Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рождение и развитие риторики в античности.



Зарождение ораторского искусства связано с расцветом греческой демократии, которая предполагала активное участие граждан в делах государства, а следовательно, их активное речевое взаимодействие с властью и друг с другом. В истории сохранились имена первых легендарных риторов (учителей красноречия) Коракса (или Корака) и Тизия. В Древней Греции было много выдающихся ораторов, самый прославленный из них — Демосфен (IV в. до н.э.).

Первыми профессиональными преподавателями красноречия в Древней Греции были софисты. Софистика (от греч. — мудрый) — философское течение в Древней Греции вв. до н.э. Софисты учили оказывать речевое воздействие, побеждать в споре, руководствуясь принципом "цель оправдывает средства". Они разработали систему непозволительных уловок, называемых софизмами — намеренными ошибками в доказательствах. Приведем пример одного из них: "Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего". Софисты изменяли основной тезис речи, расширяли или сужали его, переводя спор на позицию выгоды/невыгоды, подменяли понятия (подробнее см. в параграфе, посвященном демагогии и манипуляции). Именно поэтому в современной речи слово "софистика" употребляется и в более узком, негативном значении: рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики.

Эпоха Сократа (У-1У вв. до н.э.) была сложнейшим временем политической борьбы, войны между Спартой и Афинами, сменой тоталитарных и демократических форм власти. Сократ заплатил жизнью за любовь к истине, его диалоги, нередко ироничные или шутливые, учили людей самостоятельно думать и действовать. Выдающийся философ нашего времени М. К. Мамардашвили, размышляя над тем, почему погиб Сократ, писал: "...Необходимо было бы где-то помолчать, что-то не сказать или же согласиться на изгнание. Ведь греки готовы были дать своему философу убежать, они вообще-то не очень серьезно собирались его убивать: приговор был скорее ритуальным жестом; предполагалось, что Сократ просто скроется из Афин и будет жить в изгнании. Сократ же почувствовал свою ответственность перед чем-то, что полностью освобождало его от участия в человеческих делах. Он считал, что малейшая неправдивость разрушает ту правду, ради которой он жил".

Известно, что Сократ признавал только устную форму речи, живое непосредственное речевое общение, поэтому он не оставил после себя ни одного написанного текста, но остался в веках благодаря своим беседам с учениками.

Образ Сократа сохранился в диалогах его ученика, великого философа Платона (У-1У вв. до н.э.). Овладеть искусством красноречия, по мнению Платона, может только тот, кто учитывает "природные свойства будущих слушателей". Именно Платон донес до потомков не только философские идеи Сократа, но и то, каким образом в общении постигается истина.

Выдающийся ученик Платона — Аристотель (IV в. до н.э.). Аристотель полагал, что "риторика — это счастье", потому что она помогает человеку обрести радость в общении, в самораскрытии личности. В Античности красноречие предполагало нравственный выбор, определяющий образ жизни и судьбу человека.

С именем Аристотеля связана разработка понятий "пафос" и "этос". Пафос (от греч. страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая эмоционально возвышенной манере выражения чувств. Используя пафос (героический, трагический, романтический, сентиментальный и сатирический), оратор вызывал у слушающих требуемые чувства, не полностью раскрывая собственные.

Этос (от греч. "обычай, нрав, характер") — термин античной философии и риторики, от которого образовалось понятие "этика", обозначающий совокупность устойчивых черт характера. Этос воплощал личность оратора в стиле его речи, в ее целеустановке. Он соответствовал спокойному нравственному характеру, разумному стилю поведения оратора, тогда как пафос (или патос) определял поведение беспокойное, аффективное.

Древние греки и римляне понимали риторику как пауку, способную не только помочь в словесном поединке, но, прежде всего, отстоять свою жизнь и честь. Так было с Сократом, Демосфеном, с выдающимся судебным и политическим оратором Древнего Рима Марком Туллием Цицероном (II—І вв. до н.э.). "Речи" Цицерона до сих пор изучаются на юридических факультетах как образец судебной риторики. Когда-то Цицерону довелось защищать молодого человека, обвиняемого в совершении неблаговидного поступка. Самым убедительным аргументом оказался следующий: этот юноша — оратор, поэтому его ум и сердце не настроены на зло, у него пет ни времени, ни сил на дурные поступки


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь