Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Техника речи. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.
Голоса, поставленные самой природой, встречаются редко. Каждый человек может «воспитать» голос, т. е. развить и укрепить. Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Техническая сторона звучащей речи поддается тренировке путем специальных упражнений. Их надо выполнять регулярно, а также обращаться к ним, готовясь к ораторскому выступлению, к встрече с людьми, чтобы в момент контакта «быть в голосе». Основные элементы речевой техники –фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слетов, звуков). Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи. Техника речи включает: фонационное дыхание, которое дает силу голосу; голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью; дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков; интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи. интонация: высота тона; сила голоса; внутри фазовые паузы; темп; тембр – эстетическая окраска голоса. Тренировка интонации включает: интонационная развертка знаков препинания; работа над темпом и стилем речи; различные виды пауз: физиологические, грамматические, смыслоразличительные, психолингвистические, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту; работа над голосом. Фонетическая культура: правильное произношение слов, правильное ударение в словах. Невербальные средства общения. Эмоциональное отношение к тексту позволяют выразить невербальные средства общения: мимика, поза, жесты. Это вспомогательные средства. Они оживляют текст, экономят слова, компенсируют недоговоренное, снимают двойственных характер слов. Жесты: - выразительные описательные указующие подражательные язык глухонемых манеризмы – неоправданные жесты. Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи. Правила эффективного говорения и слушания. Необходимым условием правильного понимания собеседника является умение слушать и говорить, то есть умение подавать информацию. Слушания Это психологический компонент вербальной коммуникации, метод декодирования и восприятия информации. Умение слушать имеет первостепенное значение в человеческом общении. Статистические данные говорят, что из общего количества времени, которое используется для контактов на работе и дома, 9% времени мы пишем, 16 читаем, 30 - говорим, 45% - слушаем (точнее говоря, должны слушать). Слушая, реципиент раскрывает смысл информации, полученной от коммуникатора. Он понимает смысл сообщения во время декодирования. При этом ярко проявляется значение ситуации совместной деятельности, осознание которой включено в процесс декодирования. Без этой ситуации невозможно раскрыть смысл сообщения. Свойство слушания как личностное качество присуще не всем людям. Мы не слушаем собеседника по разным причинам: из-за нехватки времени, контраст эмоционального состояния реципиента с содержанием слов коммуникатора и тому подобное. Психологические процессы, обозначенные понятиями "слушать" и "слышать", существенно отличаются. Слушать означает напрягать орган слуха, а слышать - напрягать мозг, концентрируя внимание на словах партнера. Именно поэтому слушая можно не слышно, так как сознание в это время занята другими проблемами, мыслями, информацией. Кроме того, многие люди слышат только то, что хотят услышать. Поэтому коммуникатор должен учитывать, что его информация воспринимается субъективно. Эффективное слушание предполагает правильное понимание слов и чувств говорящего, сосредоточение на обсуждаемой проблеме. Оно обеспечивает осознание и решение партнерами по общению обсуждаемой проблемы, создание общего информационного поля, общего смысла, налаживание откровенных отношений, взаимопонимания. Вы, возможно, слышали выражение "слушать всем телом" (когда информация интересна, собеседник бессознательно возвращается к партнеру, устанавливает с ним визуальный контакт, пытается "всем телом" продемонстрировать свою заинтересованность). Такое умение слушать - это восприятие информации, при котором реципиент выражает поощрительное отношение к тому, кто говорит, своеобразно стимулируя общение, воздерживается от лишних замечаний, способствует обмену информацией. Если собеседник в процессе диалога замолчал, это еще не значит, что он слушает. Ведь слушания является процессом, который предусматривает концентрацию внимания. Уточняя, оценивая, анализируя информацию во время диалога, человек больше внимания уделяет своим делам, а не потому, что ей говорят. Особенно это проявляется в ситуациях конфликтного общения. В процессе диалога она чаще волнует, понял ее собеседник, чем тем, насколько ей понятны его слова, позиция. Такое слушание деформирует процесс общения. Учитывая поведение участников коммуникативного процесса, различают нерефлексивное, рефлексивное, критическое и эмпатийны слушания. Признак нерефлексивного слушания заключается в минимальном вмешательстве в речь собеседника (условно-пассивное слушание). Во время нерефлексивного слушания могут проявляться поддержка, одобрение, понимание с помощью лаконичных ответов, помогают продлить беседу (реплики "да", "понимаю" и т.д.). Эффективное оно в ситуациях, когда собеседник выражает свое отношение к событию, стремится обсудить актуальные вопросы, чувствует себя обиженным или решает важную проблему. Такое слушание эффективно, когда собеседнику трудно изложить свои проблемы, необходимо контролировать эмоции в общении с лицом, занимающим высокий пост. Нецелесообразно оно в ситуациях, когда собеседник не заинтересован в разговоре или когда его попытки слушать и понять воспринимается как согласие, соучастие. Рефлексивное слушание имеет целью регулярное использование обратной связи для достижения большей точности в понимании партнера. Критическое слушание требует от участника общения сначала анализа сообщения, затем - его понимания. Такое слушание приемлемое во время деловой совещания, конференции, дискуссии, на которых обсуждаются проблемы, мысли, идеи, касающиеся новых проектов, опыта и др. Однако в процессе сообщение новой информации, например на лекции, критическое слушание непродуктивное, поскольку отторжение информации не позволяет извлечь из нее ценное. Эмпатийны слушание предполагает, что участник общения уделяет больше внимания "считыванию" чувств, а не слов. Оно бывает эффективным, если коммуникатор вызывает у собеседника (реципиента) положительные эмоции (радость, надежду на лучшее, уверенность в себе и др.), И неэффективным, если провоцирует негативные эмоции (страх, тревогу, разочарование и т.п.). Словесное согласования действий коммуникатора и реципиента предполагает принятие ими коммуникативных ролей другого (коммуника-тор реципиента, а также - коммуникатора). Это зависит от их совместного включения в общий контекст коммуникативной деятельности. При экспрессивном общении уместны приемы нерефлексивного слушания, или умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Ведь он и так эмоционален, возбужден и испытывает трудности при формулировке своих мыслей. Необходимо также выразить свое понимание и одобрение его поведения. Когда же цель общения- урегулирования конфликта незаменимыми приемами слушания, которые основаны на сопереживании или понимании чувств другого человека, важно дать понять собеседнику, что вы понимаете его чувства. Но которая не была бы цель общения, утверждает известный ученый Иствуд Атвагер, всегда полезно знать технические приемы эффективного слушания и уметь непринужденно пользоваться ими. Вот главные из них. Проанализируйте свои привычки по слушания, сильные и слабые стороны, характер ошибок, допускаемых. Не слишком быстро вы оцениваете людей? Часто перебиваете собеседника? Препятствия общения характерны для ваших ответов? Какие из них чаще всего повторяются? Знание своих звичок- это первый шаг к их совершенствованию. Не избегайте ответственности при общении. Она общая, так как в ней участвуют двое, причем выступают в роли слушателей поочередно. Умейте показать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно достичь уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может партнер узнать, что его поняли, если ему не сказать об этом? Будьте внимательны. Умейте поддерживать, с кем говорите, визуальный контакт, но без назойливости или пристального взгляда (иногда принимается как враждебность). Следите, чтобы ваши позы и жесты говорили: вы его слушаете. Помните, что он хочет общаться с внимательным, живым человеком. Умейте сосредотачиваться на том, что говорит участник диалога. Это требует сознательных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты). Старайтесь свести до минимума ситуационные помехи (телевизор, телефон). Не допускайте "блуждания" мыслей. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните "что люди передают свои мысли и чувства" закодированными ", в соответствии с принятыми социальных норм. Умейте быть наблюдательными. Следите за неязыковыми сигналами разговора (поскольку на эмоции приходится большая часть общения) и выражением человека: как смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или ест, как ведет себя во время разговора. Отвечают неречевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей? Придерживайтесь одобрительной реакции относительно того, кто выражает свое мнение. Ваше одобрение помогает точнее выразить ее. Любая негативная реакция с вашей стороны вызывает у того, с кем вы общаетесь, защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженность. Прислушайтесь к самому себе. Ваша озабоченность и эмоциональная неуравновешенность мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их: прояснит ситуацию, устранит препятствия в диалоге. Помните, что иногда цель, с которой обращаются, - это получить от вас что-нибудь реальное, или изменить ваше мнение, или заставить вас сделать что-нибудь. В этом случае действие - лучший ответ собеседнику. Говорения Еще одним из важнейших компонентов общения как обменом информацией является говорения, то есть умение говорить, произносить информацию, строить предложения. Культуру говорить исследует специальная наука - риторика {теория красноречия). Ритор, оратор должен определить совокупность коммуникативных качеств, необходимых для достижения желаемого успеха во время выступления. Среди этих качеств, прежде всего, следует назвать три: Знание предмета речи; Во владение навыками публичной речи; Престиж оратора. Глубокое знание предмета выступления - это необходимое условие успешной публичного речи. Нельзя убедить аудиторию в том, чего сам в совершенстве не выучил, в чем сам не уверен до конца. Для оратора знание предмета речи выражается в глубоком сочетании высокой общей эрудиции в области теории с тщательной подготовкой к каждому публичного выступления. Надо иметь в виду, что, кроме несомненной объективной значимости для достижения эффективности речи, отличное знание темы имеет и непосредственное психологическое воздействие на самого оратора, помогая успешно бороться с профессиональным заболеванием, которое риторики всех стран мира называют болезнью аудитории. Болезнь эта поражает многих ораторов, и не только начинающих. Не раз симптомы этой болезни на себе испытывал каждый: представляет речи, голос, который срывается, дрожь в коленях, выступающий холодный пот, пересыхающее горло, попытки куда спрятать руки, которые неожиданно кажутся большими, что их все обращают внимание. Главным и безошибочным средством против упомянутой болезни является, прежде всего, твердое знание темы и отличное владение материалом. Импровизация является высшей формой ораторского искусства. Импровизационная речь, как правило, более эмоциональная, более энергичная, она сильнее влияет на слушателей. Сам факт импровизации поднимает авторитет оратора, способствует его успеху. Особенно важна импровизация в ответах на вопросы, в полемике, коротком выступлении с докладом, в обсуждениях. От оратора в данном случае требуется большая изобретательность и эрудиция. Идеальной ораторским речью является речь, которая так хорошо подготовлена, что кажется непринужденной, и аудитория воспринимает ее как импровизацию. Этого, безусловно, следует добиваться. Однако чистой импровизацией увлекаться не следует, так как, отдавшись вдохновению, оратор может упустить существенное и даже важно. Более того, он может выразить неточное или ошибочное положение, неосторожно обмолвиться, отдавая тем самым предпочтение в руки недоброжелателей. Это особенно важно, если события происходят в условиях полемики, спора, где оппоненты цепляются к каждому слова и фразы. Поэтому надо максимально оттачивать каждую фразу и формулировки. Подведем краткий итог относительно первой качества оратора: безупречное знание материала-надежный фундамент, на котором основывается вся сооружение публичной речи. Что же нужно для того, чтобы построить это сооружение? Для этого, прежде всего, нужны навыки мовлення- вторая важная качество оратора, определяющим успех его публичного выступления. Ответить на вопрос о содержании навыков речи - это значит перечислить все основные элементы риторики, то есть умение подобрать материал, организовать речь, провозгласить ее с трибуны, отреагировать на поведение слушателей. В устных видах коммуникации, в том числе и в публичной речи, личность коммуникатора проявляется не только в самой информации, но и в его голосе. Такие черты личности оратора, как неуверенность, застенчивость, деликатность, убежденность, интеллигентность, как и другие качества характера, обязательно находят отражение и в его речи. Интересно, что голос во всем богатстве тона, тембра, высоты, интонации дает возможность создать достаточно точное представление не только о духовных, но и физические качества его обладателя. Но, кроме содержания речи и голоса, оратор имеет и другие возможности личного влияния на аудиторию. Он появляется перед ней во всей своей физической сущности, используя такие крепкие средства воздействия, как жесты, мимику, всю свою прелесть. Дело в том, что аудитория часто производит впечатление о оратора с момента его появления на трибуне. Иногда своей дерзостью, бесстыдством, попыткой показать свое превосходство перед слушателями он отталкивает аудиторию. Ритор, который выходит на трибуну в помятом костюме, небритый, с расческой, торчащий из кармана или бутербродом в руке, демонстрирует свое неуважение к аудитории. На слушателей это производит негативное впечатление. От того, как ритор стоит, как держится на трибуне, зависит. Бывают случаи, когда оратор еще не успел подняться на трибуну, но уже говорит. Его не интересует, слушают его или нет, слышат его последние ряды. В риторике существует специальное правило: в начале речи всегда должна быть выдержана пауза. Существуют и другие паузы, которые сознательно или бессознательно используются оратором во время произнесения речи, но эта пауза особая. После того, как оратор поднялся на трибуну, он дает возможность аудитории 5-10 секунд присмотреться к нему, и в то же время сам устанавливает с ним контакт. Так, пробегая глазами по аудитории, он дает понять, что с уважением относится к ней. Трудно согласиться с точкой зрения некоторых специалистов в области риторики, которые утверждают, что в случае волнения или осложнения во время выступления надо найти в аудитории человека, который с большим вниманием на тебя смотрит и слушает, и все время смотреть на нее. Это плохо, потому что таким образом вы демонстрируете свое пренебрежение к аудитории и, кроме того, человек, к которой вы постоянно обращаетесь, может засмущаться. Не лучше и ситуация, когда ритор из-за близорукости сосредотачивается только на тексте, сгибается в три погибели и читает с бумаги, не интересуясь реакцией аудитории. Большинство людей в процессе общения сосредотачивают свое внимание на лице говорящего и, главным образом, на его глазах. И это не случайно. Мимика является важнейшим средством эмоционального воздействия оратора на аудиторию. Вот почему вдохновенное лицо оратора - замечательный стимулятор эмоций аудитории. Мимика, позы, движения, жесты - важные невербальные коммуникативные элементы, помогающие установить и удерживать контакт оратора с аудиторией. Так же, как и слова-паразиты, фразы-паразиты, прочно въелись в нашу устную пропаганду, к сожалению, имеют место и жесты-паразиты. Риторика разных стран по-разному называет ораторов, которые имеют постоянные жесты-паразиты. От жестов-паразитов, таких как рубить рукой воздух, или все время водить рукой, следует избавляться. Особенно неприятное впечатление на слушателей производят жесты человека, который все время дергает галстук, застибуе или ра-ет ся пуговица, "занимает" трибуну и и др. Учитывая тот факт, что оратор имеет значительный арсенал средств воздействия на аудиторию, следует подчеркнуть и необходимость приобрести соответствующий диапазон речевых навыков. Не надо забывать, что он является не только автором сообщения как журналист или автор газетной статьи, но и исполнителем своего произведения. Оратор сам готовит доклад, пишет ее и с ней выступает. Не только умение свободно подготовить речь, но и умение свободно держаться на трибуне, безупречно владеть голосом, жестом, мимикой, и безошибочно реагировать на поведение аудитории- таковы объективные требования к ритору, который пытается произвести желаемое воздействие на аудиторию. Скованность, неуверенность, наименьшая фальшь в поведении, ошибки в произношении - все это немедленно замечается аудиторией, неизбежно снижает результат лучшей речи. Только тот оратор сможет достичь успеха и донести до аудитории пламенное слово, который научится безупречно владеть всей совокупностью различных навыков публичной речи. В отношении слушателей к ритору существует еще одно важное свойство, объективно способствует успеху выступления, - это авторитет топора, его престиж в конкретной аудитории, социальный статус, его профессия, заслуги и тому подобное. Каждый, кто использует живое слово в своей деятельности, в управлении людьми, должен пытаться получить собственный авторитет, основанный на глубоком знании предмета, умении владеть аудиторией, уважении к ней. Авторитет и доверие относятся к категориям, которые трудно достигаются легко теряются и практически не обновляются. Риторический канон. Основу классической риторики составляет риторический канон – свод правил, который описывает последовательность этапов разработки речи. Следование риторическому канону обеспечивает эффективное и правильное составление речи, как в стилистическом, так и в логическом аспекте. Риторический канон включает в себя следующие этапы работы над речью: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (словесное выражение), меморио (запоминание), акцио (произнесение). Инвенция самый важный этап риторического канона, так как отвечает за выбор темы речи и подбор аргументов в пользу выдвигаемого тезиса. В основе инвенции лежит теория общих мест или топов. Общие места, топы – точки зрения, с которых следует посмотреть на предмет речи, спора для поиска или производства аргументов «за» и «против». Инвенция значительно ускоряет поиск доводов и способствует тому, чтобы ничего не было пропущено в рассмотрении предмета речи. В инвенции учитывается намерение оратора, аудитория перед которой он выступает. Так оратор должен иметь в виду три модуса убедительности: логос, этос, пафос. Логос представляет собой способ убеждения посредством апелляции к рассудку. Этос имеет дело с общими моральными принципами, разделяемыми аудиторией. Пафос связан с умением вызывать нужные чувства у аудитории, в зависимости от целей оратора (ненависть, сострадание, гнев, гордость и т.д.). Топы бывают внешние и внутренние. Внешние топы отражают типовые связи анализируемого предмета или действия такие, как происхождение, причина и следствие, мотив, назначение или цель, отношение к другим объектам, обстоятельства, оценочное отношение к объекту. Внутренние топы связаны с типовыми характеристиками присущими самому анализируемому предмету такие, как качество, состояние, состав, название. Диспозиция отвечает за структуру речи, в частности за расположение доводов в речи. Структура речи, как правило, включает в себя три элемента: вступление, основная часть, заключение. Существуют некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при расположении материала. Задача вступления заинтересовать аудиторию, настроить на восприятие речи. Основная часть, например, содержит в себе аргументы в защиту тезиса. Расположение аргументов должно подчинять правилу, согласно которому сильные аргументы предлагаются в начале и в конце аргументации, слабые аргументы располагаются в середине, между сильными аргументами. Заключение имеет больше значение, так как люди лучше всего запоминают именно конец речи. В заключении подводятся итоги речи. В зависимости от намерения оратора в заключении вновь приводятся наиболее сильные аргументы или подкрепляется нужный эмоциональный настрой слушателей по отношению к защищаемому тезису. Элокуция представляет собой словесное выражение, а также украшение речи. Украшать речь необходимо для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на слушателей, доставить им эстетическое удовольствие от речи. Подобранные со вкусом средства выразительности сделают речь яркой и запоминающейся. Средства выразительности делятся на фигуры речи и тропы. Тропы – это поэтический оборот, употребление слов и выражений в переносном значении. К тропам относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, литота, гипербола, антифразис. Фигуры речи – это особые формы высказываний, с помощью которых усиливается выразительность текста. Наиболее известные фигуры речи: синекдоха, эпифора, анафора, градация, риторический вопрос, оксюморон, асиндетон, полисиндетон, ассонанс, аллитерация. Меморио является не менее важным этапом подготовки речи, чем вышеуказанные. Речь, выученная наизусть, и озвученная перед аудиторией без обращения к записям производит сильное впечатление на слушателей и лучше воспринимается ими. В литературе по риторике указаны различные способы запоминания речей. Акцио – произнесение речи. Успех оратора будет зависеть не только от того, какую речь он подготовил, но и как он её произнёс. Здесь имеет значение самочувствие оратора, его умение пользоваться жестами, мимикой, уровень владения своим голосом. Все эти навыки требуют постоянной тренировки. В риторической литературе много внимания уделяется голосовому тренингу, использованию жестов и мимики. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы