Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Службы суточного круга Богослужения.



Сегодня мы поговорим о суточном и о годовом круге богослужения Православной Церкви.

Во имя Пресвятой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа - Святая Православная Церковь ежедневно совершает в храмах Божиих вечерние, утренние и дневные богослужения по примеру святого псалмопвеца, свидетельствующего о себе: " Вечер и заутро и полудня повем и возвещу, буду умолять и вопиять, и услышит Господь глас мой" , - говорит псалмопевец Давид в одном из псалмов. Каждое из этих богослужений слагается в свою очередь из трех частей.

Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное – из третьего, шестого часа и Божественной Литургии.

Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужения образуется девять служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, Божественная Литургия.

Вечерня. Богослужебные сутки или суточный круг богослужения начинается с вечера и поэтому первой службой суточного круга является вечерня. Отождествление вечера с началом дня уходит к глубокой древности и имеет свое основание в библейском откровении о творении мира. " И был вечер, и было утро: день один" (Бытие 1, 5). Закон Моисеев предписывал начинать праздники с вечера. Праздник Пасхи иудеи начинали по совету Божию с заклания агнца также вечером. Об этом нам сообщает книга Исход. Господь повелел возжигать светильники от вечера до утра всегда. Таким образом, обычай освещать вечернее время суток – очень древний. «Ничего не может быть для нас естественнее в вечернюю пору, как благодарить Бога за его благодетельный промысел, сохранивший нас в продолжении прошедшего дня, просить у Него прощения во грехах, которыми мы оскорбляли Его Благость от утра до вечера, прославлять преимущественно те дела, о которых нам напоминает наступивший день церковный, наконец просить Бога о святом препровождении вечера и приводить себе на память вечер нашей жизни», - пишет один из литургистов. Эти общие и главные мысли вечернего богослужения имели в виду отцы Церкви первых веков, как видно из содержания первоначальной вечерни.

 Как в древнее время, так и ныне вечерня представляет в своих песнопениях, чтениях, молитвах, священнодействиях историю домостроительства нашего спасения, а проще сказать – историю нашего спасения до появления в мир Мессии. И, прежде всего, в вечерне живо и ясно изображается как блаженное состояние наших прародителей в раю, так и их нужды и скорби после грехопадения. В лице священника, который выходит для чтения молитвы пред Царские врата, указывается на образ Христа Спасителя, как ходатая за падших прародителей. Изображается вера их и их потомства до потопа и после потопа в обетованного Спасителя мира. Раскрывая в вечернем богослужении подзаконную историю Ветхого Завета, Святая Церковь не ограничивается простым рассказом и перечнем событий, но вводит молящихся в соприкосновение с ними, желая, чтобы они сами переживали эти события, участвовали в них своим сердцем. Одним словом, порядок вечернего богослужения есть порядок состояния человека и событий ветхого человека. Все это можно видеть в самом ходе вечернего богослужения.

Следующая за вечерней служба суточного круга - повечерие. Им завершается вечернее богослужение. Само название этой службы указывает на время его совершения – после вечерни. О времени совершения богослужения, Устав или Типикон, говорит так: " По еже вечеряти братии". Обыкновенно в это время принято совершать молитвы перед сном, поэтому и повечерие можно считать как молитвы на сон грядущий, о чем свидетельствует содержание молитвословий, входящих в состав повечерия. Упоминание о повечерии, как отдельной службе, в ветхозаветные времена в Священном Писании мы не находим. Однако будет ошибкой отрицать молитвы по окончании дня и отходом ко сну в те далекие от нас времена. Наличие таких молитв перед отходом ко сну подтверждает содержание псалмов Давида, составляющих последование повечерия. Псалмопевец призывает своих соотечественников ежедневно готовить себя ко сну, проверяя свое поведение, мысли и поступки за истекший день. Следуя заповеди Христа Спасителя, что должно всегда молиться, святые Апостолы учили христиан призывать Бога во всякое время. Эти наставления верующие исполняли неукоснительно. Очевидно, что молитва по окончании дня имела место и в христианских общинах. В III веке о повечерии упоминает святитель Киприан Карфагенский, он говорит: " Сверх часов, из древности наблюдаемых, должно молиться и при захождении солнца и окончании дня", - указывая, с одной стороны, на давние обычаи, имевшие место в апостольское время, с другой стороны, указывает на новую службу, имевшую место в его время – повечерие. В IV веке упоминает о молитве перед сном святитель Василий Великий, Иоанн Златоуст, преподобный Пахомий Великий и Иоанн Кассиан Римлянин. Я не случайно привожу доказательства и имена великих Отцов Церкви, потому что их свидетельства указывают на то, что повечерие как служба уже имела место в их время.

С древних времен известно молитвословие, носящее название " Чин 12 псалмов", который вы можете найти в Псалтыри. Полагают, что на основе этого чина сложилось великое и малое повечерие. И в настоящее время в Православной Церкви существует два вида повечерий – великое повечерие и малое повечерие.

 С веками повечерие развивалось и с IX века прочно вошло в число богослужений суточного круга. Малое повечерие представляло сокращение великого. Современный вид малое и великое повечерие приняло в XIII-XIV веках.

Следующая служба суточного круга – полунощница. Полунощницей начинается утреннее богослужение. Время совершения полунощницы – полночь. Своим содержанием полунощница напоминает нам о втором пришествии Христовом, которое, имея основания в притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь: " Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, егоже обрящет бдяща…".

Полунощница, как и повечерие, считается службой монашеского происхождения, так как она входила в состав одиночного монашеского правила. Своим прошлым это богослужение также уходит в ветхозаветные времена. " В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои…", - восклицает Святой пророк Давид. Он же называет благом славить Господа, возвещать истину его в ночи. Обычай освящать полночь молитвой произошел у иудеев от воспоминания освобождения их из египетского плена. Бог послал в полночь ангела, поразившего всех первенцев народа египетского. С ночным славословием обращался к Богу пророк Исаия и праведный Иов.

В новозаветное время, то есть по пришествии в мир Христа Спасителя, христиане творят молитву ночью по примеру Господа Иисуса Христа, который многократно пребывал ночью в молитве к Богу Отцу. Примеру Христа следовали его ученики - Апостолы. В Деяниях святых апостолов мы находим указания на ночную молитву апостолов Павла и Силы. Около полунощи, сказано в книге Деяний, Павел и Сила, молясь, воспевали Бога. Обычай ночной молитвы особенно широко распространяется в первые века во времена гонений на христиан, так как ночное время было наименее опасным для совершения богослужений. На установление ночного богослужения повлияло христианское Предание о Воскресении Иисуса Христа в ночь по прошествии субботы. Ибо Мария Магдалина обнаружила камень, отваленным от гроба, рано, когда было еще темно, сказано в Евангелии от Иоанна (Ин. 20, 1). Сам господь повелел ученикам бодрствовать, так как никому неизвестно, когда Он придет – вечером или в полночь, или в час пения петухов, чтобы Он, придя внезапно, не нашел их спящими. Первоначально мыслившаяся как одиночное молитвенное правило в ночные часы, со временем полунощница заняла свое место в ряде суточного круга церковного богослужения, окончательно оформившись в XIII-XIV веках.

Вы должны знать, что полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. По содержанию они все похожи, различия лишь в том, что на вседневной полунощнице читается 17-я кафизма; на субботней – 9-я; на воскресной поется канон из Октоиха " Пресвятой и Живоначальной Троице" с тропарями Григория Синаита.

Непосредственно после полунощницы совершается Утреня. В ней христианин выражает чувства свои к Богу, хранящему и милующему его, вспоминает и созерцает благодатные дела Божии, хвалит Бога от всех созданий и просит о святом употреблении даруемой человеку жизни.

 Состав утрени во многом сходен с составом вечерни, и отличается от вечернего богослужения тем, что содержит в себе канон. Если на вечернем богослужении воспевается ветхозаветное домостроительство Божие, то на утрене – новозаветное. " Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне", - это молитвословие, которое свидетельствует о пришествии в мир Христа Спасителя.

Поскольку мы с вами ознакомились с содержанием этих служб, я предлагаю вашему вниманию схему, в которой последовательно разбираются: вседневная вечерня и утреня, воскресное Всенощное Бдение, богослужение часов.

На вседневной вечерне и утрени строится богослужение великопостное. Если вы будете хорошо знать вседневную вечерню и утреню, то хорошо будете понимать и ориентироваться в службе, и даже уметь отправлять богослужение великопостное. Если вы хорошо усвоите воскресное Всенощное Бдение, то для вас не будет трудности участвовать в богослужении Великих Двунадесятых праздников, потому что на основе воскресного Всенощного Бдения, по его образцу совершается служба всех Двунадесятых, Богородичных и Господских праздников.

Богослужение часов. По составу все часы схожи, отличаются только некоторыми незначительными особенностями, присущими определенному часу – это тропари и молитвы в конце часа.

Преимущество схемы - таблицы заключается в том, что она разделена на три части. В первой указывается священнослужитель или церковнослужитель, который участвует в богослужении, который должен произносить ектению или говорить возглас, указывается чтец, читающий то или иное молитвословие и хор. Во второй колонке дается последование, а в третьей даются книги, в которых вы можете найти то или иное молитвословие.

Всенощное Бдение. Всенощная – как мы чаще слышим в народе, ведет свое начало с первых времен христианства. Первые христиане особенно любили посвящать ночь молитве перед днем недельным, воскресным и праздником. Впервые чин Всенощного Бдения возник при Иерусалимском храме Воскресения – это главная святыня христиан, куда они стремятся поклониться Гробу Господню. После Миланского эндикта (313 год) началось грандиозное строительство храма. Был найден Крест Господень, было увековечено место Его Распятия постройкой храма. Сюда же были свезены все величайшие святыни христианства. Естественно, в среде христиан, живущих в разных местах империи, возникло стремление посетить это величайшее место, на котором теперь стоит храм и поклониться тем святыням, которые находятся в нем. Прибывали паломники с разных мест и вынуждены были оставаться на всю ночь при храме. Чтобы занять время паломников, монахи - спудеи (ревностные) совершали богослужение, которое продолжалось всю ночь. Вот здесь впервые создался прецедент Всенощного Бдения. Это самое начало IV века. Об этом сообщает известная в литургических рукописях Сильвия Аквитанка или Этерия. На основе ее свидетельств многие ученые - литургисты строят свои доводы, объясняя происхождение Всенощного Бдения. Отсюда, с храма Воскресения, Всенощное Бдение распространяется в округе. Иерусалим окружает пустыня, которую населили к тому времени (IV  – начало V века) монахи. Из храма Воскресения обычай совершать Всенощное Бдение или молитву в течении всей ночи распространяется среди палестинских монастырей. Его совершает преподобный Евфимий Великий, а по его примеру – преподобный Савва Освященный, богослужебным Уставом которого мы сейчас пользуемся, устанавливает совершение Всенощного Бдения под воскресные дни и великие праздники. Распространению Всенощного Бдения среди палестинских монастырей, способствовал по замечанию Николая Дмитриевича Успенского, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, ученого – литургиста, авторитет Матери Церквей - храма Воскресения, где этот чин получил свое начало, а еще более, монастырский строй и условия быта палестинских монастырей.

Палестинское монашество, создавшееся под непосредственным влиянием египетского, имело келиотский строй – монахи жили в келиях, зачастую представлявших собой естественные пещеры, разбросанные в расщелинах скал на разном расстоянии одна от другой. Кто был на Святой Земле, мог видеть монастырь преподобного Саввы Освяшенного и эти древние келии монахов.

 Объединяющим монахов в одно братство было духовное руководство аввы или отца, и Причащение Святых Таин в храме, которое обычно совершалось в воскресные дни. В прочие дни седмицы монахи пребывали в своих келиях, отправляя в установленные часы дня и ночи правило псалмопевия. Вечер субботы и утро воскресного дня, предшествующие причащению Святых Таин, по общему христианскому обычаю, они должны были проводить в храме. Отправив воскресную Вечерню, которая входит в состав Всенощного Бдения, им следовало бы расходиться по келиям, чтобы после полуночи опять прийти в храм к Утрени. Но хождение в ночной темноте в келии, расположенные на отвесных скалах глубоких ущелий, были не только затруднительны, но даже опасны для жизни. Рискуя в ночной темноте сорваться со скалистой тропы и разбиться в пропасти, монахи должны были после Вечерни оставаться в храме в ожидании начала Утрени. Таким образом, в палестинских монастырях и, в частности, в лавре преподобного Саввы Освяшенного были налицо естественные причины диктовавшие необходимость введения чина воскресной агрипнии – Всенощного Бдения. По-гречески " агрипнос" " бодрствующий всю ночь".

Как совершается Всенощное Бдение, я думаю, каждый из вас помнит, поскольку чаще всего нам приходится собираться именно на это богослужении и реже в седмичные дни, когда мы заняты работой. Всенощное Бдение состоит из Вечерни, Утрени и первого часа - в схеме – таблице Всенощное Бдение расписано очень подробно. (Типикон, глава 2).

 Я уже говорил, что Всенощное Бдение совершалось и под воскресные дни и под дни великих праздников. Преподобный Савва Освященный очень почитал преподобного Антония Великого, прославившегося еще при жизни своими подвигами и чудотворениями, поэтому и по смерти своей он был очень почитаем, и сразу же по кончине своей был прославлен Церковью. Поэтому в день его памяти совершалось Всенощное Бдение, так установил Савва Освященный. И в настоящее время в Церкви можно встретить Всенощное Бдение не только под воскресные дни, но и в дни великих праздников.

 Смысл священнодействия. По церковному Уставу положено совершать каждение перед началом Всенощного Бдения до пения предначинательного псалма (пс. 103), в тишине. Это напоминает те первые дни творения, когда Бог создал из ничего все, поэтому все происходит в тишине. Потом от лица человека, венца творения, как от разумной твари произносится возглас, славословящий Творца неба и земли, всего видимого и невидимого: " Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков". Далее закрываются Царские врата, что напоминает нам о грехопадении человека. Перед закрытыми Царскими вратами выходит священник и произносит Мирную ектению, в которой мы слышим уже о прощении наших грехов, о помощи Божией. " Изведи из темницы душу мою" - человек уже осознает свое падение и просит о помощи. И слышим чередующиеся с ветхозаветными стихами стихиры из Нового Завета, прославляющие угодника Божия, который достиг святости, посредством принесенного в мира спасения Христом.

Далее поется догматик, в котором раскрывается неизреченный догмат Боговоплощения, открываются Царские врата, потому что через Боговоплощение, через пришествие в мир Христа Спасителя, людям открылось Царство Небесное – открываются Царские врата, совершается Вход – идет свещеносец со свечой, далее идет диакон с кадилом и священник. Свещеносец олицетворяет Иоанна Предтечу, который предшествовал Христу, он показывает собой свет Христов, которым мы просвещены. Священник олицетворяет собой самого Христа Спасителя.

" Свете Тихий…" - это песнопение со священнодействиями указывает на пришествие в мир Христа Спасителя. Из Алтаря выходит священник, далее входит в алтарь и диакон возглашает " Премудрость, прости...". Возглас, который, надо сказать, присутствует на богослужениях в тех местах, где нужно особое внимание, то есть надо быть особенно внимательными к тому, что сейчас совершается. И делает кадилом крест к Царским вратам, указывая на то, что путь в Царство Небесное для каждого христианина лежит через крест.

" Господь воцарися, в лепоту облечеся." Христос после Креста с воспринятой от Девы Марии плотию воцаряется с Богом Отцом.[5], [6]

 Таким образом, священнодействие указывает домостроительство спасения рода человеческого.

Служба часов. Иудеи, во время жизни Спасителя, делили ночь на четыре части или стражи. Первая стража (с захода солнца) – вечер; вторая – полночь; третья – петлоглашение; четвертое – утро. День иудеи также делили на четыре части или на четыре часапервый, третий, шестой и девятый час.

Чтобы освятить это время, Церковь устанавливает богослужение. Служба первого часа, входящего в состав утреннего богослужения, помимо полунощницы и утрени по времени соответствует седьмому, восьмому и девятому часам утра, когда Иисус Христос был приведен от Каиафы к Пилату и осужден на смерть. Вот что сказано в Известии учительном: " В совершении первого часа благоговейно да размышляем како Спаситель наш в первый час дне веден бысть в Претор от Каиафы к Пилату, яко злодей, - Благодетель связанный, и как у всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских оболган и от неправденого судии осужден бысть". То есть, служба первого часа воспоминает о событии, происшедшем в жизни Христа Спасителя, когда его вели от Каиафы к Пилату, когда он был осужден на смерть. Об этой службе упоминают под именем " Утренней молитвы или молитвы на рассвете" Постановления апостольские (книга 8, 4 глава) и святитель Василий Великий.

В дневное богослужение входят третий, шестой часы и Божественная Литургия.

Третий час соответствует нашим десятому, одиннадцатому и двенадцатому часам дня, а шестой - первому, второму и третьему часу по полудни. Службы этих часов приняты Святой Церковью также от древних времен. Причем, третий и шестой часы сделались особенно важными для христиан по знаменательности совершившихся в них событий, поэтому уже Апостолы освящали их молитвой, о чем упоминается в книге Деяний (2, 15; 10, 9).

 С третьим часом Святая Церковь соединяет воспоминая о суде Пилата над Спасителем, мучения, которые Христос Спаситель претерпел в Претории, а также о сошествии Святого Духа на апостолов. Все это нашло отражение в тропарях, неизменяемых молитвословиях для каждого часа.

На шестом часе воспоминается шествие Спасителя на Крестные Страдания и Его Крестная Смерть.

Девятый час, входящий в состав вечернего богослужения по времени соответствует четвертому, пятому и шестому часу дня (16 - 18 часам). В этот час Господь Иисус Христос, пригвожденный на кресте, возгласив, предал Дух Свой Богу Отцу. В воспоминание Великих предсмертных Страданий и Смерти Спасителя и установлена служба девятого часа.

Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами часов, было известно уже в IV веке. Как предполагают, это было сделано преподобным Пахомием Великим (+348 году) - (дата смерти в книгах обозначается крестиком). Тропари и молитвы, читаемые на часах, написаны святителем Василием Великим (329-379 год).

В годичном круге богослужения можно встретить совершение такой службы, которая носит название изобразительные. По содержанию молитвословий, входящих в состав этой службы, можно сделать вывод, что эта служба повествует о творении мира Богом, изображает величие Божие, открывающееся в этом творении.

 Изобразительные совершаются в те дни, когда Уставом не положено совершать Литургии. В основном, это Великий пост. Есть отдельные случаи, когда совершаются изобразительные. Например, священник один, служит в селе. Накануне от отслужил службу и собирался в воскресенье служить литургию, но он заболел. Но все-таки он приходит больной в храм и говорит: братия и сестры, прошу у вас прощения, но в виду того, что я плохо себя чувствую, Божественная Литургия совершаться не будет и мы совершим только Изобразительные. По своему составу она кратко напоминают Литургию. В ней есть все, но нет главного – Евхаристии.

Венцом всех служб является Литургия. Она совершается всегда в течение года за исключение Среды и Пятницы Сырной седмицы (Масленица) – Церковь приближает нас к Великому Посту и напоминает своим Богослужением, что " не за горами пост" . И своим Богослужением Церковь постепенно вводит нас в эти дни.

Не совершается Литургия Великим постом с Понедельника по Пятницу включительно, во все седмицы Великого Поста, в Великую Пятницу. В дни, когда Уставом не положено совершать Литургию совершается: Вечерня, Великое Повечерие Часы, Изобразительные. Литургия - служба радостная. Она выражение радостного состояния духа человека. Нет ничего радостнее для христианина на земле, как соединиться со своим Спасителем в теснейшее общение. Литургия вся поется. Поэтому Великим Постом Литургия совершается только в субботу, в день предпраздненственный воскресному, и в воскресенье. А остальные дни с понедельника по пятницу – для покаяния и плача.

 Во все прочие дни Литургия совершается. Центром Божественной Литургии является Евхаристия.

В древние времена слово " литургия" употреблялось для обозначений совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, то есть всего богослужения или его отдельных видов. Литургия разделяется на три части: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.

Проскомидия совершается в Алтаре.

В истории особенности совершения Проскомидии объясняются только Уставами. По Студийскому Уставу диакон совершает Проскомидию, а по Иерусалимскому не совершает. Потому что их не было. Почему отпала необходимость совершать Проскомидию диакону? А потому что приношения потеряли смысл. Раньше в отборе приношений участвовали диаконы. В северной части храма была дверь, куда каждый молящийся христианин мог принести приношения. Их общего числа принесенных жертв, диакон как заведующий, выбирал и совершал Проскомидию. Это было непосредственно в его ведении. Потом, когда жертвоприношения такого рода прекратились, отпала надобность диакону совершать проскомидию. Появились специальные выпекаемые для богослужения хлебцы, которые стали называться просфорами. Вот этим и объясняется. Литургию диакон никогда не совершал. Он мог Причащать, о чем свидетельствует святитель Василий Великий, когда говорит, что диаконы относили Святые Дары к отсутствующим по разным причинам членам общины, но не больше. Совершителем таинства считается епископ и по благословению епископа – пресвитер. Диаконы были помощниками епископа.

Литургия оглашенных начинается возгласом " Благословенно Царство..." - это возглас, который мы всегда слышим после окончания службы шестого часа. Это начало Литургии оглашенных. Почему оглашенных? Потому что на ней присутствовали те, кто готовился ко Святому Крещению, их называли оглашенными, от слова " катехео" -  " оглашаю". Они участвовали в этой части Литургии. До возгласа: " Оглашенные изыдите..." – это указание на то, что в древности в это время из храма уходили, готовившиеся ко Святому Крещению.

 Далее начинается Литургия верных, тех кто крещен и тех кто готовится ко Святому Причащению.

В древности на Литургии причащались все, не было такого, чтобы совершалась Литургия, и не было причастников, потому что все были готовы. Во времена гонений, по естественной причине, и в первые века после гонений также, по естественной причине, потому что люди стремились жить благочестиво и всегда быть готовыми ко Святому Причащению. С веками ревность охладела и христиане были вынуждены готовиться ко Святому Причащению. Возникают молитвенные правила для готовящихся ко Святому Причащению.

 В настоящее время, от готовящегося ко Святому Причащению, требуется пост: воздержание от определенного рода пищи, участие в молитвенном правиле и исповедь. Сначала, согласно традиции, постились неделю перед причащением. Позже, в связи с условиями жизни христиан, постились три дня. В некоторых случаях разрешалось поститься один день; и в исключительных случаях Причащали без поста, если человек находился при смерти, если он выражал свое согласие Причаститься и исповедаться.

 В отношении поста сейчас каждый должен определиться, как ему поститься – с духовником, то есть с человеком, духовными советами которого он пользуется в своей жизни или же со священником, к которому приходит на исповедь. Общее правило таково: постимся перед Причащением три дня – два дня и на третий день Причащаемся. Как правило, берут пятницу, субботу, а в воскресенье Причащаются.

Помимо поста, от готовящегося, требуется прочесть Правило. Правило находится в Каноннике и в молитвослове. Это три канона: покаянный, Матери Божией и ангелу-хранителю, так же канон ко Святому Причащению. И утром, после утренних молитв, молитвы ко Святому Причащению – это то, что требуется от готовящегося ко Святому Причащению. У кого есть желание, тот может еще прочитать акафист Иисусу Сладчайшему или акафист Божией Матери. Перед Святым Причащением необходимо подготовившись к исповеди исповедаться (накануне или в самый день, кому как удобно). Грехи надо записывать. Раньше монахи ходили с поясом, на котором была дощечка с углем, и как монаху приходил греховный помысел, то он брал дощечку, и углем записывал помысел, а вечером приходил и исповедовался. Этот обычай и нынешние христиане соблюдают – они, конечно, не ходят с блокнотом и ручкой, но проверяют свою совесть либо в течение дня, либо когда готовятся ко Святому Причащению, вспомнив накануне, какие он совершил грехи. Сейчас много пособий для тех, кто готовится ко Святому Причащению, но при этом нужно давать себе отчет, что нужно каяться в тех грехах, которые нас действительно смущают, которые мучают совесть. Углубляться в помыслы не стоит, потому что каяться в помыслах – дело монахов, от мирян этого не требуется.

Греховным помысел становится тогда, когда человек соизволяет в своем сердце на этот помысел и сочетается с ним, но он не тогда греховный, когда он приходит. Пришел помысел своровать: человек размышляет принять или не принять, хорош или плох, выгоден или не выгоден. Выгоден – и он принимает, а он греховен, значит, согрешил в помыслах. Но кается, что он согрешил в помышлении. От него не требуется покаяние в этом помысле, потому что он мирянин. Но если он так его мучает, то надо покаяться. Покаяние, вы должны знать, необходимое условие для достойного причащения Святых Христовых Таин.

Относительно канонов, которые читаются ко Святому Причащению, вы можете придерживаться двух практик. Первое. Если вы готовитесь ко Святому Причащению, читая каноны по каноннику – вы должны решить с духовником. Тогда вы, определив день, когда вы Причащаетесь, накануне прочитываете те каноны, которые положены. Если вы Причащаетесь в среду, то накануне вы будете читать канон Покаянный и канон Иоанну Предтече. Если вы Причащаетесь в четверг, то в среду под четверг вы будете прочитывать каноны Кресту, Божией Матери и Ангелу-хранителю. Каждый мирянин, каждый христианин должен определиться, как он читает канон. По правилу, которого придерживаются в Троице-Сергиевой Лавре, читают постоянно одни и те же каноны: покаянный, Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу-хранителю - так определяет Устав Лавры. Если благословит духовник, то можно этого правила придерживаться. А если вы решили с ним читать по Каноннику, то вы уже сообразуетесь с тем днем, в который вы Причащаетесь.

Что делать, если не чувствуешь своих грехов? Вы знаете, это особенность нашего времени. Мы не чувствуем своих грехов, своей греховности по простой причине – нас окружает завораживающий мир. И нам очень трудно увидеть изъяны своей души, свою болезнь. Но мы, христиане, должны знать, что если человек не видит своей греховности, это не значит, что у него их нет. У него есть грехи. В этом случае его единственным средством является обращение к Богу. Даже великие подвижники, Отцы Церкви молились о том, чтобы Господь растопил ледяное сердце, чтобы Он привел в чувство, чтобы этот камень спал с души, потому что он закрывает видение грехов.

Отец Никон Воробьев в книге " Нам оставлено покаяние" дает советы в письмах одной из своих чад. Советую вам приобрести его книгу, и у вас будет очень хороший взгляд на исповедь и на то, как надо относиться к вопросам духовной жизни. Если мы не видим своих грехов, значит мы в прелестях, значит мы во грехах, значит надо просить Господа дать их увидеть. Пособия, которые сейчас продаются, в какой-то степени, могут сыграть определенную роль. Прочитав их, мы можем вспомнить, в чем согрешили. Чувство раскаянности появляется не сразу. Даже после исповеди не у каждого может появиться чувство раскаянности, чувство спокойствия, удовлетворения. Но это не значит, что это дело надо оставлять. Надо быть решительным.

Покаяние начинается с того, что ум сочетается с сердцем. Сердце горит, а ум желает раскаяться. Изменения происходят в сердце, оттуда начинается покаяние, там приносится жертва, здесь рождаются мысли худые и добрые. А грех может оформиться потом. Если он родился в сердце человека, и человек сочетался с грехом, то до греха осталось совсем немного. Также и добродетель – если человек имеет желание, но у него нет возможности, то Господь примет как за добродетель. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: " Господь и намерения целует" . И в то же время намерения греховные, а они опасны, хотя греха не совершено. Это особенность жизни духовной: как только вы взяли ручку, чтобы записать грехи, – уже началось покаяние, уже началось изменение: у кого-то - в большей степени, у кого-то - в меньшей. А потом вы приходите на исповедь и констатируете факт. С каким чувством пришли, это тоже важно. Можно просто прочитать грехи или отдать священнику - это, я считаю, делается неправильно. А можно еще раз пережить их, это главное.

Исповедь можно совершать и отдельно от Причащения. Если душа тоскует, мучается, то в любое время дня и ночи можно прийти и исповедоваться.

 К Макарию Великому подошли братия и спросили: " Что значит покаяться? – Покаяться, ответил он, – значит, сознаться в своих грехах, оставить их и более к ним не возвращаться. Таким образом поступившие, из грешников стали праведниками, из беззаконников – святыми". Покаяние начинается с движения сердца и, может быть, ума, потому что сердце не всегда отзывчиво. Святитель Григорий Богослов говорит: " быстрее ума ничего не бывает". Даже если человек находится в состоянии неподвижности, его ум способен молиться, осознавать свои согрешения.

 

                                   Приложение.

I. Последование вседневной вечерни.

(Типикон - 9 глава)

 

Священно- и церковно- Служители Последование вечерни Книги
1 2 3
    Священник         Чтец   Священник             Чтец        Диакон          Хор  Священник            Хор          Хор            Хор              Хор              Хор    Диакон Священник          Хор    Диакон            Хор         Чтец    Диакон            Хор Священник          Хор  Священник          Хор    Диакон          Хор  Священник          Хор          Хор           Чтец   Священник          Хор          Хор       Диакон          Хор Священник          Хор     Диакон          Хор   Священник       Чтец     Диакон        Хор Священник           Хор    Диакон    Диакон           Хор    Диакон              Хор    Диакон            Хор    Диакон             Хор         Хор         Чтец       Чтец        Чтец            Хор        Чтец          Хор       Диакон                    Хор Священник          Хор         Чтец   Хор и чтец          Хор    Диакон            Хор  Священник              Хор        Чтец  Хор и чтец            Хор       Диакон                         Хор            Хор         Диакон          Хор Священник             Хор        Чтец           Чтец       Диакон          Хор  Священник            Хор  Священник          Хор    Диакон          Хор  Священник            Хор          Хор                    Чтец   Священник          Хор          Хор     Диакон         Хор  Священник         Хор   Диакон         Хор Священник         Хор        Чтец     Священник по окончании 9-го часа, облачившись в фелонь, открыв завесу, выходит из Алтаря северной дверью, становится перед Царскими вратами и возглашает: «Благословен Бог наш…» «Аминь», «Придите, поклонимся» (3 раза), «Благослови душе моя Господа» (пс.103) Читает тайно 7 светильничных молитв, которые находятся в Служебнике, в самом начале чина вечерни. Чтец, окончив 103 пс., произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (3 раза) В это время священник уходит в Алтарь, а диакон выходит северной дверью на амвон и произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся»-ектения великая Поет: «Господи, помилуй» Возглас после ектении: «Яко подобает Тебе всякая слава…» «Аминь» «Господи, воззвах». «Да исправится молитва…» Стихиры на 6 (после стиха «Аще беззакония назреши…»)   «Слава, и ныне» и поется Богородичен, а по вторникам и четвергам вечером Крестобогородичен Если есть Славник в Минее, то на «И ныне» поется Богородичен из 2-го приложения После стихир поет: «Свете Тихий» «Вонмем» «Мир всем» «И духови твоему» «Премудрость вонмем, прокимен глас» (1, 2, 3…), произносит прокимен дня Поет прокимен (2 раза) «Сподоби, Господи…»  «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» - ектения просительная «Господи, помилуй» и «Подай, Господи» «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси…» «Аминь» «Мир всем» «И духови твоему» «Главы наша Господеви преклоним». «Тебе, Господи» «Буди держава царствия Твоего…» «Аминь» Поет стихиры на стиховне 3   «Ныне отпущаеши…» Троп.cв., Трисвятое по «Отче наш…» «Яко Твое есть Царство…» «Аминь» Тропарь. «Слава, и ныне»: Богородичен из 4-го приложения Минеи Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже» «Господи, помилуй» (3 раза) «Яко милостив…» «Аминь» «Премудрость» «Аминь». «Утверди, Боже…»     II. Последование вседневной утрени. (Типикон – 2, 3, 4, 5, 7, 9 глава)   «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». (Этот возглас священник говорит перед Престолом, облачившись в фелонь, и делает кадилом крест) Шестопсалмие – шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102, 142. «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (3 раза). «Господи, устне мои отверзеши…» (2 раза) Великая ектения: «Миром Господу помолимся» «Господи, помилуй» «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…» «Аминь» «Бог Господь, и явися нам…» Ст.: «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его» (Пс.117) «Бог Господь, и явися нам…» Ст.: «Обышедше обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им». «Бог Господь, и явися нам…» Ст.: «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня»     «Бог Господь, и явися нам…» Ст.: «Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей, и есть дивен во очесех наших». «Бог Господь, и явися нам…» Тропари (2 раза) «Слава, и ныне»: Богородичен Кафизмы Седальны 50-й пс.   Канон. Ирмос 1-й песни Тропари канона Катавасия (На вседневной утрени катавасия поется по 3, 6, 8, 9 песни канона) После 3-ей песни катавасии «Паки и паки» -малая ектения «Господи, помилуй» «Яко ты еси Бог наш…» «Аминь» Седален; если 2 святых, ему предшествует кондак и икос 2-му святому Ирмосы и тропари 4, 5 и 6 песней В конце 6-й песни катавасия Малая ектения: «Паки и паки миром Господу…» «Господи, помилуй» «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу» «Аминь» Кондак (и икос, если он имеется) Ирмосы и тропари 7 и 8 песней (в конце 8-й песни «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки») Катавасия  ПРИМЕЧАНИЕ: во время чтения 8-й песни                           канона диакон совершает                           каждение. «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» «Величит душа моя Господа…» (Диакон совершает каждение всего храма) Ирмос 9-й песни: тропари канона (чтец), затем катавасия и сразу: «Достойно есть»   «Паки и паки…» - малая ектения «Господи, помилуй» «Яко Тя хвалят вся силы небесныя и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков» «Аминь» Эксапостиларий (или эксапостиларий и светилен) Хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с небес» и вседневное славословие «Исполним утреннюю молитву…»-просит. ект «Господи, помилуй» «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси и Тебе славу возсылаем…» «Аминь» «Мир всем» «И духови Твоему» «Главы наша Господеви преклоним» «Тебе, Господи» «Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш…» «Аминь» Стихиры на стиховне   Благо есть исповедатися Господеви» Трисвятое по «Отче наш» «Яко Твое есть Царство и Сила и Слава…» «Аминь» Тропарь, на «Слава, и ныне» - Богородичен   «Помилуй нас, Боже…» - сугубая ектения «Господи, помилуй» (3 раза) «Яко Милостив и Человеколюбец…» «Аминь» «Премудрость» «Благослови» «Сый благословен Бог наш…» «Аминь». «Утверди, Боже…»  1-й час                                                                             Служебник Часослов (или След.Псалтирь) Служебник     Часослов (или След.Псалтирь)   Служебник   Служебник     Часослов (или След.Псалтирь) Октоих, Минея, если 2 святых- только Минея Крестобогоро-дичен нах. На ряду в Минее   Часосл. (Псалт.) Служебник Служебник Служебник Служебник   Часослов (След.Псалт.) Служебник   Служебник    Октоих, Стихи из Часослова Часослов (Сл. Псалт.)   Служебник   Минея или Часослов Служебник   Служебник   Служебник     Часослов,  (След. Псалт.)     Служебник Служебник Служебник     Служебник Служебник     Минея 4-е пр. Минеи Псалтирь Октоих Часослов (Псалтирь) Октоих Октоих, Минея Минея     Служебник     Минея   Служебник     Служебник   Минея     Часослов     Служебник   В конце Октоиха, Минея След.Псалтирь (Часослов) Служебник   Служебник     Служебник     Октоих Стихи из Часослова Часослов     Минея, 4-е прилож. «в конец утрени»   Служебник   Часослов (След. Псалтирь)    

 

                         

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь