Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы.



Программа авторская – многолетний опыт работы в практической психологии, образование базовое (МПГУ им. Ленина), кандидатская работа по социальной психологии «Эффективность социально – психологического тренинга драматической импровизации», опыт работы с групповыми методами практической психологии (психодраматический подход, гештальт – терапия, психосинтез, плэйбэк – театр и др.)

Учебно - методические материалы представлены в работах автора: Учебно-методическое пособие «Психология межличностного взаимодействия» Самара, 2008; Учебное пособие «Тренинг развития индивидуальности» Самара, 2008.

Требования к материально-технической оснащенности организации для реализации программы: помещения со сценой и без, достаточно большие, компьютер и светомузыка, стулья, экран, принтер, бумага, ручки, карандаши.

Требования к информационной обеспеченности библиотека и интернет.

Сроки и этапы реализации программы.

Программа рассчитана на 3 года и больше в зависимости от социально-психологической подготовленности подростков осваивающих программу. Программа включает три этапа: введение в практическую психологию, практическая психология, театр импровизации. Этапы программы могут быть уменьшены или увеличены по количеству часов, выступления планируются на всех этапах программы (качество их будет разное).

Ожидаемые результаты реализации программы.

1) Конструктивные изменения Я - концепции личности подростков.

2) Развитие навыков межличностного взаимодействия: описание поведения, передача чувств, активное слушание, конфронтация и саморегуляция во взаимодействии.

3) Развитие компетентности в общении (которая проявляется в работе лидера волонтёрского движения, то есть успехи в добровольческой деятельности).

4) Развитие умения успешно выступать перед аудиториями детей, подростков и взрослых.

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.

Результаты консультирования участников программы, психодиагностика, успешность или не успешность выступлений, активность работы в волонтёрском движении, проблемы во взаимодействии с подростками и родителями.

Критерии оценки достижения планируемых результатов: качественные и количественные.

К качественным критериям оценки достижения планируемых результатов относятся: овладение навыками межличностного взаимодействия, успешность использования компетентности в общении во взаимодействии с волонтёрами как лидера, успешные выступления перед различными аудиториями. Количественными критериями оценки достижения планируемых результатов являются результаты психодиагностики.

Сведения о практической апробации программы на базе образовательной организации: место и срок апробации, количество участников, результаты апробации.

Амурская область п. Прогресс. С февраля 2018 по июнь 2018 года программа апробировалась на базе МОБУ ДО Центра Внешкольной Работы п. Прогресс. 15 старшеклассников овладели навыками межличностного взаимодействия: описание поведения, передача чувств, активное слушание, конфронтация и саморегуляция во взаимодействии.

26 августа 2018 года шесть старшеклассников занимающихся по программе «Театр импровизации» успешно выступила на муниципальном молодёжном форуме в стиле плэйбек – театра зрителями были участники молодёжного форума (60 человек).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Признаюсь в заключение:

даже лучшие теории творчества непонятны.

Да и как они могут быть понятными,

если спонтанность, творческая активность,

свобода выбора не имеют даже намёка на объяснение.

В.М. Аллахвердов

Метод импровизации во взаимодействии находит максимальное выражение в театре импровизации – это живое соединение практической психологии и театра. В начале двадцатого века в области теории и практики театра появились «теоретики», выдвигающие идеи детеатрализации и утверждавшие, что спектакль должен создаваться при публике, без занавеса и прочих аксессуаров, превращающих искусство в тайну. Они ратовали за превращение сценического искусства в импровизационное. Дальнейшее развитие театра во многом связано с возникновением новых версий экспериментального психологического театра, использовавших новые революционные сценические решения.

Гениальный представитель русского психологического театра Станиславский К.С. считал, что актёр должен идти к роли от себя, от искренней веры в то, что всё происходящее в пьесе происходит именно с ним, с актёром. Он предложил систему подготовки актёра для использования мира подсознания и создания моментов искреннего переживания в роли. Его ученик Чехов М. рассматривал импровизацию и как способ репетирования, и как единственно верное самочувствие актёра в роли [52].

Основатель психодрамы Морено Я.Л. считал, что импровизация не является заменой для театра, а есть независимая форма искусства. Он подчёркивал, что театр спонтанности не связан с методом Станиславского, потому что такой подход связывает импровизацию с прошлым опытом, а не с настоящим моментом – одной из главных категорий креатургии. Театр Морено - тренинговая база, место конструирования и эксперимента, где он пытался найти такую форму выражения во взаимодействии, которая могла бы ассимилировать, не уничтожая, любой импровизационный материал. Ученик Морено - Дж. Фокс разработал плэйбэк – театр как модификацию театра спонтанности. В отечественной психологии это направление психодрамы развивалось в Москве, а затем и в других городах. Один из первых представителей этого подхода в России, А.Ф. Шадура отмечает следующее: «Плэйбэк – театр – это театр, в котором рассказанная история возвращается актёрами рассказчику и зрителям в драматическом представлении. Актёры, с согласия рассказчика, имеют право импровизировать на заданную тему, используя свои профессиональные знания в области психологии, театра и свой жизненный опыт. Рассказчик и зрители имеют возможность посмотреть одну и ту же историю с разных точек зрения. В процессе представления истории цепляются друг за друга, и в завершении возникает «ожерелье из историй», рассказанных зрителями. Часто выкристаллизовывается какая – то тема, волнующая большинство зрительской аудитории, тогда и зрители, и актёры имеют возможность её обсудить в свободной дискуссии» [27, 52].

Театр импровизации является модификацией театра спонтанности Морено и плэйбэк – театра Дж. Фокса, смысловое пространство психодраматического подхода здесь расширяется за счет использования идей и концепций гештальт – терапии и психосинтеза.

В качестве завершения данной работы несколько слов о тренере. Автор: О.А. Юрченко с групповой тренинговой работой впервые встретился в 1988 году (психоаналитическая группа, ведущий Б.Г. Кравцов). В период с 1988 по 1993 участвовал в семинарах по гештальт – терапии, психосинтезу, психодраме, НЛП, принимал участие в группах телесной терапии. В течение нескольких лет (1989 – 1993) был участником группы экспериментального психологического театра А. Ф. Шадуры, который в 1991 году стал называться «Плэйбэк – театром». В составе группы А.Ф. Шадуры участвовал в съёмках научно-художественного фильма " Спектакль на заданную тему". Интерес к тренинговой форме работы во многом связан с экспериментами в театре А.Ф. Шадуры и его личным влиянием как тренера.

 

 

 

 

 

Литература.

1.  Айви А. Е., Айви М. Б., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. Новосибирск, 1990. 483с.

2.  Алексеев А. В. Себя преодолеть. М., 1985. 192с.

3.  Ассаджоли Р. Психосинтез. М., 1997. 320с.

4. Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму. М., 1997. 144с.

5.  Берн Э. Трансактный анализ в группе. М., 1994. 176с.

6.  Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986. 420с.

7.  Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М., 1995. 212с.

8.  Бурменская Б. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990. 136с.

9.  Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. 200с.

10. Введение в практическую социальную психологию. /Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1996. 373с.

11. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб., 2002., 496 с.

12. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. 166с.

13. Интервью с Андреем Шадурой // Журнал практического психолога

№ 2 – 3, М., с 72 - 90

14. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993. 222с.

15. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. 335с.

16. Кон И. С. Открытие “Я”. М., 1978. 367с.

17. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 255с.

18. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Практическое руководство по конфликтологии. М., 1992. 116с.

19. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.; 2005. 940 с.

20. Леви В. Л. Искусство быть собой. М., 1991. 256с.

21. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д. 1997. 544с.

22. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006. 63 с.

23. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993. 152с.

24. Маейрс Д. Социальная психология. С.-Петербург, 1996. 684с.

25. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Часть1. С.-Петербург, 1993. 102с.

26. Мастеров Б. М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига, 1995. 160с.

27. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 1993. 124с.

28. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. 144с.

29. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. 360с.

30. Нельсон - Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000. 464с.

31. Основные современные концепции творчества и одаренности. /Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. 416с.

32. Практикум по социально-психологическому тренингу /Под ред. Б. Д. Парыгина. С.-Петербург, 1994. 176с.

33. Психодрама-вдохновение и техника. /Под ред. П. Холмса и М. Карп. М., 1997. 288с.

34. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 480с.

35. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М., 1997. 320с.

36. Рудестам К. Групповая психотерапия. С.-Петербург, 1998. 384с.

37. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995. 144с.

38. Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики. Тест Лири. М., 1990. 48с.

39. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989. 215с.

40. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 284с.

41. Фанч Ф. Преобразующие диалоги. К., 1997. 384с.

42. Фанч Ф. Пути преобразования. Общие модули процессинга. К., 1997. 368с.

43. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М., 1992. 15с.

44. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: Игры и упражнения. М., 1988. 272с.

45. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: Задача для подростков и их педагогов. Москва-Рига, 1995. 239с.

46. Шкуратова И. П. Диагностика мотивации межличностного общения: Методическое пособие. /Под ред. Лабунской В. А., Самара, 1998. 28с.

47. Шкуратова И. П. Руководство по применению репертуарного теста Дж. Келли для диагностики межличностных отношений: Методическое пособие / Под ред. В. А. Лабунской. Самара, 1998. 40с.

48. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.; Питер, 2006. 256 с.

49. Эриксон Э. Детство и общество. С.-Петербург, 1996. 592с.

50. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344с.

51. Юрченко О.А. Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации. Самара., 1998. 126с.

52. Юрченко О.А. Тренинг развития индивидуальности. Самара., 2008. 104с.

53. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997. 224с.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь