Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Великого поста и Святой Пасхи.



Христиане, начиная с первых времен, обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Нее праздники. Земная жизнь Божией Матери прославляется в следующих двунадесятых праздниках: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы. Празднуется 8 / 21 сентября. Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось лишь в древнем Церковном Предании: в творениях блаженного Иеронима, Епифания Кипрского.

 Иоаким и Анна   были бездетными. Бездетство считалось в еврейском народе наказанием за тайные или явные грехи, поэтому праведные родители Пресвятой Богородицы молились Богу, чтоб Господь простил им грехи и даровал им дитя. Господь внял их молитве. В день, когда праведный Иоаким пришел в храм принести жертву, священник не принял от него эту жертву, посчитав его грешным. Иоаким вышел из храма в глубокой печали и направил свои стопы в сад, где молился, чтобы Господь даровал им дитя. И тогда ему было обетование о том, что от него родится Преблагословенная Дщерь, которая будет Материю Господа и Спасителя. В то же время в саду молилась праведная Анна, и когда они встретились, то сообщили друг другу об этом благовестии. Через некоторое время родилась девочка, которую назвали Мария, она стала Материю Спасителя.

Указание на праздник имеются уже в IV веке. Нужно различать само событие и праздник как установленное Богослужение, совершаемое в честь этого события. Событие могло воспоминаться и в первые века христианства – апостольские, а Богослужебное празднование установлено в IV веке.

Особенности Богослужения этого праздника находятся в Типиконе (глава 48 под 8 сентября). Открывая Типикон под 8 сентября, вы встречаете указание: на Малой Вечерни… По Уставу Малая Вечерня всегда должна совершаться, если совершается Всенощное Бдение. В богослужебной практике, в настоящее время, совершение Малой Вечерни вы нигде не встретите, лишь в немногих монастырях Русской Православной Церкви или в Престольный праздник в Троице – Сергиевой Лавре.

Малая Вечерня - служба монашеского происхождения. Она появилась в Палестинских монастырях. Малая Вчерня предваряет собой Великую Вечерню, которая входит в состав Всенощного Бдения.

В Палестинских монастырях Вседневная вечерня совершалась раньше Вечерни, совершаемой накануне Великих праздников (Великой вечерни). В дни, когда совершалось Всеношное Бдение, Великая Вечерня начиналась позднее. Для того, чтобы восполнить пробел родилась служба – Малая Вечерня – служба, предваряющая собой Всенощное Бдение, в том месте, где в будний день совершалась Вседневная вечерня, стала совершаться Малая Вечерня.

Если праздник приходится на седмичный день, то служба совершается только празднику.

Если праздник случится в воскресенье (смотри: Типикон глава 48 под 8 сентября, 1 Марковая глава, надписание: аще праздник сей случится в неделю…), воскресная служба не отменяется, воскресная служба будет предварять службу праздника.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день

Предпразднства (7 сентября) и четыре дня Попразнства (8, 9, 10, 11 сентября).

     Предпразднство, Попразнство – совершается первая служба праздника, вторая – святому одному или двум.

 Если случиться в воскресенье, то Богослужение совершается по Марковой главе: аще случится попразднство в неделю… Воскресная служба всегда первая, препразднству или попразднству - вторая.

Отдание. Вся служба празднику, но менее торжественая – служба славословная. Если случится в седмичный день – вся сужба празднику, служба святому не поется. Память святых переносится или на день раньше, или на день позже. А если в воскресенье, Богослужение совершается по Марковой главе, по тому же принципу. Первая – воскресная, вторая – отдания. (Если на самый день праздника поет хор, читаются паремии, бывает лития, бывает полиелей, то в отдание всего этого нет). Но служба славословная.

Это законы, по которым Церковь действует в отправлении Богослужения.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 21 ноября по церковному календарю или 4 декабря по новому стилю. О празднуемом событии известного из древнего Церковного Предания, которое отражено в церковных песнопениях.

О введении Пресвятой Девы во храм по достижению ею трехлетнего возраста, упоминает Антиохийский епископ Мефодий ( I век), блаженный Иероним ( IV век), святой Григорий Нисский ( IV век), Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские( VII век). На Востоке праздник получил широкое распространение в VIII – IX веках.

Давшие обет родители, что если родится у них ребенок, они принесут его как жертву Богу в служение. Иоакин и Анна после достижения дочерию трехлетнего возраста, исполняют этот обет, данный еще до ее рождения. Они приводят ее во храм и тут свершается чудо: никем не поддерживаемая трехлетняя отроковица ступает по высоким ступеням Иерусалимского храма и ее встречает первосвященник Захария и уводит ее туда, куда сам мог входить один раз в год. Надо сказать, что церковные историки, описывая смерть Захарии, видят причину этого убийства в том, что она нарушил законом установленный порядок – ввел во Святая Святых трехлетнюю отроковицу. Матерь Божия жила при храме до 15-летнего возраста, потом она сказала о своем обете всегдашнего девства и тогда служители Иерусалимского храма решили обручить ее праведному старцу Иосифу.

Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе, (глава 48 под 21 ноября) и во многом схожи с богослужебными особенностями праздника Рожества Пресвятой Богородицы, за исключением Отдания.

 Служба Отдания имеет особенности. Служба святому если она попадает на праздник Рождества Богородицы – переносится. Если вы откроете Типикон на 12 сентября, то вы увидите: служба священномученику Автонома поется на прети. Вы переворачиваете лист назад и видите: память равноапостольной Феклы. И внизу написано: в сей день поется служба священномученику Автоному. То есть Устав уже предусмотрел особенности службы.

Придерживаясь этого принципа, мы совершаем службы отдания всех двунадесятых праздников. Но Введение из этого порядка выпадает.

 В Отдание праздника Введения совершается служба памяти двум святым – священномученику Клименту Римскому и священномученику Петру Александрийскому. Устав этого богослужения вы найдете под числом 25 ноября. Я не знаю причины: почему Церковь не перенесла память этих святых.

Отдание может быть в воскресенье первая служба будет воскресная, вторая – отдание, а третья Клименту Римскому. Четыре службы совершать не положено. Тогда когда же Петру Александрийскому? Ее переносят или вперед, или назад. Написано: Петру Александрийскому совершаем на повечерии. Это другой случай, его просто надо запомнить.

Общий закон таков – в отдании праздников вся служба праздников.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот праздник имеет больше всего особенностей, там вы найдете больше тридцати Марковых глав.

Праздник посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки. Архангел Гавриил был послан от Бога благовестить Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира. У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления. И только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы. О праздновании его известно уже в III веке. Богослужение находится в Типиконе (глава 48 под 25 марта).

Праздник Благовещения может случиться в дни Великого Поста или Светлой седмицы. В промежутке от четверга третьей седмицы Великого Поста до среды Светлой седмицы. Пасха не празднуется в одни день, а в разные числа, поэтому праздник Благовещения может случиться в любое число этого периода и, в связи с этим, богослужение праздника имеет свои особенности: один день предпразднства и один день попразднства. Почему так мало попразднства? Потому что Великий Пост.

 Всенощное бдение может начинаться Великой вечерней (воскресенье, понедельник), Великим повечерием (вторник – суббота) и Утреней (Великий четверг и Великая суббота) – это особенности.

 Службы часов в праздник Благовещения бывают либо обычные в субботу и воскресенье, либо великопостные, либо Великие часы, если в пятницу Благовещение, либо Пасхальные.

Литургий на этот праздник совершают только две: либо свт. Василия Великого, либо свт. Иоанна Златоуста. Никогда на Благовещение не служат Литургии Преждеосвященных Даров.

Сретение Господне. Его служебные особенности вы найдете в Типиконе (под 25 марта).

Как ориентироваться в богослужениях? Вот пришел Великий Пост, подходит 7 апреля / 25 марта, вы сморите: Благовещение случилось в субботу пятой седмицы Великого Поста. Открываете Типикон и смотрите Маркову главу: аще случится сей в Субботу Акафиста… – в субботу на пятой седмицу Великого Поста поется похвала Пресвятой Богородице. В честь избавления Константинополя и от персов в 626 году в похвалу Божией Матери был составлен акафист, который Церковь установила читать и петь в пятую субботу Великого Поста.

Если случится Благовещение на Пасху, вы также открываете соответствующую Маркову главу, и отправляете богослужение. Нам ничего уже не надо придумывать, все уже отработано, надо только правильно пользоваться.

Сретение Господне – 2 февраля / 15 февраля. Праздник Сретения известен на Востоке с IV века, а на Западе с V века. Известна точная дата – 543 год, в этом году при императоре Юстиниане установлено праздновать его особо торжественно, с крестным ходом, со свечами в память избавления Константинополя и его жителей от моровой язвы и в память избавления от землетрясения в Антиохии.

 Празднование отнесено ко 2 февраля по той причине, что 2 февраля сорокой день по Рождестве Христовом. А на сороковой день, согласно иудейскому закону, первенец должен был приноситься в храм. Сретение и есть принесение Христа в храм.

По своим богослужебным особенностям (Типикон, глава 48 под 2 февраля) праздник причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам.

Часто об этом ведутся споры – Богородичный праздник или Господский? Не надо спорить, а надо посмотреть соответствующую главу Типикона. Если вы увидите, что праздник случается в воскресенье, то воскресная служба не отменяется, значит, праздник можно отнести к Богородичным.

Но Сретение имеет и приметы праздника Господского, но он не отменяет службу, что дает основание говорить о том, что это праздник Богородичный.

Если праздник случится в седмичный день, то совершается вся служба праздника.

 Если в воскресенье – первая служба воскресная, вторая – праздника.

Прямого отношения к Богородице праздник не имеет. Она приносит Младенца Христа, исполняя установленный обряд. По Закону на 40 день должна приноситься жертва, но поскольку они были бедными людьми, они приносят двух горлиц. А по богослужебным особенностям мы его причисляем к Богородичным, потому что он не отменяет воскресную службу. Когда мы дойдем до Господских праздников, то вы увидите, что Господский праздник, случившийся в воскресенье, отменяет воскресную службу.

Кроме совпадения с воскресным днем, праздник может иметь еще свои особенности в зависимости от совпадения с днями подготовительных недель Великого поста. Это второй праздник, который имеет самое большое, но меньшее с Благовещением, число Марковых глав.(Типикон под 2 февраля, 1 - 6 Марковая глава )

 Поскольку Пасха празднуется в разные дни, а не в один строго определенный день, соответственно, начало пения Постной Триоди колеблется. Начало пения Постной Триоди может начаться в январе и естественным образом захватит праздник Сретения Господня. Тогда будет совмещаться служба подготовительных недель и праздник Сретения.

Предпразднство – один день, попразднство – семь дней. А может и вообще попразднства не быть. Если праздник стоит близко к Великому Посту, то может иметь меньшее число дней попразднства. Если он стоит непосредственно перед Постом в неделю Сыропустную, то вообще попразднства нет, потому что завтра начинается Великий Пост. И все это зависит от начала пения Постной Триоди, то есть от дня празднования Пасхи. Все это есть в Типиконе, все это вы найдете и ответите на все вопросы.

Успение Божией Матери. О празднике упоминается в творении блаженного Иеронима, Августина и святителя Григория Турского. В IV веке повсеместно праздновался в Византии при императоре Маврикии, одержавшем победу над персами. День Успения Богоматери сделался праздником общецерковным.

 Особенности богослужения вы можете найти в Типиконе (глава 48 под 15 августа). К достойной встрече праздника верующие подготавливаются двухнедельным постом, который именуется Успенским постом, установленным из подражания Божией Матери, которая всю жизнь и особенно последние дни жизни провела в строгом посте и молитве.

 Богослужебные особенности те же, что и на праздник Рождества Божией Матери. Если в седмичный день – вся служба праздника; если в воскресный, то служба предваряет собой службу праздника. Так же относительно предпразднства и попразднства.

Праздник Успения имеет один день предпразднства и восемь дней попразднства.

Господские праздники.

Рождество Христово празднуется 25 декабря / 7 января. Установлен праздник в первые века христианства и праздновался в один день с Крещением Господнем – 6 января. На 25 декабря был перенесен в Римской Церкви при императоре Юлии в первой половине IV века в противовес языческому культу солнца, широко распространившемуся по империи при Юлиане Отступнике. Из Рима обычай праздновать Рождество отдельно от Крещения распространяется в Константинополь, а оттуда во все поместные Церкви в том же IV веке.

Армянская церковь до настоящего времени сохранила обычай совершать Рождество Христово и Крещение в один день.

Считая Рождество Христово второй Пасхой, Церковь назначает перед праздником пост, который в богослужебных книгах именуется Малой Четыредесятницей. О богослужении в Рождественский пост вы можете прочитать в Типиконе (глава 48 под 14 ноября).

 Праздник имеет пять дней предпразднства и шесть дней попразднства.

 В канун праздника, то есть 24 декабря / 6 января называется Рождественским сочельником. Особенности богослужения в Типиконе (48 глава под 25 декабря).

Крещение Господне. 6 января / 19 января. Начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским, о нем упоминается в Апостольским постановлениях – это памятник II века. Во II веке на празднование Крещения и ночное бдение перед праздником указывает Климент Александрийский. В III веке свои Беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский, Григорий Неокессарийский, святые отцы IV века.

Праздник первоначально праздновался с Рождеством Христовым. Имеет четыре дня предпразднства и восемь дней попразднства.

Ближайшая суббота, неделя или воскресенье перед Крещением называется неделей или субботой перед Богоявлением.

 Богослужебные особенности праздника во многом схожи с особенностями праздника Рождества Христова. Типикон (глава 48 под 6 января).

В навечерие и в самый праздник совершается Великое освящение воды. Чин Великого освящения воды находится в требнике.

Преображение Господне празднуется 6 /19 августа. Об этом празднике известно, что существовал он уже в IV веке, свидетельствует об этом поучение святого Ефрема Сирина и святителя Иоанна Златоуста.

 Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства.

 Особенности богослужения смотреть в Типиконе (глава 48 под 6 августа).

Если любой Богородичный праздник случится в воскресенье, то служба воскресная не отменяется и совершается перед службой праздника, в соединении с ней, она предваряет ее.

Если любой Господский праздник случится в воскресенье, то служба воскресная полностью отменяется. Совершается служба только праздника. Это особенность Господских праздников. К особенностям праздника относится и то, что в этот день совершается освящение плодов. Как совершается освящение, можете посмотреть в требнике.

Воздвижение Креста Господня празднуется 14 / 27 сентября. Праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке равноапостольной царицей Еленой. Император Константин Великий, почувствовав благоговение к Кресту Господню, с помощью которого он одержал ряд побед над врагами, возымел желание отыскать Животворящее Древо Креста Господня. С этой целью он посылает в Иерусалим свою мать, равноапостольную Елену. В 326 году равноапостольная Елена обретает Животворящий Крест Господень под развалинами языческого капища, которое было воздвигнуто языческим императором Адрианом в самом начале II века. Было найдено три креста. И чтобы узнать, какой же из трех Крест Господень нужно было свидетельство свыше, и оно было явлено. Одни церковные историки сообщают нам о том, что мимо того места проносили больного человека, и когда его приложили к кресту, то он исцелился. А другие историки говорят, что мимо этого места проносили покойника, и он воскрес, удостоверив всех в чуде, происшедшем от Креста Христова. Под чувством благоговения патриарх Иерусалимский стал воздвигать крест, а народ, приехавший на это событие, восклицал: Господи, помилуй! Отсюда у нас Чин Воздвижения Креста в церквах и поклонение кресту. В VII веке к первоначальному событию присоединилось еще и одно. В 614 году персидский царь Хазрой пленил Животворящее Древо Креста Господня среди святынь, которые он похитил, ограбив Иерусалим. Через четырнадцать лет византийский император Ираклий одержал над персами победу и возвратил Животворящее древо Креста Господня. Так вот, в VII веке к воспоминанию об обретении Животворящего Креста Господня присоединилось другое событие – о возвращении Животворящего Древа Креста Господня из персидского плена. Два эти события праздновались в один день. Крест Господень в последствии разнесен по частичкам по всему миру, поэтому его можно видеть в разных церквах. Самая большая его частица находится в Иерусалиме.

 Праздник имеет один день предпразднства и семь попразднства.

Особенности богослужения находятся в Типиконе (48 глава под 14 сентября).

 Этот праздник убеждает нас в той непреложной истине, которую сообщает Типикон. Если мы раскроем эту книгу, то увидим: аще праздник случится в неделю, ничтоже воскресно поем... Указывает нам на ту особенность, которую мы должны всегда знать – Господский праздник, случающийся в воскресенье, отменяет воскресную службу – это закон.

Богослужение Великопостное. Пост Святой Четыредесятницы называется Великим по особой важности его значения. Древние христианские писатели свидетельствовали единогласно, что Пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневного поста Моисея, пророка Илии и, главным образом, в подражание посту Господа Иисуса Христа в иудейской пустыне. О том, что пост есть установление апостольское, свидетельствует 69 Правило Святых Апостолов. Кроме того, на апостольское установление поста и соблюдение его всей Первенствующей Церковью указывают отцы Церкви I–IV веков.

Апостольские века – это первые три века. А именно: святой Игнатий Богоносец (I век), Виктор, епископ Римский (II век), Дионисий Александрийский, Ориген ( III век), блаженный Ироним, Кирилл Алексанрдийский (IV век) и другие.

 С глубокой древности был определен и самый образ соблюдения поста Святой Четыредесятницы. Типикон (32 глава) говорит о том, как соблюдать пост. Наиболее строгими считаются первая, Креспопоклонная и Страстная Седмица.

 Службы Великого Поста, а также подготовительных к нему недель: неделя о Фарисее, неделя о блудном сыне, неделя о Страшном суде, сыропустная и мясопустная – помещены в Постной Триоди.

 Уставные особенности служб подготовительной недели к Великому посту, самого Великого поста и Страстной седмицы можно найти в Типиконе (глава 49).

В дни Святой Четыредесятницы совершаются:

1. Великое повечерие

2. Утреня

3. Часы с Чином Изобразительных

4. Вечерня

5. Литургия Преждеосвященных Даров

А также, Литургия святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого.

 Последование служб (1–4) изложено в Часослове, Божественная Литургия (5) в Служебнике.

Литургия Преждеосвященных Даров. Под этим именем разумеется Литургия, на которой верующим предлагаются Святые Дары, освященные прежде на предшествующей полной Литургии и сохраняющиеся на Святом Престоле в Дарохранительнице.

 Начало этой Литургии восходит к первым векам христианства, о чем свидетельствует святой Симеон Салунский и патриарх Константинопольский Михаил Кирулларий. Они говорят о том, что Литургия Преждеосвященных Даров имеет апостольскую основу и в древности она ничьим именем не надписывалась. Она совершалась в разных Церквах. О причащении Преждеосвященными Дарами в свое время свидетельствовали Иустин Мученик, свт. Киприан Карфагенский, свт. Григорий Богослов, свт. Василий Великий.

Как имеющая апостольскую основу, являющаяся творением апостольской Церкви, Литургия Преждеосвященных Даров не надписывалась чьим-нибудь именем. Что касается присвоения авторства святому Григорию Двоеслову (+ 604 году), то оно относится к позднейшему времени и возникло на почве глубокого почитания, с каким православный Восток относился к имени этого святого мужа, восстановившего в Римской Церкви давно забытые обычаи, среди которых обычай совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Когда в России господствовал Студийский устав, который был принесен на Русь Феодосием Печерским и с XI века до XIV он господствовал, но затем произошла постепенная смена Студийского на Иерусалимский устав. Так в России XI–XII веков, Литургия Преждеосвященных Даров совершалась во все седмичные дни Великого Поста, кроме субботы и воскресенья. Но со времени введения Иерусалимского устава и до настоящего времени, эта Литургия совершается только по средам и пятницам Великого Поста и в дни некоторых праздников.

 Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пятницу Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, а также совершается в память 40 мучеников, в Престольный праздник и в Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи.

Состав и порядок богослужения в первую – пятую неделю Великого Поста сходны с порядком богослужения приготовительной к этому посту недели.

 В первую неделю Великого Поста Церковь воспоминает победу правой веры над ересями, поэтому этот воскресный день называется Неделей Православия. В 842 году был впервые совершен чин, который совершается у нас сейчас с соборных церквах, составление его усваивается патриарху Константинопольскому Мефодию и выражает величие победы правой веры над ересями.

Вторую неделю Великого Поста Церковь называет Неделей светотворных постов. Православное учение о посте, как средстве к благодатному озарению, с особой силой раскрывается в воспоминании в эту неделю св. Григория Паламы.

В службе третьей недели Великого Поста Церковь прославляет Крест Господень, вынося его на середину храма для поклонения. Отчего и сама неделя получила название Крестопоклонной.

В богослужении четвертой недели Святая Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника.

В пятую неделю Святая Церковь воспоминает и прославляет подвиг преподобной Марии Египетской, которая посредством покаяния, поста и молитвы, взошла из глубины падения на высоту добродетелей.

В шестую неделю Великого поста Святая Церковь воспоминает Вход Господень в Иерусалим. Празднуется он не в одно и то же число, а зависит от Пасхи, но всегда празднуется за неделю до Пасхи.

Особенности богослужения этого праздника находятся в Типиконе (49 глава). Общий порядок богослужения такой же, какой имеют и другие Господские праздники. Он всегда бывает в воскресенье, вся служба праздника по Триоди, воскресная не поется.

 Имеет особенность: после чтения Евангелия на Утрени при чтении 50-го псалма, совершается каждение и затем читается молитва на освящение ваий. Ваи – ветви деревьев, пустившие почки, свидетельствует о новой зарождающейся жизни – символ Воскресения.

Богослужение Страстной седмицы, начинающейся за праздником Входа Господня в Иерусалим, удерживается еще общий покаянный характер. Каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и Евангельских чтениях на Утрени.

 В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

 В Великий четверг и Великую субботу – Литургия святого Василия Великого.

В Великую пятницу, по причине глубокого сокрушения, сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте – Литургии не совершается. В этот день совершаются Великие часы.

 Уставные особенности богослужения Страстной седмицы вы можете найти в Типиконе (49 глава).

Со дня Святой Пасхи начинается пение Цветной Триоди, книги по своему построению подобной Триоди Постной. Содержание Цветной Триоди посвящено Воскресению Христову, Вознесению Его на небо и Сошествию Святого Духа на апостолов.

 Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Триодь – святым Феодору и Иосифу Студитам.

I Вселенский Собор (325 год) своим определением постановил праздновать Пасху повсеместно в первое воскресение после весеннего полнолуния в пределах между 22 марта / 4 апреля и 25 апреля / 8 мая – в любой день этого периода может случиться праздник Пасхи и чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Особенности Пасхального богослужения с первого дня Святой Пасхи до ее Отдания, находятся в Типиконе (50 глава).

В 40-й день по Воскресении Господа Иисуса Христа совершается праздник Вознесения Господня, воспоминания событий, описываемых в Евангелии от Луки, Марка и Книги Деяний. Этот праздник всегда приходится на четверг шестой седмицы по Пасхе.

Совершать этот праздник предписывают Апостольские постановления. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует о важности и значимости праздника, а блаженный Августин усвояет ему апостольское установление.

 Особенности богослужения находятся в Типиконе (50 глава). Праздник имеет один день предпразднства и восемь дней попразднства.

Но, как правило, день попразднства не бывает по той простой причине, что в Соборных храмах, приходских и монастырях вся служба посвящается Отданию праздника Пасхи.

Антипасха – это день, воскресный день, первый после Пасхи. Название " антипасха" обозначает то, в этот день Церковь как бы возобновляет, как бы напоминает нам сам День Пасхи. И богослужение схоже с богослужением первого дня.

В ближайшие после праздника Воскресения, Святая Церковь совершает память 318 отцов I Вселенского Собора. Собор был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы. Собор проповедовал Сына Божия единосущна Отцу и исповедовал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек. Собор также вынес постановление о праздновании Дня Святой Пасхи. Это было первое постановление Собора, поэтому и память отцов и Собора празднуется в эти дни.

В 50-й день после праздника Воскресения Христова совершается другой Великий праздник – праздник Пятидесятницы, который прославляет Сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков – Книга Деяний сообщает нам об этом событии.

За день до праздника Церковь совершает вселенское поминовение усопших – Троицкая родительская суббота. Правила совершения богослужения в Типиконе (50 глава).

 Праздник святой Пятидесятницы установлен апостолами, о чем говориться говорится в Апостольских постановлениях.

 В этот праздник читаются коленопреклоненные молитвы. Коленопреклонение было Церковью отменено, поскольку Церковь призывала праздновать события Пасхи, события Вознесения Господня. И лишь в праздник Святой Троицы мы слышим эти коленопреклоненные молитвы. В IV веке были составлены святым Василием Великим молитвы, читаемые до сих пор на Вечерне в праздник, которые именуются " Молитвами коленопреклонения".

Праздник не имеет предпразднства, попразднство длится шесть дней.

 Особенности богослужения находятся в Типиконе (50 глава). Поскольку праздник в воскресенье, то вся служба празднику: воскресно ничтоже поем…

Неделей Всех Святых оканчивается пение Цветной Триоди и начинается пение Октоиха.

Постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918 году восстановлено древнее общее празднование памяти всех Русских Святых – в первое воскресенье Петрова поста.

 О посте в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла упоминается в Апостольских постановлениях.

Продолжительность поста колеблется в зависимости от празднования Пасхи – от восьми дней до шести недель.

 


[1] Лаодикийский собор (364 г.) запрещает входить в алтарь людям непосвящённым; однако, в настоящее время есть нужда в том, чтобы в алтарь входили люди, могущие проходить какое-то церковное послушание, — в данном случае — читать, петь, пономарить, смотреть за чистотой алтаря, — таким лицам, с разрешения епископа или настоятеля храма позволяется входить в алтарь. Возраст лиц при этом важен для женщин: если для алтаря, — например, в сельском храме, — необходимо присутствие женщины, то тогда смотрит настоятель на возраст; если женщина — девица, то она может войти в алтарь после 40 лет, если она вдова — после 60 лет, причём вдова после первого брака, — но всё зависит от надобности.

 

[2] Только для посвящённых допускается проходить через Горнее место, но при этом Игнатий Брянчанинов советует, чтобы проходящий со страхом Божиим, передвигался по Алтарю чинно, как бы с сосудом, наполненным водой; при этом крестятся перед иконой Спасителя на Горнем месте.

 

 

[3]     Гвозди, которыми скрепляется Престол, — кованые; забиваются гвозди круглыми камнями.

 

 

[4] Об определении дня Пасхи.

Занимаются составлением пасхалий, то есть высчитыванием дня празднования Пасхи лишь немногие специалисты. I Вселенский собор в 325 г. определил — праздновать Пасху в первый воскресный день, всегда после еврейской пасхи, после весеннего полнолуния (в числах между 22 марта – 25 апреля по церковному календарю).

В Древней Церкви часты были споры о дне празднования Пасхи. Римская Церковь в древности придерживалась традиции праздновать так, как потом определил I Вселенский собор, — что восходит к Апостолу Петру. Малазийские Церкви праздновали Пасху 14 Нисана, — на какой бы день это число ни приходило, — по традиции, восходившей к Иоанну Богослову. Попытка найти согласие в решении этого вопроса в середине II в. между Поликарпом Смирнским и Виктором, папой Римским, не привела ни к чему. В 325 году постановление I Вселенского собора определило день празднования Пасхи.

 

 

[5] Подробнее смотри: Всенощное Бдение и Литургия. Изд. Московской Патриархии, 2001.С.62-72

[6] Схема – таблица. Приложение в конце Лекции №4


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь