Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.



Игра воображения может изменить мир

Л. Яблонски

Этот этап программы включает в себя знакомство со спецификой использования методов практической психологии в групповом общении. На занятиях используются различные психотехники (психодрамы, гештальт-терапии, психосинтеза). Психотехники рассматриваемых школ - это способы трансформации содержания, описанного в абстрактной форме, в конкретные действия. Действие - это выражение, указывающее на то, что тема конкретно представлена, а не описана словами. Техника - специальная форма, которую принимает моделирование. На втором этапе программы упор делается на стандартные техники, по ситуации используются адаптированные техники. Работа со стандартными техниками - это использование уже существующего, способ копирования, когда уже известная техника используется в своем первоначальном виде без существенных изменений. Адаптированные техники - это подход " вариации на тему", когда используют уже существующие техники в качестве модели и на ее основе создают новую версию, более подходящую в данный момент [33, 52].

При взаимодействии в различных ситуациях межличностного общения люди существенным образом влияют на поведение, чувства и мысли друг друга. Одной из главных составляющих подготовки специалистов коммуникативных профессий является развитие интерактивной компетентности, которая предполагает адекватный конкретной ситуации выбор той или иной формы организации совместной деятельности (согласие, приспособление, конкуренцию или конфликт). Способность человека к конструированию межличностного пространства (его качества), наряду с личным опытом во многом определяется системой навыков, знаний и умений в области взаимодействия и тем насколько эта система рациональна или иррациональна. Наиболее распространенной формой взаимодействия людей стремящих к достижению своих целей и препятствующих в этом друг другу является конфликт. Во многих случаях конфликтное взаимодействие связано с деструктивными стратегиями поведения участников данного взаимодействия. Использование конструктивной стратегии поведения в конфликте и эффективные навыки управления конфликтным взаимодействием характеризуют успешного специалиста коммуникативных профессий. В данной тренинговой программе посредством различных видов анализа: структурного, трансакционного, сценарного, анализа действия, анализа субличностей, анализа психодиагностических данных выявляется индивидуальный способ режиссуры внутриличностного и межличностного пространства.

Целью данного этапа программы является развитие компетентности в общении, которая включает в себя (коммуникативную и интеррактивную компетентность).

Отличия от 1 этапа программы связаны с содержательной частью тренинговой работы, так как основное внимание в групповой работе уделяется психическому материалу, который спонтанно проявляется «здесь и сейчас». Значительная часть времени в тренинге уделяется моделированию конфликтов, которые предъявляются участниками группы. Здесь выборочно применяются психотехники (психодрамы, гештальт-терапии, психосинтеза, трансактного анализа), для того, чтобы помочь участникам достичь состояния спонтанности и реализовать возможность успешной проработки конфликтной ситуации. Выбор конкретной методики зависит от готовности членов группы к спонтанным действиям по достижению групповых целей и от характера группы. Порядок и форма проведения психотехник, а также тактика взаимодействия тренера с участниками определяются конкретной ситуацией группового общения и опытом их совместной работы. При моделировании конфликта ведущий использует психологический материал, полученный в результате прохождения участниками тренинга программы.

При работе с конфликтами автор опирается на современные представления психологии конфликта, а также теорию и практику школ практической психологии.

ТЕМЫ БЕСЕД:

1 Типология межличностного взаимодействия (схемы и метафоры).   2 часа
2 Понятие «субличности» (выявление и работа).   1 час
3 Карта внутреннего мира в психосинтезе (внутриличностное взаимодействие).   1 час
4 Стратегии поведения в конфликте.          1 час
5 Основная формула психологических игр.   1 час
6 Ролевые конфликты.   1 час
7 Ролевые игры и психодрама 1 час
8 Личностный психосинтез. 1 час
9 Гештальт - подход. 1 час
10 Принципы имитационного моделирования поведения. 1 час
11 Основные понятия психодрамы (спонтанность, ролевая игра, креативность). 1 час
12 Концентрация на настоящем. 1 час
13 Развитие ролевой игры, театра импровизации и психодрамы из игры. 1 час
14 Понятие воли в психосинтезе. 1 час
15 Типы межличностных отношений. 1 час
16 Понятие сопротивления в гештальт - терапии. 1 час
17 Динамика обмена ролями. 1 час
18 Процесс сознавания в гештальт - подходе. 1 час
19 Психодрама как расширение сознания. 1 час
20 Трансперсональный аспект гештальт - терапии. 1 час
21 Межличностный психосинтез. 1 час

 

ПСИХОТЕХНИКИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГЕ:

1 Разминочные упражнения. Базовые техники:   " Исполнение роли", " Самопрезентация" (различные варианты). Психодрама, центрированная на клиенте. 2 часа
2 Методики представления сенсорных образов. Выявление субличностей. Психодрама субличностей.  2 часа
3 Техники сознавания: вспоминание, обострение ощущения тела, опыт непрерывности эмоций. Монодрама.   2 часа
4 Упражнения разминочные. Базовые техники: " пустой стул", " Зеркало". Психодрама, центрированная на групповых отношениях. 2 часа
5 Методики тренировки и использования воображения (маяк, бабочка, огонь), «упражнение в присутствии». Методика самоидентификации 2 часа
6 Техники сознавания: вербализация, интегрирующее сознание. Техники гештальт – процессинга: объединение противоположностей. 2 часа
7 Разминочные упражнения. Базовые техники: " обмен ролями", " самореализация". Психодрама, направленная на группу. 2 часа
8 Методики тренировки и использования воображения (солнце, источник, алмаз). Методика деидентификации. 2 часа
9 Техники сознавания: области сознавания, фокусирование, обобщение. Техника гештальт – процессинга: возвращение утраченных частей. 2 часа
10 Разминочные упражнения. Техники психодрамы: " Шаг в будущее", " Спонтанная импровизация". Импровизационная игра. 2 часа
11 Методики тренировки и использования воображения (небо, корабль, колокол). Упражнения: «Кто я? », медитация с осмыслением. Ролевая игра. 2 часа
12 Техники сознавания: избирательность, избегание, продолжительность. Техника гештальт – процессинга: процессинг сущностей. Ролевая игра. 2 часа
13 Разминочные упражнения. Техники психодрамы: " Тест на спонтанность". Психодрама, направленная на группу. 2 часа
14 Методики тренировки и использования воображения (стрела, восстановление дома, роза). Упражнение «синтез противоположностей». Театр взаимодействия субличностей. 2 часа
15 Техники сознавания: связь и прерывание, приятное и неприятное, перемещение. Техники гештальт – процессинга: горячий стул, блуждающий горячий стул. 2 часа
16 Разминочные упражнения. Техники психодрамы: " несколько двойников", " зеркало", " за спиной". Упражнение " монолог с двойником".     2 часа
17 Методики визуализации: верные соотношения, храм тишины, возможности человечества. Упражнения: обзор элементов личности, внутренний диалог. Ролевая игра. 2 часа
18 Техники сознавания: вхождение в контакт, контакт – уход, запрет на самовыражение. Техники гештальт – процессинга: отыгрывание незаконченной ситуации, отыгрывание особенностей характера, отыгрывание полярности. 2 часа
19 Разминочные упражнения. Техники психодрамы: " Возврат во времени". Психодрама, центрированная на протагонисте. 2 часа
20 Техники сознавания: тестирование реальности, аспекты опыта, выбор себя. Техники гештальт – процессинга: контакт с неприемлемыми событиями, чувствами или личными качествами; контакт с отсутствующим человеком; исследование неизвестного; исследование новых или незнакомых аспектов себя. 2 часа

Итого 62 часа.

Наиболее удачную концепцию для понимания того, что происходит на данном этапе, по нашему мнению, предложил И. Польстер. Он выделил следующие психологические процессы: пункт / контрапункт, конфигурация, оживление, диалог.

1.Пункт / контрапункт. В музыке – одновременное звучание двух или нескольких самостоятельных мелодических тем в разных голосах. В музыкальном контрапункте ни одна из мелодий не теряет своей индивидуальности, все темы вносят свой вклад в общую работу. В личности и в группе происходит то же самое, поэтому задача тренера - не сглаживать несоответствующие друг другу голоса, а принимать все варианты и поддерживать их союз.

2.Конфигурация. Рефлекс конфигурации выражается в соединении разрозненных деталей личного опыта в единое целое, личные переживания складываются в определенную конфигурацию. Переживания регистрируются, затем признаются как характерные черты и формируются в «Я». Задача по новому взглянуть на сложившиеся конфигурации, что в дальнейшем может привести к конструктивному изменению представления о «Я».

3.Оживление. « Я» не является простой суммой переживаний, оно создаётся с помощью предрасположенности человека к творческой фантазии. «Я» нуждается в эмпатии, так как она мобилизует человека продолжать общение с самим собой, и это облегчает человеку путь к принятию в себе нового. Интерес и эмпатия к личности (принятие) приносят гораздо больший результат, чем какое – либо обсуждение.

4.Диалог. Конфликт в личности и в группе можно рассматривать как драматическое представление, разыгрываемое между непримиримыми существами, населяющими эти пространства. Диалог помогает найти такие взаимно отторгающие друг друга существа, для того чтобы восстановить гармонию между ними. Включение в диалог возрождает к жизни эмпатию человека [52…].         

В зависимости от качества приобретённого опыта взаимодействия в группе и социально - психологической подготовки подростков количество часов на втором этапе программы может быть также увеличено или уменьшено.

Предполагается, что на данном этапе участники программы научатся:

Диагносцировать и анализировать свои стратегии поведения в конфликте, а также стратегии поведения в конфликте партнеров по общению; Конструктивным навыкам межличностного взаимодействия;

Анализировать как свои психологические игры, поддерживающие ваши сценарные убеждения, так и психологические игры партнеров по общению.

III. ТЕАТР ИМПРОВИЗАЦИИ.

Есть логика головы, есть логика сердца,

 а есть более глубокая логика целого

А. Адлер

Основная цель – это развитие умения успешно выступать перед любыми аудиториями. В работе на этом этапе используются техники импровизации. Экспромт - это самая творческая, и, естественно, наиболее редкая форма техники. Как говорит за себя само название, этот процесс начинается внезапно. Часто идея появляется непредсказуемо, но может она стать и результатом предварительной проработки. Главный аспект этого процесса то, что он начался ad lib original [33].

Основная особенность этого этапа - выступление перед различными аудиториями. Умение хорошо выступать - это умение импровизировать. В данном случае сценическая игра не обусловлена твердым драматургическим текстом и не подготовлена на репетициях. В большинстве случаев хорошо выступить значит отбросить все заранее рассчитанные варианты и выйти один на один с неизвестностью. В незнакомой обстановке действовать мгновенно, по наитию - творить новое. Невозможно обучиться этому в том смысле, в каком мы учимся писать или читать. Результат всякого обучения - это твердое знание, четкий навык (и это присуще нашей программе на I и II этапах обучения). Это всегда нечто определенное и конечное. На III этапе программы упор делается на обратное (противоположное) - умение работать с неопределенностью, ориентироваться в бесконечном.

Для того чтобы обрести власть над неопределенностью, необходимо освободить себя от благоприобретенных ограничений. Неопытному актеру в момент выступления мешает страх перед новым, скованность своим прежним опытом и неспособность действовать " здесь и теперь", боязнь отступить от шаблона, сойти с накатанной колеи.

В кульминационный момент выступлений, когда эмоциональное напряжение достигает наивысшей точки, участники группы переступают какую-то грань, и обычный спокойный ритм жизни группы остается по ту сторону. Все как бы смещается в новую, иную реальность, и становятся возможными любые сюрпризы. Здесь свободная игра творческих сил выносит человека за границы шаблонов и схем, она раздвигает границы возможного и дает человеку ни с чем не сравнимые переживания [44, 52].

В театре импровизации нет специально написанных ролей и сценариев, участники группы могут основываться на знакомых переживаниях или следовать любому, пусть даже неизведанному для них, пути. Члены групп театра импровизации расширяют ролевой репертуар, исследуют индивидуальные особенности, и по мере разыгрывания представлений находят решения специфических личностных проблем. Это позволяет им изменить привычные поведенческие стереотипы, освободиться от тревоги, актуализировать свой человеческий потенциал, помогает им достичь иного жизненного статуса.

    Приобретая опыт взаимодействия с различными аудиториями зрителей, актеры театра импровизации более чутко улавливают те незримые изгибы и повороты внутренних течений своего " Я", от которых зависит уровень выступлений, что стимулирует творческий поиск скрытых в человеке резервов и освоения новых способов " проживания".

В методическом плане можно выделить следующие основные способы достижения импровизационных состояний - это использование психотехник: тела, воображения, взаимодействия.

1. Психотехники тела. Многие упражнения заимствованы и модифицированы из телесной и танцевальной терапии, из спорта и психофизического тренинга актёра, а также из искусства дальнего востока [36, 52].

2. Психотехники воображения. Упражнения взяты из школ практической психологии: психосинтеза, гештальт – терапии, психодрамы; из театра Станиславского и Чехова; из культуры дальнего востока; из психологии спорта [2, 3, 52].

3. Психотехники взаимодействия. Упражнения заимствованы и модифицированы из театра, из области коммуникативно – игрового творчества, из рассмотренных школ практической психологии [5, 12, 52].

При подготовке участников группы к выступлениям используются различные жанры для экспериментирования с импровизацией - разговорный, комедийный, драматический, трагический. Для оформления пространства взаимодействия используется музыка (в самом широком диапазоне), репертуар и тема подбираются под конкретную ситуацию общения. Экспериментирование также касается формы взаимодействия. Это может быть ролевая игра, психодрама, театр субличностей, монодрама, плэйбек – театр, психологический театр с постановкой сценария, взятого из культуры, театр импровизации. Разнообразие форм взаимодействия со зрителями включает в себя разный количественный и возрастной состав зрительской аудитории, соответственно различные способы общения с детьми, подростками, взрослыми, к тому же качество взаимодействия связано с такими нюансами, как количество общающихся человек (1, 20, 40, 200). На этом этапе тренинговой программы сценарий проведения занятий должен постоянно меняться. Оптимальной является такая ситуация, когда тренер на ходу вылепливает с помощью разнообразных психотехник «живой сценарий». Спонтанность такому сценарию придает обращённость внимания тренера к неожиданным и индивидуально неповторимым поворотам в настроении, мотивации и поведении членов группы.

Постоянное изменение сценария занятий и использования множества разнообразных психотехник в театре импровизации связано с обучением участников совместному импровизационному способу существования во взаимодействии и совместной режиссуре сценария общения как произведения искусства.      

Опыт совместной духовно-практической деятельности участников групп театра импровизации является основным фактором развития Я - концепции на данном этапе. Главное - это спонтанная активность " здесь и теперь", признание естественной способности человека к игре и создание возможности активного экспериментирования с жизненными ролями.

Занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю, перед выступлениями количество занятий может быть увеличено.

Каждая ситуация общения в, которую попадает человек, уникальна и неповторима. Отработанные специалистами в области коммуникативных профессий штампы мышления, чувствования и поведения часто мешают воспринимать нюансы конкретной ситуации общения, что приводит к неадекватному поведению (это характерно и для неспециалистов, штампы в общении помогают и мешают всем). Такой человек не рационально использует ресурсы ситуации, упускает различные благоприятные возможности. Конструктивная импровизация в общении основывается на максимальном развитии умений и навыков межличностного взаимодействия. Она является одним из основных факторов, определяющих успех в различных видах общения. Искусство импровизации в конкретной ситуации общения предполагает, что у человека всегда есть выбор использовать заранее рассчитанные варианты или отказаться от них и соответственно смыслу ситуации создать новый вариант межличностного взаимодействия.

На заключительном этапе программы подростки могут научиться:

Диагносцировать и анализировать штампы мышления, чувствования и поведения (свои и партнеров по общению), а также их влияние на ситуацию межличностного взаимодействия;

Осознаванию целостной ситуации общения «здесь и теперь»;

Спонтанности - индивидуальной способности свободно выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона своих чувств, мыслей и поведения, такого паттерна чувств, мыслей и поведения который наиболее, адекватен для конкретной ситуации общения.

Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов).

Ключевыми документами для психологов, работающих в образовательных учреждениях, являются: «Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 №616», «Закон об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98, Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 " Об образовании".

Кроме того деятельность педагога-психолога регламентирована следующими документами: 1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

2. Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 " Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12- ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 года).

3. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98.

4. Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 №616.

5. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ. Решение коллегии Минобразования РФ от 29.03.95 № 7/1.

Приложение 1. Проект положения о службе практической психологии образования в РФ.

Приложение 2. Проект положения о статусе практического психолога службы практической психологии образования.

6. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 №7.

7. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.

8. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.

Правила взаимодействия педагога-психолога с участниками программы, подростками и родителями (приглашёнными и др.) Определяются этическим кодексом практического психолога в системе образования. Кодекс разработан на основе Положения о службе практической психологии в системе образования (проект 1995г.), Международных актов в области защиты прав ребенка, Закона РФ «Об образовании», федеральных законов, указов, распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и решений региональных и муниципальных органов управления образованием.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь