛИ ВО КРЫЛО СОКОЛЬЕ В СИЛУ СИЛУШКИ В РУДУ ЖИВУШКИ ГОЙ ЕСИ ОГНЬ НЕ ДЫМ НЕ ОСТЫНЬ НЕ ПОКИНЬ СТЕЗЮ ПРАВИ ВОВЕК СЛАВИМ ЯР-БУЙ СВА! СЛАВА! ГОЙ!
Затем жрец читает построчно слова заговора, а весь народ за ним построчно повторяет:
БАТЮШКА ТЫ ЯР-ОГОНЬ ВСЕМИ ТЫ КНЯЗЬЯМИ КНЯЗЬ ВСЕМИ ТЫ ОГНЯМИ ОГОНЬ БУДЬ ТЫ КРОТОК БУДЬ ТЫ МИЛОСЕРД КАК ТЫ ЖАРОК ДА ПЫЛОК КАК ТЫ ЖЖЕШЬ ДА ПАЛИШЬ В ЧИСТОМ ПОЛЕ ТРАВЫ ДА МУРАВЫ ЧАЩИ ДА ТРУЩОБЫ У СЫРОГО ДУБА ПОДЗЕМЕЛЬНЫЯ КОРЕНЬЯ ТАКО ЖЕ МЫ МОЛИМСЯ ТЕБЕ КОРИМСЯ ТЕБЕ СОЖГИ-СПАЛИ ТЫ С НАС ВСЕ СКОРБИ ДА БОЛЕЗНИ СТРАХИ ДА ПЕРЕПОЛОХИ УЗОРЫ ДА ПРИТОРОКИ! ОГНЮ СВАРОЖИЧУ СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!
Либо:
ОГНЬ-БАТЮШКА СЛАВЫ ГОСУДАРЬ СЛАВЫ ГОСУДАРЬ ОГНЬ-БАТЮШКА РАСПЕРИ КРЫЛА ВО СТО ЗОЛ ЗОЛА ВО СТО ЗОЛ ЗОЛА РАСПЕРИ КРЫЛА ОБОЖГИ ПЕРОМ ВО СТО КРАТ ДОБРОМ ВО СТО КРАТ ДОБРОМ ОБОЖГИ ПЕРОМ ОБЕРЕГ МЕНЯ ПО ДОЛУ ОГНЯ ПО ДОЛУ ОГНЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ! ГОЙ!
13. Затем волхв кладёт зачин обращению ко Богам, речёт слова, поваживая руками, воздетыми горе — восставляя Столп Силы Божеской, единящий верх и низ, небо и землю, Всебожье и Всемирье:
РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО ЗАСВЕРКАЙ СВЕТЛО ЯРИ ЯСНОЕ СОЛНЦЕ КРАСНОЕ[303] СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ! СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ! СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ! [ЯКО РОД ВЕЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ!] ГОЙ!
Либо:
ТУЧИ ИДУЧИ[Е] ГРОМЫ ГРЕМУЧИ[Е] ТРАВЫ СТОЯЧИ[Е] КАМНИ ГОРЮЧИ[Е] ПОДИ ПО ДОЛУ ВОЗДЫМИ ПРЕСТОЛ ПОДИ ВО ЗДРАВЕ ОБЛЕКИСЯ ПРАВИ! ГОЙ!
А затем:
ЗАБУРЛИ МОРЯ СВЕТЛОПЕННЫЯ ШЕЛЕСТИ ДУБА ВЕКОВЕЧНЫЯ ЗАСВЕРКАЙ МЕЧИ РАЗУДАЛЫЯ ВСПОЛЫМИ ОГНИ ИСКРОЗАРЫЯ РАСПЛОДИСЯ ЗЕМЛИЦА БОЯРАЯ СЕ ТВОРИТСЯ СЛАВА ПРЕОГРОМНАЯ САМОМУ [БОЖЕСКО ИМЯ РЕК]! ГОЙ!
14. Сие же творить и иначе можно. Волхв, бия в бубен, сам как бы восхищается-возносится духом вместе с Рарогом — Огненным Соколом, Вестником Божеским до неба, речёт:
УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ СОКОЛ-ОГНЕКРЫЛ СОКОЛ-ОГНЕКРЫЛ ЯРЫМ ПЛАМЕНЕМ ВСХОДИ К НЕБУ ТЫ СВАРГУ ВСПОЛЫМИ СВАРГУ ВСПОЛЫМИ СВЕТОЗАРЕННЫЙ ТЫ ЛЕТИ-ЛЕТИ В СВЕТЕЛ БОЖСКИЙ ГРАД К САМОМУ КО [БОЖЕСКО ИМЯ РЕК]! ГОЙ!
И далее идёт само обращение, например, общее — ко Триглаву Сварожьему[304]:
ТРИГЛАВЕ ЕСИ МНОГОСЛАВЕ ДИДЕ-ДУБЕ-СНОПЕ СВЯТЫ ВМИТЕ СОРОДИЧЕЙ СЛАВЯЩИХ КОИ ЕСТЕ ОТРОЦЫ ВАШИ СВАРОЖЕ ВЕЛИКИЙ БОЖЕ КИЙ[305] МОЩИ В ДЕСНИЦУ ВЛОЖИ[306] ОТЧЕ ГРОМАМ ПЕРУНЕ СИЛЫ ПРАВИ ДАРУЕ ВЕЛЕСЕ ДИВЕ НЕБЕСЕ БО ВЕЩИЙ ВЕЛЕСЕ ЕСИ ПРЕБУДЬТЕ С НАМИ ВО БЛАГОСТЯХ БОЖСКИХ ОТНЫНЕ ВОВЕК! ОТ КОЛА ДО КОЛА! СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!
Либо — частное, например:
ОТЧЕ-ПЕРУНЕ ХОДИ ВО ГРОМАХ ВОДИ МОЛОНЬЯМИ ТОЧИ ХЛЯБИ НА ЖИТО ВЛАДЫКО ГРОЗНЫЙ ЖИВЫЙ В ВЫШНИХ ЗАЩИЩАЙ ПРАВДУ ОБЛАДАЙ ОГНЕМ РАТАЙ ЕСИ РОДА БОЖЬЕГО СЛАВЕН-ТРИСЛАВЕН БУДИ ОТНЫНЕ ВОВЕК! ОТ КОЛА ДО КОЛА! СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!
15. Затем Богам приносится треба, коя может быть как общей, так и собранной с каждого по отдельности. (Требы Тёмным Богам не приносят голыми руками, но — лишь спустя рукава; не облекают славлениями, но — лишь особливыми величаниями; не творят общим кругом, но — лишь частным образом.)
16. Для принесения общей требы потворница обносит посолонь всех собравшихся требным хлебом (хлебами) на рушнике: одним, либо двумя, положенными один на другой, либо несколькими, положенными горкою, смотря по необходимости. Жрец речёт:
НА КОРОВАЙ[307] БОЖИЙ ОТ СЕРДЦА ДЛАНИ ВОЗЛОЖИМ БЛАГОСТИ НЕ РАСТОЧИМ А СИЛУ РОДА УПРОЧИМ! ГОЙ!
Все участники, по слову жреца, возлагают на коровай руки: десницу (правую, дающую) — с пожеланием блага миру; шуйцу (левую, берущую) — с пожеланием блага себе; обе руки — с пожеланием блага всему сущему. Когда коло обойдено, один из жрецов речёт:
ДОБРЫЕ РЕЧИ ДО БОГОВ ТЕЧИ ХУДЫЕ РЕЧИ РЕКШИМ НА ПЛЕЧИ! ГОЙ!
Затем — принимает из рук потворницы рушник с хлебами и, обратясь к Огню и Богам, подымая требу сначала до уровня живота, вдругорядь — до уровня сердца, а затем — до уровня чела либо родника (макушки), троекратно речёт:
СВЯТА ТРЕБА СВЯТИ-ОСВЯЩАЙСЯ ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА СВЯТИ-ОСВЯЩАЙСЯ ОТ СОЛИ ДО ХЛЕБА СВЯТИ-ОСВЯЩАЙСЯ ДА ПРЕБУДИ ЛЕПА СВЯТИ-ОСВЯЩАЙСЯ! ГОЙ!
Либо:
СВЯТИСЯ ТРЕБА ОТ СОХИ ДО ХЛЕБА ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА ПРЕБУДИ ЛЕПА! ГОЙ!
После чего жрец несёт требу на Капище, где предлагает её Родным Богам, подходя к Их Образам поочерёдно. Затем — обращается непосредственно к Тому из Них, Кому особливо посвящён весь творимый обряд: воздымает ко Лику Бога[308] требу и поваживает ею посолонь, прося принять её. Речёт:
ПРИМИТЕ ВСЕ-БОЖЕ А БОЛЕ [БОЖЕСКО ИМЯ РЕК] ТРЕБУ ВЕЛИКУ ОТ РОДА НАШЕГО ТРЕБУ ЧЕСТНУ ОБИЛЬНУ ТРЕБУ СЛАВНУ ВСЕСИЛЬНУ! ДА БУДИ ЗЕМЛЕ НАШЕЙ БЛАГО! ГОЙ!
После чего — кладёт требу с поклоном на Алатырь-камень[309], у подножия Капи утверждённый, либо на заменяющую его требную колоду. Речёт:
[БОЖЕСКО ИМЯ РЕК]! ЖЕРТВУ (ТРЕБУ) СИЮ ПОД СВЯТО ПРИМИ! ГОЙ!
Затем жрец делит требу на две части: одну — оставляет на Капище, другую же — с поклоном отдаёт Огню. При сём — речёт:
ВО СВАРГУ СОКОЛОМ ВСХОДИ СЛАВА БОГАМ НАШИМ КО ДИДУ А ДУБУ А СНОПУ КО РОДУ ОТ РОДОВ РУССКИХ ИЗ ОГНЯ СВЯТАЯ ТРЕБА А ЯКО БЫЛО ОТ ВЕКУ ТАК ЕСИ А ТАКО БУДИ! ДА БУДИ ЗЕМЛЕ РОДНОЙ БЛАГО! ГОЙ!
Либо (если треба приносится не через Огонь):
ВО СВАРГУ ОТ ЗЕМИ[310] ВСХОДИ СЛАВА БОГАМ НАШИМ КО ДИДУ А ДУБУ А СНОПУ КО РОДУ ОТ РОДОВ РУССКИХ СЛАВНА СВЯТАЯ ТРЕБА А ЯКО БЫЛО ОТ ВЕКУ ТАК ЕСИ А ТАКО БУДИ! ДА БУДИ ЗЕМЛЕ РОДНОЙ БЛАГО! ГОЙ!
Затем, воздев руки горе, речёт славу Триглаву:
ТРИ-БОЖЕ ЕСИ ВО СВАРОЖЬЕ ДИДЕ А ДУБЕ А СНОПЕ ВО РОДЕ ВСЕВЫШНЕМ ЕДИНЫ ВО СВАРГЕ ЗОЛОТОЙ СВЯТЫ СВАРОЖЕ-ПЕРУНЕ-ВЕЛЕСЕ СОЙДИТЕ КО НАМ СО НЕБЕСЕ СИЛУ БОЖСКУ ЯВИТЕ! ГОЙ! СВАРОЖЕ ПРАДИДЕ НЕБЕСЕ СВЕТ СВАРГИ ПРЕБЛАГИЙ ЕСИ ПЕРУНЕ ВО ГРОМЕХ ГРЯДЫЙ ПРАВО СУДИ ПО РЯДУ ВЕЛЕСЕ ВЕЩИЙ КУДЕСЕ ВОЛХОВОВ УЧАШЕ ВЕСЕ ТРИГЛАВЕ ЕСИ МНОГОСЛАВЕ ВО ВЕКИ ВЕКОВ ВО ПРАВИ ВСЕБОЖИЮ РОДОВУ СЛАВА! ГОЙ!
Либо:
ТРИ-БО СВЕТЛЫ ВЕДОЙ ВЕДНЫ РОДОМ РОДНЫ КОЛОГОДНЫ СЛАВНЫ СЛАВОЙ МЕЧОМ СТРАВОЙ БЫСТЬ А БУДИ ЩЕДРЫ К ЛЮДИ ОТЦЫ-ДИДЫ В СКАЗАХ ДИВНЫ В СТАРИ В НОВЕ ПРАВИ В ДОЛЕ РЕЧЕМ ТАКО ДЕЕМ ТАКО БУДИ СЛАВА ВОВЕК СЛАВА! ГОЙ!
17. В случае, когда вместо обнесения всего круга одним общим короваем треба собирается потворницами с каждого по отдельности, все подношения складываются на один общий поднос и предварительно проверяются жрецами: не подносится ли Богам среди прочего что-либо непотребное?..
18. Пока треба восходит в пламени, волхв, воздев руки горе, речёт прославление Сварги:
ЕСИ ПАЧЕ УМА ПРЕСТОЛ ЛЬЮЩИЙ НЕЗРИМЫЙ СВЕТ БОЖСКОЙ ВЕЛИКОЙ СЛАВЫ ЗРИМ МЫ ТАЙНУ ПРЕСЛАВНУ ЯКО ОГОНЬ СИЯЮЩУ ПАЧЕ ЧУДЕС ЗЕМНЫХ ОЗАРЯЮЩУ ДА ПРОСВЕЩАЮЩУ ИЖЕ ВО СВАРГЕ ЗЛАТОЙ ОТ ВЕКУ УТВЕРЖДЕНА! ЕСИ СВА! ЯКО ЗЕМЛЯ ПОУТРУ КРАСНО УБРАНА ЗОРЯМИ СВЕТЛЫМИ ТАКО СЛАВОЙ УКРАШЕНА ПРАВЬЮ ВЫШНЕЙ ВОЗВЫШЕНА СВАРГА ЗЛАТАЯ УДЕЛ БОГОВ РОДНЫХ НАШИХ ВО СВЕТЕ А КРЕПОСТИ ВЫШНЕЙ! ТАК БЫЛО ТАК ЕСТЬ ТАКО БУДИ! ИСТИННО ВОВЕК! СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!
Затем волхв вопрошает жреца:
ЧТО ТРЕБА?
Жрец, судя по тому, как горит треба, и как простирается дым над Огнём, ответствует:
ВЗОШЛА! СЛАВА БОГАМ!
Либо:
ГОДИТЬ[311] БУДЕМ!
Либо:
ПРАХОМ ПОШЛА!
В последнем случае, то есть когда Боги не приняли требу, необходимо принести искупительную жертву; остатки же отвергнутой требы — зарыть в землю.
19. После того, как треба принесена, по кругу трижды пускается братина с сурьей, либо квасом, либо питным мёдом, либо сычёным[312] пивом, иже предварительно освящается — предлагается Богам. Наполняя братину, жрец речёт:
СУРЬЯ ЛЕИСЯ БЛАГО ДЕИСЯ ЧАРА ПОЛНИСЯ-ПРЕИСПОЛНИСЯ КОМУ ПИТИ ТОМУ ДОБРУ БЫТИ! ГОЙ!
Либо:
ХМЕЛЮ ХМЕЛИСЯ ХМЕЛЮ ЯРИСЯ ПЕНОЙ ПЕНИСЯ [ДА ВО БЛАГО!] В ЧАШИ ЛЕИСЯ [ДА ВО ЗДРАВУ!] КОМУ ПИТИ ТОМУ ДОБРО! ГОЙ!
Либо:
ВЕЩИЙ ДИВЕ ПАСТЫРЬ СИВЕ БОРОНЕ МАРЕ ВО ХЛАДЕ ЯРЕ ОЛУЙ[313] НАМ ДАРЕ! ГОЙ!
Затем братина с освящённым напитком трижды проходит по кругу — от сородича к сородичу, сплачивая их Сердца и единя коло. Первое коло творится во славу Всебожья Родова да Предков славных; второе коло — во славу Всемирья да Родной Земли-Матушки; третье же коло — во здравие сородичей. (Либо так: первое коло — во славу Богов Родных, второе — во славу Предков Святых, а третье — во славу сородичей честных.) Употребление хмельных напитков неславянского происхождения (таких, как, например, водка), не являющихся продуктами естественного брожения, а также напитков повышенной крепости — на Славянских обрядах не допускается. Сему же неплохо бы следовать и в мирской жизни.
20. Братину на обряде следует передавать друг другу посолонь (окромя некоторых ночных действ, требующих обратного) — двумя руками и с подобающим поклоном, передавая через руки и часть тепла своего Сердца. Так же (обеими руками и с ответным поклоном) следует её и принимать — из рук в руки, от Сердца к Сердцу. Прежде чем сделать из неё глоток, можно восславить (кратко — без излишнего суесловия) Родных Богов и славных Предков, завершив свою речь возгласом: «ГОЙ!» либо «СЛАВА!» При этом если славление обращено к Небесным Богам, следует приложить к Сердцу, а затем взметнуть ввысь правую руку. Если же славление обращено к Земле-Матушке либо ко Богам, во Подземье удел Свой имеющим, следует опуститься на одно колено и приложить правую руку к земле — от Сердца. Все остальные участники действа, чьи руки в это время ничем не заняты, могут делать то же самое двумя руками — особенно, если славление обращено ко всему Всебожью Родову. Также здесь уместно принести Богам малую личную требу, пожертвовав им немного из братины: плеснув часть её содержимого в Огонь либо на землю, — а уж затем сделать глоток и самому.
21. Вслед за братиной потворницы обносят всех участников обряда остававшейся на Капище частью требы, от коей каждый, приобщаясь, берёт правой рукой по кусочку. Сия освящённая Богами пища почитается исполненной особой силы и принимается в безмолвии.
22. Далее, смотря по необходимости, можно завести обрядный хоровод. Хороводы бывают: обрядные и игровые, круговые и змеевые, простые и плетёные, а также: посолонь и противосолонь. В простой хоровод все участники встают по слову жреца:
СКЛЁПАНО КОЛО!
Берутся за руки: так, чтобы правая (силу дающая) ладонь была обращена вниз, а левая (силу принимающая) — вверх, и начинают кружение, не разрывая общего круга. Если при увеличении скорости кружения хоровод разрывается, то его не склёпывают заново, а делают плетёным, продолжая движение не круговое, но змееподобное. Силу Светлых Богов принимают в движении посолонь; силу Тёмных — противосолонь. Водят хоровод под звуки бубнов, трещёток, позвонцов, с песнями либо с гуканьем — зачастую до полного изнеможения.
23. После хоровода можно перейти и к обрядным игрищам, буде сие намечено. Оные бывают двух видов: скоморошины и Богодеяния (мистерии). Скоморошины зачинаются отдельными умельцами, нравом да умением своим к сему делу пригодными, кои сознательно облики смешные на себя принимают, дабы через малое да смешное о великом да важном сказать — словом и делом своим скоморошьим на Невыразимое Божеское указать. Постепенно в веселье вовлекаются и все остальные участники празднества... Богодеяния же, как правило, творятся в тесном кругу и посторонних зрителей никак не терпят. Ибо через Богодеяния люди окруту проходят, по-за мрое[314] ходят — во Ино стези торят, в Божеское вживаются — Силе Вышней открываются. Через них — Деяния Божеские постигают, а в себя придя — сказы и песни об увиденном да услышанном слагают...
24. В заключение обряда все кланяются до земли Родным Богам, за Дары обретённые Их благодарят. Жрец размётывает крошки, оставшиеся на рушнике от требы, на все четыре стороны — как подношение духам-хранителям места (ибо искони так ведётся: первыми вкушают Боги — Духи Великие да Предки славные, затем — люди, а после — все молодшие духи). Тут и волхв ударяет посохом оземь — обряд завершён!
25. После же сего можно и на братчину — пир честной народ созывать, яства на скатерти выставлять да мёдом хмельным ковши наполнять! Но о сём — далее речь пойдет.
Уряд Братчинный
1. Братчина есть действо, обряд продолжающее, не к суете, но к Богам обращающее. Посему, ковши подымая, не о чреве заботиться надобно, но Подателям пищи и пития всякого должно честь воздать. О сём же рекут мудрые: всяк, за столом бесчинства творящий, Богов тем гневит да Предков хулит. И ещё: тот благостей Божеских не обрящет, кто Снопа на поле да Хлеба на столе по-Божески не чтит.
2. Общий стол братчинный собирают всем миром, каждый прилагает часть свою посильно — по мере своей. Всё, что на братчинный стол — ладонь Божескую — кладётся, то Богам отдаётся, Их силою освящается да обратно к людям честным Дарами Божескими возвращается.
3. Всяк, пищу да питие на стол приносящий — жертвы Богам за благости Их подносящий, на скатерть их ставит с поклоном — как требу приносит, Богов принять её просит. Ставит на стол — на блюдах, на чистой не битой посуде, без коей и крох не кладёт — так честь стола соблюдёт. Тот же, кому посуды не хватает, берестою её заменяет. Ибо негоже Богам давать — будто псам наземь бросать!
4. Всяк, кто за стол садится, иметь должен свою ложку, миску да чарку либо рог, дабы других своими нуждами не донимать и чужого не брать. Безо всего прийти может лишь гость, да и тот — лишь по первости. А чтобы не чувствовал оный себя обделённым, так о сём — хозяевам заранее позаботиться должно.
5. Садятся за стол по старшинству. Раньше времени пира не начинают. Потворницам, стол готовящим, в деле их не мешают.
6. Зачин братчине кладёт жрец, рекущий слова пищесвятия:
ТАМ КОСТЕР ЗДЕСЬ КОСТЕР КАКО НА НЕБЕСИ ТАКО НА ЗЕМЛЕ СТАЛО ПИЩА А ПИТИЕ НА БЛАГО РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКА НАРОЖДЕНЫ МИЛОСТЬ ТО ЕСТЕ А ЗА ТО БЛАГОДАРСТВИЕ БО ГДЕ ХЛЕБ ЕСТЕ ТАМО БОГИ ЕСТЕ А СТА СИЯ СТРАВА ЧИСТА ОТ БОГОВ ДАЖДЕНА! СЛАВА! ХЛЕБ ДА СОЛЬ! [ОТВЕТ: ХЛЕБА ЕСТИ!] ГОЙ!
Либо:
ПРИМИ БОГ СВАРОГ ДАР СЕЙ В ЗЛАТ ЧЕРТОГ БУДИ СВЯТ НАШ СТОЛ ЯКО ТВОЙ ПРЕСТОЛ БУДИ СВЯТ НАШ ХЛЕБ ДА ПРЕМНОГО ЛЕТ! СВА! СЛАВА! ХЛЕБ ДА СОЛЬ! [ОТВЕТ: ХЛЕБА ЕСТИ!] ГОЙ!
После чего — пускает по кругу братину, плеснув из неё на землю — во славу Предков. Здесь же братчинный урядник — стола хозяин — может сию братину прославить, а добрых людей потешить:
УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ ЧЕСТНА НАША ЧАРОЧКА ТЫ КРУГЛЫМ-КРУГЛА НЕТУ НА ТЕБЕ УГЛА ТЫ ПОЛНЫМ-ПОЛНА НЕ ВИДАТЬ В ТЕБЕ ДНА А НА ЧТО ТЕБЯ ЧАРОЧКА ПОСТАВИТИ? А ЧЕМ ТЕБЯ ЧАРОЧКА ПРОСЛАВИТИ? А КОМУ ТЕБЯ ЧАРОЧКА ДНЕСЬ НАПОЛНИТИ? ДА К ЧЕСТНЫМ ЛЮДЯМ ДОРОГИМ ГОСТЯМ КОМУ ВЫНЕСТИ? А ПОСТАВИТЬ ТЕБЯ ЧАРОЧКА НЕ НА ЗЛАТ ПРЕСТОЛ А ПОСТАВИТЬ ТЕБЯ ЧАРОЧКА НА ДУБОВЫЙ СТОЛ У ТОГО ЛИ У СТОЛА ДА ЧЕТЫРЕ ВСЕ УГЛА КАК У СВЕТА ШИРИНЫ ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ А ПРОСЛАВИТЬ ТЕБЯ ЧАРОЧКА НЕ ВОДОЙ НЕ РОСОЙ А ПИВОМ ПЕННЫМ ДА МЕДОМ ХМЕЛЬНЫМ ЗАРОДИЛО ЕГО САМО НЕБУШКО СИНЕЕ ВОЗЪЯРИЛО ЕГО САМО СОЛНЫШКО КРАСНОЕ А ВОЗРОСТИЛА ЕГО САМА МАТУШКА СЫРА ЗЕМЛЯ А ВОСХМЕЛИЛ ЕГО САМ БАТЮШКА БУЕН-ХМЕЛЬ А НАПОЛНИТ ТЕБЯ ЧАРОЧКА СТАР-МАТЕР ЧЕЛОВЕК СТАР-МАТЕР ЧЕЛОВЕК ТРЕМ СЫНАМ ОТЕЦ А НАПОЛНИТ ОН ТЕБЯ НЕ В ДОМУ НЕ В ТЕРЕМУ А НА КРАСНОМ ЛУГУ ДА НА КАМЕННОМ КРУГУ А ВЫНЕСЕТ ТЕБЯ К ДОБРЫМ ЛЮДЯМ МОЛОДА ЖЕНА МОЛОДА-ПРИГОЖА НА ПОЧЕСТЕН ПИР НА ПОЧЕСТЕН ПИР МЕД-ПИВО ПИТИ МЕД-ПИВО ПИТИ ГОСТЕЙ ВЕСЕЛИТИ ПРЕДКОВ СЛАВНЫХ ЧТИТИ ДА БОГОВ РОДНЫХ ПО ЗАКОНУ СВАРОЖЬЕМУ СЛАВИТИ: СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!
Лишь когда братина обойдет всё коло, можно приступать к трапезе. От каждого яства первая часть также завсегда — Предкам.
7. Трапезничать следует чинно, без суеты, не во брюхо живя, но Богочестие делом сим творя.
8. Мудрые рекут: что со стола наземь упало, то в Нави пропало — к употреблению непригодно стало. Ибо негоже живым пищею мёртвых питаться — к навиям приобщаться. Тако же и посуда расколотая не для живых, но для иных потребна. Лишь волхвы, кои средь живых — мертвы, а средь иных — живы, всяку пищу принять могут. Да только и им за общим столом во Ино стези торить негоже.
9. По завершении же братчины все остатки трапезы отдаются духам-хранителям места, и скатерти чисты остаться должны. Ибо чистота — лучшая честь Богам!
10. После пира честного — можно и за игрища народные приниматься: хороводы водить, всякое веселье творить, забавами молодецкими тешиться, силушкой богатырской мериться, по углям ходить — коли лето на дворе, да в проруби купаться — коли веси в серебре. Пусть на сие Предки наши из Ирия Небесного полюбуются, силе-удали потомков своих порадуются. И будет, как есть и было от веку на Русской Земле: нам править сие — веселье да здрава, ну а Предкам — почёт наш да слава! Гой!
Слава Роду!
[2001–2002]
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы